Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками
Спорт, тренировки
Автор: Грибова Елена Викторовна, Переверзева Ирина Сергеевна   
28.10.2017 16:27

Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольникамиОрганизация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками

УДК 796: 373. 2

Авторы:

  • Грибова Елена Викторовна ст. преподаватель КИТвО МИОО
  • Переверзева Ирина Сергеевна инструктор по физической культуре ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»

«… забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А. Сухомлинский

Нагрузка по развитию физических навыков детей ложится, безусловно, на соответствующие занятия как на основополагающую форму систематического обучения, воспитания и их физического развития. Однако в поисках новых форм и методов работы, инструкторы по физической культуре отходят от традиционной системы занятий с дошкольниками и сосредотачивают свое внимание на поиске альтернативных, отвечающих требованиям современности, новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. Подобное разнообразие и разноплановость физкультурно-спортивных занятий помогают педагогам ДОУ культивировать в детях интерес, повышать двигательную активность и моторную плотность соответствующих занятий.

 

Скачать конспект

Альтернативная физическая культура в ДОУ, являясь частью системы физкультурно-оздоровительного комплекса, отличается использованием новых способов организации детей, формой построения самого занятия, нестандартностью привлекаемого оборудования. Среди вариантов проведения альтернативных физкультурных занятий можно перечислить:

  • интегрированные занятия (направленные, прежде всего, на раскрытие единой целостности темы посредством различных видов детской деятельности);
  • тренировочные занятия (где традиционная структура нарушается за счет нивелирования общеразвивающих упражнений и увеличения времени на работу над основными движениями, элементами спортивных игр);
  • круговая тренировка (где вводная и заключительная части проводятся в традиционной форме, а время, отведённое для общеразвивающих упражнений и основных движений, посвящено круговой тренировке);
  • занятия на спортивных комплексах, тренажерах (помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени, частично или полностью решают проблему дефицита пространства);
  • сюжетно-игровые занятия (на основе подвижных игр, квесты, др.);
  • занятия на основе музыкально-ритмических навыков;
  • занятия с раздаваемыми после общеразвивающих упражнений карточками с пиктограммами;
  • занятия на двигательные проявления детского творчества;
  • спортивно-интеллектуальные эстафеты и соревнования;
  • туристические походы-занятия, в т.ч. длительная спортивная ходьба по заданному маршруту, спортивное ориентирование, эстафеты;
  • занятия по интересам (позволяют выявить склонность детей к отдельным видам спорта с учетом их пристрастий, возможностей, пр.);
  • коррекционные занятия (направлены на восстановление индивидуального здоровья детей, есть комплекс мероприятий медицинского и психофизиологического характера);
  • др.

Удовлетворение потребности ребенка дошкольного возраста в движениях — есть важнейшее условие его жизнедеятельности и нормального развития как физического, так и интеллектуального. В свою очередь двигательная деятельность способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни. При этом на каждом занятии, вне зависимости от выбранного педагогом варианта его проведения, должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития дошкольников; присутствовать поэтапное обучение основным движениям и физическим упражнениям; содержание должно соответствовать достижению тренирующего эффекта; само занятие обладать достаточной общей и моторной плотностью.

Остановимся подробнее на первых двух вариантах проведения альтернативных физкультурных занятий. Среди ключевых требований к структуре интегрированных занятий стоит перечислить:

  • четкость, компактность и лаконичность преподносимого материала;
  • продуманность, логичность и последовательность разделов программы на каждом из занятий;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность и структурированность материала интегрируемых видов деятельности на каждом этапе занятия;
  • большая информативная емкость и упорядоченность движений;
  • систематичность выполнения физических упражнений;
  • соблюдение техники безопасности и временных рамок занятия.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на единовременное решение задач других образовательных областей, как то (таблица 1).

Таким образом, носящие интегрированный характер занятия способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира, т.к. объект, процесс или явление рассматриваются с теоретической и прикладной точек зрения одновременно. Переключение с одного вида детской деятельности на другой способствует вовлечению каждого в активный процесс, повышению эффективности и результативности занятий. При такой организации между детьми, их родителями, педагогами и иными специалистами ДОУ возникают более тесные отношения сотрудничества, налаживается коллективное взаимодействие.

