Организация работы по становлению социальной компетентности с детьми через театрализованную деятельность |
Театральные занятия | |||||||||||||||||||||
Автор: Андреева Тамара | |||||||||||||||||||||
06.03.2025 16:33 | |||||||||||||||||||||
«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве) Анализ современных исследований, а также опят работы дошкольных учреждений показывает, что в теории и практике воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся система воспитательной работы в дошкольном учреждении ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. Таким образом, происходит существенное изменение акцентов работе. Она должна обеспечивать не только формирование у детей системы знаний, умений и навыков, которые необходимы для обучения в саду, но также потребности в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении. Все это и составляет необходимое условие успешности развития ребенка и подлинной интеграции в общество. В связи с этим возникла необходимость создания широких возможностей для разнообразного общения детей, как со сверстниками, так и с большим количеством взрослых, основные и весьма эффективные пути реализации такого подхода следующие:
Неотъемлемым элементом и важнейшим средством воспитательной работы является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет решать ребенку многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Содержание театрализованных игр строится на детских песенках и потешках, кумулятивных сказках, авторских сказках, сказках-импровизациях, сюжет которых отражает простейшие ситуации. Театрализованная игра может проводиться и на основе проигрывания ситуации, создаваемой взрослым совместно с детьми, и разыгрываемость без предварительного ознакомления детей с потешкой, песенкой, сказкой. Педагогический замысел предлагает раскрытие основных развивающей работы, реализация которых возможна в процессе театрализованных игр:
В содержание входят режиссерские игры, игры-драматизации, авторские театрализованные игры, игры на развитие воображаемых движений, игры-упражнения на формирование представлений об эмоциях, на распознавание и произвольное проявление чувств, на гармонизацию личности ребенка. Предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы, те знания и умения детей, которые могут быть сформированы в процессе театрализованных игр;
- умение выражать элементарные чувства и настроения в соответствии с ситуацией, заданной сюжетной сказки. Важнейшим условием успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе с дошкольниками является организация предметно-игровой среды. Независимо от направления работы, для проведения театрализованных игр необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, которые в данном случае являются дидактическим материалом, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, иллюстрированный материал. Дидактический и раздаточный материал отбирается в соответствии с задачами и содержанием каждой театрализованной игры. Я подбираю таким образом, чтобы способствовать решению разнообразных задач: развитие мелкой моторики, совершенствование работы различных анализаторов, развитие восприятия, представлений, мыслительных операций, памяти, речи, внимания. Формирование интереса к театрализованной игре требует создания условий, при которых у ребенка возникли бы увлеченность ходом игры, понимание смысла, содержание театрализованной игры, а также стремление участвовать в ней. Возникновению такого интереса способствуют многократные наблюдения за игровыми действиями с театрализованными куклами, талантливо, а часто старательно, с любовью производимые педагогом. Ребенок должен чувствовать интерес и увлеченность ими взрослого. Для различных игровых ситуаций есть природный материал, дидактические игрушки: сборно-разборные модули, пластмассовые игрушки. Есть музыкальные инструменты, напольные ширмы. Работу по театрализованной деятельности я начала 3 года назад. Во второй младшей группе у детей не было ни знаний, ни умений, ни навыков. Начинала знакомить детей с кукольным театром. Детям на занятиях, в свободной деятельности, на развлечениях показывала небольшие кукольные спектакли. С большим удовольствием дети следили за педагогом. Кукольный театр и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Детей на занятиях знакомила с куклами. К концу года дети младшей группы, накопив определенный опыт, пытались участвовать в кукольном спектакле. Такое стремление я поддерживала, развивала и укрепляла. Обследование детей
Для детей средней группы самый простой и доступный театр кукол на столе и теневой. С большим удовольствием дети следят за движущимися фигурками на ярко освещенном экране. Теневой театр приковывает внимание детей, развивает умение сосредотачиваться. Играя в театр, у детей развивается: воображение, тактильно-двигательное восприятие, коррегируется речь. Здесь я использовала приемы: проигрывала действия на глазах у детей, совместное выполнение игровых действий педагога с ребенком, выполняли игровые действия по подражанию действиям педагога, выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому педагогом. В этот период у детей развивалось умение импровизировать, выражать свои эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать голосом и интонацией особенности роли. Здесь дети должны почувствовать, что процесс театрального действия интересен, приносит радость и удовольствие. Особенно важно на этом этапе, чтобы ребенок постепенно в процессе игр из пассивного зрителя превратился в активного их участника. Ребенок может фиксировать взгляд, внимание на движениях взрослого, на изменениях его мимики, наблюдать за перемещением театральных кукол, находить каждой игрушке место на столе, полу, за ширмой. Это способствовало развитию зрительно-двигательной координации. К концу года дети средней группы участвовали в показе игры-драматизации «Теремок». Таким образом у детей появилось желание участвовать в совместных спектаклях. Обследование детей
В старшей группе дети сами выбирали сказку, которую они хотели бы посмотреть, послушать. У них больше стал проявляться интерес к игрушкам, костюмам. Игра-драматизация в старшей группе является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности, закладываются основы коллектива сверстников. Игра-драматизация дает возможность охватить всех детей группы: активных и пассивных, бойких и робких. В игре развивается речь детей, восприятие. Подготовку к театрализованной деятельности я проводила в несколько этапов. Вначале я читала произведение, затем проводила беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Для развития умения слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев. Чтобы ребенок был уверен в себе, я даю ему возможность проявить себя в какой-то роли по желанию, назначаю на главные роли наиболее робких, застенчивых, распределение ролей по карточкам, картинкам, загадкам, считалкам, проигрывание ролей в парах. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление хорошо выполнить действия. Таким образом в конце года дети ставили самостоятельно спектакли с использование разнообразных театров. Обследование детей
Таким образом, выполнение разнообразных игровых действий с театрализованными куклами, плоскостными и объемными их моделями, в виде настольного театра на всех трех этапах способствует повышению познавательной активности, обогащению словаря, формированию представлений ребенка о себе, об окружающем природном и социальном мире, расширению количественных, пространственных, временных представлений у детей дошкольного возраста с различными проблемами в развитии, тем самым повышает их уровень социальной компетентности в обществе.
|