Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Опыт работы по обучению детей плаванию в дошкольном отделении
Спорт, тренировки
Автор: Голуб Елена Александровна   
24.10.2017 11:03

Опыт работы по обучению детей плаванию в дошкольном отделенииОпыт работы по обучению детей плаванию в дошкольном отделении

Инструктор по физической культуре БОУ школа 1150 имени дважды героя Советского союза К. К. Рокоссовского Голуб Елена Александровна

ЦЕЛЬ: систематизировать опыт работы по обучению плаванию детей в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ:

  • обобщить опыт работы по обучению плаванию детей младшего дошкольного возраста;
  • показать целесообразность использования элементов одновременной методике при работе с детьми младшего дошкольного возраста;
  • ознакомить с приемами и методами, используемыми мной в работе.

Формирование умения плавать предусмотрено программой со II-ой младшей группы. Но на четвертом году жизни ребенок мало приспособлен к организованной деятельности. В связи с этим, чтобы добиться правильного и успешного выполнения необходимых упражнений и команд нужно сделать занятия интересными и вызвать у малыша сознательное желание выполнять задание. Опыт работы показывает, что это возможно, если превратить урок по плаванию в игру и использовать простые и доступные упражнения.

 

Малыши достаточно сложно адаптируются к условиям детского сада, часто «отрыв от мамы» вызывает у детей стресс. Мои наблюдения показывают, что малыши лучше, быстрее, менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения детского учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

В методической литературе по обучению плаванию в основном широко рассматриваются методики и рекомендации по занятиям с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, и совсем немного, на мой взгляд, внимания уделяется работе с малышами. А ведь самый большой процент несчастных случаев на воде приходится на 6-10 лет, когда ребенок активно стремится проявить самостоятельность. Поэтому желательно, чтобы к 6-ти годам как можно больше детей овладели навыками плавания.

Если в работе с детьми II-ой младшей группы и средней группы детского сада использовать одновременную методику обучения, то процесс овладения плавательными навыками будет проходить более эффективно.

Можно предположить, что чем раньше начнется процесс обучения, тем больше возможностей обучить большинство детей с учетом индивидуальных данных развития, физической подготовленности и состояния здоровья.

Это открывает хорошие перспективы для систематических занятий плаванием в дальнейшем, для занятий спортивным плаванием, а также снижает вероятность возникновения несчастных случаев на воде.

Я предполагаю, что если использовать элементы одновременной методики при обучении во II-ой младшей группе, то дети быстрее адаптируются к воде и овладевают плавательными навыками, чем если начинать обучения по классической методике.

В широко представленной методической литературе по обучению плаванию в основном подробно освещены материалы по работе с детьми старшей и подготовительной групп, так как классически благоприятными оптимальным возрастом для начала занятий плаванием считается возраст 7-8 лет (из-за организационной готовности детей к этому периоду). Актуальность данной статьи в том, что возникла необходимость систематизировать свой опыт работы с младшими детьми, т.е. с детьми 3-5 лет, который опирается на широкое использование элементов одновременной методики, разработанной Т.А. Протченко и Ю.А. Семеновым.

Работа проводилась в детском саду, где имеется бассейн 3х7м глубиной 0,7 м. В дошкольном отделении работали четыре группы, из которых две группы — вторые младшие, одна средняя группа, одна старшая и одна подготовительная. Занятия проводились два раза в неделю по 15 минут во второй младшей группе; 20 минут в средней группе и 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной.

В связи с тем, что детский сад посещают в большинстве дети младшего дошкольного возраста, возникла необходимость особое внимание обратить на работу с детьми именно этой возрастной группы и систематизировать свой опыт работы.

В дошкольном отделении проводились физкультурные занятия во всех возрастных группах детского сада, а также индивидуальные занятия с ослабленными детьми и дополнительные занятия по подготовке к соревнованиям «Я умею плавать!».

Посещаемость занятий в среднем по детскому саду — 70% (с учетом болеющих и временно освобожденных от занятий плаванием детей).

Если не объявлен карантин, в течение года дети имеют возможность посетить 72 занятия. С учетом карантинов в среднем по детскому саду проводится примерно 60 занятий в год.

Для облегчения процесса обучения в бассейне имеются плавательные доски, мячи, ласты, аквапалки, тонущие и плавающие игрушки. В помощь преподавателю имеется «Уголок спасателя» и литература по методике проведения практических занятий по плаванию с детьми всех возрастов, а также литература по обучению технике спортивного плавания.

Овладение техникой плавания предполагает использование подготовительных и подводящих упражнений, в том числе и на суше. Новые движения рук, ног, дыхание и их согласование выполняются сначала на бортике, а потом переносятся в воду. До последнего времени эти упражнения проводились мной на занятиях по плаванию, занимая при этом до 15% времени урока. Сейчас подготовительные упражнения я перенесла на физкультурные занятия, включив их в подготовительную часть занятия и в ОРУ, тем самым увеличив время нахождения детей в воде.

