Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы по становлению социальной компетентности с детьми через театрализованную деятельность
Театральные занятия
Автор: Андреева Тамара   
06.03.2025 16:33

Организация работы по становлению социальной компетентности с детьми через театрализованную деятельностьОрганизация работы по становлению социальной компетентности с детьми через театрализованную деятельность

«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)

Анализ современных исследований, а также опят работы дошкольных учреждений показывает, что в теории и практике воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся система воспитательной работы в дошкольном учреждении ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. Таким образом, происходит существенное изменение акцентов работе. Она должна обеспечивать не только формирование у детей системы знаний, умений и навыков, которые необходимы для обучения в саду, но также потребности в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении. Все это и составляет необходимое условие успешности развития ребенка и подлинной интеграции в общество.

Скачать конспект

В связи с этим возникла необходимость создания широких возможностей для разнообразного общения детей, как со сверстниками, так и с большим количеством взрослых, основные и весьма эффективные пути реализации такого подхода следующие:

  • создание особого стиля взаимоотношений педагогов с каждым ребенком
  • использование разнообразных форм работы с ребенком, в том числе введение дополнительных занятий: музыкально-игровых, «В мире сказок», направленных на социальное развитие
  • расширение возможностей использования разных видов детской деятельности (игры, рисования, аппликации, лепки, труда, конструирования) для интеллектуального развития
  • широкое использование музыки на занятии.

Неотъемлемым элементом и важнейшим средством воспитательной работы является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет решать ребенку многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Содержание театрализованных игр строится на детских песенках и потешках, кумулятивных сказках, авторских сказках, сказках-импровизациях, сюжет которых отражает простейшие ситуации.

Театрализованная игра может проводиться и на основе проигрывания ситуации, создаваемой взрослым совместно с детьми, и разыгрываемость без предварительного ознакомления детей с потешкой, песенкой, сказкой.

Педагогический замысел предлагает раскрытие основных развивающей работы, реализация которых возможна в процессе театрализованных игр:

  • учить имитировать движения, голоса, «преображаться» в персонажи в процессе театрализованных игр – развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей
  • учить действовать «понарошку»: расчесываться, умываться, вытирать полотенцем руки, на основе анализа бытовой ситуации, окружающей ребенка, драматизации потешки, песенки, стихотворения и коротких рассказов – продолжать обогащать и расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий
  • развивать умения имитировать движения в пластике, создавать образы животных, птиц, растений, насекомых, солнца, изображать поезд, машину – поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях
  • знакомить с ролью (кошки, собаки, курочки, медведя, лисы, зайца, волка, ежа и т.п.) и условностью выполнения игровых действий – воспитывать любовь к животным
  • учить принимать на себя роль и вести ее до конца, учить строить ролевое поведение – воспитывать самостоятельность
  • учить выбирать игрушку для игры-драматизации, соответствующую тексту потешки, песенки, стихотворения, сказки (шапочку для курочки, зайчика, лисы, медведя и т.п.) зрительно, тактильно на слух с помощью взрослого – развивать инициативу и самостоятельность детей в играх
  • учить выбирать игрушки для режиссерской игры, ориентируясь на их размер (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий), на цвет (красный, желтый, синий, белый, черный, зеленый) – коррегировать восприятие
  • учить выбирать предметы – орудия, природный и бросовый материал при подготовке к драматизации потешек, стихов, сказок – воспитывать самостоятельность
  • развивать пантомимические умения, умения удерживать позу совместно со взрослыми, по подражанию действиям взрослого и по образцу, предлагаемому взрослым или другими детьми
  • учить выбирать с помощью взрослого сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который педагог разрабатывает вместе с детьми – совершенствовать исполнительские умения детей в создании образа
  • развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с заменяемыми предметами и отличающимися от реальных – воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • развивать представление о себе (узнавание себя в зеркале, на фотографии)
  • формировать умение распознавать свое эмоциональное состояние и его оценивать
  • формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональные состояния: радость, гнев, испуг, огорчение – тренировка отдельных групп мышц
  • развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми – обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания
  • формировать неречевые (мимику, пантомимику, жест) и речевые средства общения – поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства
  • формировать умение выражать свои чувства и настроения в соответствии с заданной сюжетом сказки ситуацией – добиваться яркости и выразительности персонажа
  • формировать основы нравственного поведения – приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей
  • учить простейшей импровизации
  • развивать общую моторику в процессе использования имитационных движений
  • развивать пространственно-временные ориентировки

В содержание входят режиссерские игры, игры-драматизации, авторские театрализованные игры, игры на развитие воображаемых движений, игры-упражнения на формирование представлений об эмоциях, на распознавание и произвольное проявление чувств, на гармонизацию личности ребенка.

Предполагаемые результаты коррекционно-развивающей работы, те знания и умения детей, которые могут быть сформированы в процессе театрализованных игр;

  • умение взаимодействовать друг с другом по поводу подготовки к театрализованной игре с помощью взрослого
  • умение выбрать костюм, пальчиковую куклу, игрушку – бибабо и т.п. с помощью взрослого в соответствии с ролевой установкой
  • наличие положительного эмоционального отношения и подлинного интереса к содержанию театрализованных игр и действиям в соответствии с ролью
  • умение передвигать с помощью взрослого фигурки плоскостью, пальчикового театра и т.п. в соответствии с ролью, имитировать движения персонажей совместно с педагогом, по подражанию или по образцу
  • способность с помощью мимики выражать эмоциональные состояния персонажа (радость, гнев, испуг, огорчение), подражая взрослому, по словесной инструкции, в соответствии с текстом песенки или потешки
  • умение создавать роль с помощью мимики, жеста, звукоподражаний или слов

- умение выражать элементарные чувства и настроения в соответствии с ситуацией, заданной сюжетной сказки.