Одним из вариантов тренировочного занятия является занятие с одним пособием, которое позволяет педагогу продемонстрировать весь спектр возможностей работы с выбранным спортивным предметом и многообразие способов его использования в различных видах деятельности (бег, равновесие, лазание и ползание, ходьба, прыжки, метание, др.). Необходимо подбирать разнообразные упражнения для обеспечения развития физических качеств и двигательных умений, поддержания положительного тонуса различных видов мышц, развития творческого воображения и фантазии по практическому использованию спортивного инвентаря (предметов) того или иного вида, но в зависимости от ситуации.

Так, общей целью подобных занятия является формирование полезной привычки к активным движениям; организация целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей; обеспечение высокого проявления качеств в различных видах двигательной деятельности и физической активности дошкольников. Понадобится минимум спортивных предметов: только веревочки или только обручи, гимнастические коврики. Задачи:

  • образовательные:
  • совершенствовать навыки самостоятельного построения и перестроения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу, используя звуковые и/или зрительные сигналы
  • закреплять умение выполнять танцевальные движения в дополнение к иным упражнениям
  • формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях и ситуациях
  • совершенствовать навыки правильного выполнения упражнений
  • обучать ещё более выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения
  • культивировать и развивать физические качества детей (быстроту, выносливость, гибкость, подвижность, ловкость)
  • воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, дарить чувство удовлетворения от правильно выполненных упражнений и заданий
  • совершенствовать навыки повторения и общего понимания действий взрослого
  • развивающие:
  • развивать глазомер и координацию движений
  • развивать физические качества (ловкость, гибкость, быстроту, равновесие, силу, выносливость, др.)
  • содействовать развитию двигательной активности в сочетании с музыкальным сопровождением различного плана
  • содействовать развитию двигательных проявлений детского творчества и разрешению двигательных парадоксов
  • воспитательные:
  • воспитывать культуру движения, культуру совместно выполняемых двигательных упражнений
  • воспитывать потребность и любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом
  • воспитывать такие позитивные качества характера, как смелость, находчивость, силу воли, целеустремлённость, умение работать в команде и пр.
  • воспитывать самостоятельность, решительность и ответственность
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки сотрудничества и взаимопомощи
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, повторять увиденные движения, копировать позы
  • речевые:
  • закреплять название спортивного инвентаря и физических упражнений
  • налаживать умение вести диалог со взрослым (воспитателем/инструктором по физической культуре): слушать и понимать, выполнять движения
  • координировать речь с выполнением определенных движений
  • формирующие:
  • формировать навык ориентировки в пространстве (например, быстрой сменой положения тела и направления, вращениями, остановками, др.)
  • продолжать формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие, положение, дыхание
  • валеологические:
  • знать о способах сохранения и укрепления своего здоровья
  • вырабатывать потребность ведения здорового образа жизни
  • воспитывать осознанное включение в процесс самооздоровления
  • содействовать формированию представления о строении тела человека, об организме в целом и его физических возможностях
  • оздоровительные (здоровьеформирующие и здоровьесберегающие):
  • способствовать формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия, оказывать тренирующий эффекты на сердечно-сосудистую и дыхательную системы
  • укреплять мышцы и суставы, сберегать прочность костей
  • создавать атмосферу комфорта для повышенной работоспособности
  • проводить профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.

Ниже (таблица 2) представлено примерное содержательное наполнение подобных занятий по работе с одним спортивным предметом: с веревочкой и с обручами.

Таким образом, содержание организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях продолжает активно обновляться. По-прежнему велика роль и значимость детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребенка, пользуются спросом дополнительные развивающие занятия физкультурно-спортивной направленности (аэробика, ритмика, спортивные танцы, др.), растет число вариантов проведения альтернативных и интегрированных занятий в ДОУ. Правильная координация обогащает двигательный опыт воспитанников, необходимый им в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Развитие как двигательной, так и познавательной активности способствует всестороннему развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, закладывает основу мотивации учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям; навык управлять своими движениями. Произвольность и осмысление движений позволяют детям впоследствии успешно овладевать учебными навыками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год