После овладения детьми вдохов – выдохов в воду, скольжения на груди и спине переходим к разучиванию движений рук и ног, как при плавании кролем. Обучение начиналось с освоения способа «кроль» на груди и на спине. Но не у всех это успешно получалось. К концу учебного года лишь 50% обучаемых детей могли проплывать 14 и более метров без оступания на дно и без вспомогательных средств.

Многие дети стремились выполнить свои произвольные движения руками, подбирая дыхание как им удобно, и при этом дольше оставались на воде в безопорном состоянии. Таким образом оказалось, что не для всех детей «кроль» является любимым и удобным способом.

Со следующего года я решила, после овладения упражнениями на дыхание и техником скольжения разучить с детьми движения рук и ног, как при плавании способами «кроль», «брасс», «дельфин», одновременно. Разучивание было проведено на нескольких занятиях по физкультуре. Далее, в воде детям было предложено проплыть «сколько сможешь», работая руками «брассом», ногами «кролем», руками «кролем без выноса руки», ногами «кролем», «брассом» или «дельфином» и т. д. Самым удобным вариантом, как оказалось, стал – руки «брасс» — ноги «кроль» и руки «кроль без выноса руки» — ноги «кролем». При этом многие ребята быстро научились сочетать плавательные движения со вздохом и выдохом в воду. В дальнейшем я стала работать, сочетая классическую методику (на начальных и последних занятиях) с одновременной (в середине обучения). К концу учебного года 85% детей старшего дошкольного возраста проплывали более 15 метров любым удобным способом. 50% детей подготовительной группы проплывали 25 метров, что подтвердили соревнования «Я умею плавать!» проведенные в бассейне «Орбита» (г. Зеленоград) на глубокой воде, где команда нашего детского сада заняла первое место и представляла Зеленоград на водно-спортивном фестивале в СК «Олимпийский» (Москва), участвуя во всех номинациях.

Уверенно держащиеся на воде дети на последних 6-8 занятиях перед соревнованиями быстро освоили основы спортивных способов плавания «кроль», «брасс», «дельфин».

У детей младшей, второй средней групп закрепляются умение и навыки движений в воде, приобретенные в более раннем возрасте (ясельная группа).

Нужно учитывать, что чем меньше ребенок, тем более образно его мышление. Поэтому все занятия с малышами я провожу в имитационной форме. Чтобы ребенок понял суть задания, он должен представить образ – «лягушка», «фонтанчик», «дождик» и т.д.

С начала учебного года на занятиях по физкультуре мы разучиваем движения рук как при плавании «брасс»«лягушка», «кроль»«мельница», «кроль без выноса рук»«собачка»; ног – «лягушка», «ножницы». На занятиях по плаванию дети быстро вспоминают эти движения и пытаются выполнить их в воде, опираясь ногами за дно или держась за бортик, или с поддерживающим средством (доска, мяч).

Первое занятие малышей – это экскурсия в бассейн, знакомства с правилами, которые они должны соблюдать. Очень хорошо если в раздевалке детей встретит какой-нибудь сказочный герой (переодетый взрослый сотрудник детского сада) и расскажет им об этих правилах, покажет душевые, объяснит, зачем это нужно, а потом проведет в помещения бассейна. Затем дети подготовительной группы показывают малышам свое умение плавать и игры на воде. Демонстрация этого должна вызвать у малышей желание войти в воду, поплескаться и поиграть в ней с другими детьми.

Занятия с малышами проводятся по следующей схеме.

В подготовительной части занятия дети выполняют упражнения «дождик» (сидя на бортике опустить ноги в воду, выполнить движения ногами вверх, вниз – сделать «дождик»). Затем, спустившись в воду и держась рукой за бортик, пройти по периметру бассейна в обе стороны.

Далее переходим к упражнению на дыхание и погружение лица в воду. Здесь я широко использую плавающие игрушки. Такие упражнения как «подуть на кораблик», «сделай ветер», «утки» — довольно быстро помогают детям вспомнить или научиться выполнять вдох – выдох в воду.

В основной части занятия, держась руками за бортик или доску, выполняем движения ногами способом «кроль», «брасс»«ножницы», «лягушка». Постепенно учимся выполнять эти упражнения с погружением лица в воду. С первых уроков передвигаемся по бассейну, выполняя движения руками, как при плавании способом «брасс»«лягушки» способом «кроль»«мельница». Я добиваюсь выполнения этого упражнения с погружением лица в воду.

Когда дети начинают безбоязненно отрывать ноги от дна и опускать лицо в воду, т.е. освоены все предыдущие этапы, мы переходим к разучиванию скольжения – «стрелка».

На следующем этапе детям предлагается поработать ногами и руками в разных сочетаниях, выполняя движения рук и ног, имитирующие «лягушку», «мельницу», «ножницы», «хвостик» (ноги «дельфин») и при этом доплыть «на другой берег». Опыт показывает, что дети во II-ой мл. группе выполняют задание с удовольствием. Занятия вызывают интерес и концу учебного года 30% детей могут удержаться на воде без поддерживающих средств до 5-7-и метров во второй младшей группе и 60% в среднем.