Важнейшим условием успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе с дошкольниками является организация предметно-игровой среды.

Независимо от направления работы, для проведения театрализованных игр необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, которые в данном случае являются дидактическим материалом, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, иллюстрированный материал. Дидактический и раздаточный материал отбирается в соответствии с задачами и содержанием каждой театрализованной игры. Я подбираю таким образом, чтобы способствовать решению разнообразных задач: развитие мелкой моторики, совершенствование работы различных анализаторов, развитие восприятия, представлений, мыслительных операций, памяти, речи, внимания.

Формирование интереса к театрализованной игре требует создания условий, при которых у ребенка возникли бы увлеченность ходом игры, понимание смысла, содержание театрализованной игры, а также стремление участвовать в ней. Возникновению такого интереса способствуют многократные наблюдения за игровыми действиями с театрализованными куклами, талантливо, а часто старательно, с любовью производимые педагогом. Ребенок должен чувствовать интерес и увлеченность ими взрослого.

Для различных игровых ситуаций есть природный материал, дидактические игрушки: сборно-разборные модули, пластмассовые игрушки. Есть музыкальные инструменты, напольные ширмы.

Работу по театрализованной деятельности я начала 3 года назад. Во второй младшей группе у детей не было ни знаний, ни умений, ни навыков. Начинала знакомить детей с кукольным театром. Детям на занятиях, в свободной деятельности, на развлечениях показывала небольшие кукольные спектакли. С большим удовольствием дети следили за педагогом. Кукольный театр и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Детей на занятиях знакомила с куклами. К концу года дети младшей группы, накопив определенный опыт, пытались участвовать в кукольном спектакле. Такое стремление я поддерживала, развивала и укрепляла.

Обследование детей

Год

На начало года

На конец года

2018-2019

уч. Года

Средний уровень       18%

Низкий уровень         82%

32%

68%

Для детей средней группы самый простой и доступный театр кукол на столе и теневой. С большим удовольствием дети следят за движущимися фигурками на ярко освещенном экране. Теневой театр приковывает внимание детей, развивает умение сосредотачиваться. Играя в театр, у детей развивается: воображение, тактильно-двигательное восприятие, коррегируется речь.

Здесь я использовала приемы: проигрывала действия на глазах у детей, совместное выполнение игровых действий педагога с ребенком, выполняли игровые действия по подражанию действиям педагога, выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому педагогом. В этот период у детей развивалось умение импровизировать, выражать свои эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать голосом и интонацией особенности роли. Здесь дети должны почувствовать, что процесс театрального действия интересен, приносит радость и удовольствие. Особенно важно на этом этапе, чтобы ребенок постепенно в процессе игр из пассивного зрителя превратился в активного их участника.

Ребенок может фиксировать взгляд, внимание на движениях взрослого, на изменениях его мимики, наблюдать за перемещением театральных кукол, находить каждой игрушке место на столе, полу, за ширмой. Это способствовало развитию зрительно-двигательной координации. К концу года дети средней группы участвовали в показе игры-драматизации «Теремок». Таким образом у детей появилось желание участвовать в совместных спектаклях.

Обследование детей

Год

На начало года

На конец года

2019-2020

уч. года

Высокий уровень              –

Средний уровень               32%

Низкий уровень                 68%

10%

48%

42%

В старшей группе дети сами выбирали сказку, которую они хотели бы посмотреть, послушать. У них больше стал проявляться интерес к игрушкам, костюмам. Игра-драматизация в старшей группе является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности, закладываются основы коллектива сверстников. Игра-драматизация дает возможность охватить всех детей группы: активных и пассивных, бойких и робких. В игре развивается речь детей, восприятие.

Подготовку к театрализованной деятельности я проводила в несколько этапов. Вначале я читала произведение, затем проводила беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Для развития умения слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев.

Чтобы ребенок был уверен в себе, я даю ему возможность проявить себя в какой-то роли по желанию, назначаю на главные роли наиболее робких, застенчивых, распределение ролей по карточкам, картинкам, загадкам, считалкам, проигрывание ролей в парах. Использование этих приемов вызывает у детей эмоциональный подъем и стремление хорошо выполнить действия.

Таким образом в конце года дети ставили самостоятельно спектакли с использование разнообразных театров.

Обследование детей

Год

На начало года

На конец года

2020-2021

уч. года

Высокий уровень             22%

Средний уровень            52%

Низкий уровень               36%

37%

44%

19%

Таким образом, выполнение разнообразных игровых действий с театрализованными куклами, плоскостными и объемными их моделями, в виде настольного театра на всех трех этапах способствует повышению познавательной активности, обогащению словаря, формированию представлений ребенка о себе, об окружающем природном и социальном мире, расширению количественных, пространственных, временных представлений у детей дошкольного возраста с различными проблемами в развитии, тем самым повышает их уровень социальной компетентности в обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год