Далее приведен конспект занятия №2 во II-ой мл. группе в период адаптации.

«Работа с детьми младшего дошкольного возраста в бассейне в период адаптации к детскому дошкольному учреждению» (конспект занятия).

Цель: учить самостоятельно передвигаться по бассейну, воспитывать безбоязненное отношение к воде, развивать координацию движений.

Ход занятия:

Дети заходят в бассейн. Вбегают золотые рыбки (дети старшего дошкольного возраста):

Здравствуйте, ребята!

Мы рыбки золотые
В бассейн к вам приплыли.
Хотим всем показать
Чему нас научили.

Дети садятся на скамейку. Золотые рыбки показывают танец в воле иод музыку с элементами спортивного и синхронного плавания.

Воспитатель:

- Золотые рыбки, а что нужно делать для того, чтобы научаться так плавать?

Рыбки:

- Нужно делать разминку.

Дети вместе с рыбками выполняют комплекс подготовительных упражнений под музыку.

Воспитатель:

-Давайте, ребята, посмотрим, какая хорошая водичка в нашем бассейне.

  • Проводятся упражнения:

Упражнение «Дождик»

Сидя на бортике работать йогами по воде как при плавании «кролем»

Дети спускаются в воду

Упражнение «Умываемся»

Упражнение «Путешественники»

Ходьба по дну бассейна, держась за бортик попеременно правой и левой рукой

Упражнение «Ветер на море»

В кругу, взявшись за руки, подуть па воду.

Упражнение «Пузырики»

Упражнение

Держась руками за бортик:

  • прыгать верх
  • работать ногами как при плавании «кролем»

Игровое упражнение «Кораблик»

Игровое упражнение с мячом «Дельфин»

Упражнение

Бросить мяч вперед из-за головы, догнать, «приплыть» к бортику, держась за мяч руками.

Игровое упражнение «Перевези игрушку на другой берег»

Игровое упражнение «Рыбаки»

Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо играли. Понравилось вам у нас? Тогда

приходите еще. А сейчас вам пора одеваться и идти в группу.

В средней группе большинство детей, кроме вновь прибывших и тех, кто много занятий пропускал в прошедшем году, уже хорошо адаптированы и без труда выполняют скольжение и «торпеду» (руки «стрелка» — ноги «кроль»). Они легко проплывают с доской 15-25 метров, выполняя выдох в воду.

Параллельно с совершенствованием и закреплением этих упражнений мы начинаем разучивание способов плавания в полной координации. Дети знакомятся со способами – «кроль», «дельфин», «кроль на спине».

В процессе обучения использую вспомогательные средства – доски и ласки. Для принятия правильного положения тела и головы предлагаю детям задания с проплыванием в обруч и под натянутую веревку.

Те, у кого плавание спортивным способом вызывает сильные трудности, продолжает осваивать плавание «своим» способом по одновременной методике.

3-4 раза перед соревнованиями при добровольном желании родителей, по воскресеньям, я занимаюсь с детьми на «большой» воде в бассейне МИЭТ. Те, кто проплывает в детском саду 2-3 круга без оступания на дно (28-42 м.), часто уже на первом занятии на глубокой воде без труда проплывают 25 метров «любимым» способом. Преодолеть страх перед глубокой водой помогает прыжок «соскок» в воду ногами вниз «солдатиком», потому что использование учебных прыжков в воду значительно облегчает и ускоряет процесс адаптации с водой, обучение проходит более эмоционально. Первые прыжки можно разрешить сделать ребенку, держась руками за шест. Вначале дети проплывают25 метров с глубокого места на мелкое место с доской в руках 2-3- раза. Далее без доски, рядом со мной, по одному, мы пытаемся проплыть 25 метров. Как правило, все, кто хорошо плавают в малом бассейне детского сада на третье занятие легко и без страха, самостоятельно проплывают 25 метров.

Наша команда принимает участие в фестивале «Я умею плавать!» ежегодно. Мы полностью выполняем все условия программы соревнований, т.е. проплывание 25 метров по глубокой воде, показывая четыре способа плавания поочередно, 2-4 ребенка проплывают 50 метров вольным стилем. Каждый из последних 5-ти лет команда становится финалистом Зеленоградского этапа водно-спортивного праздника «Я умею плавать!»

Уроки по плаванию успешно реализуются по методике Т.А. Протченко, т.е. одновременно обучение из всех составляющих элементов выделяют основные, освоение которых способствует быстрому изучению в целом и формированию более прочного плавательного навыка. Таковыми являются движения рук в сочетании с дыханием при плавании «кроль на груди», движение ног при плавании «брасом», движение туловищем в сочетании с движением ног при плавании «дельфин». Затем осваиваются остальные движения.

При проведении занятий по плаванию нужно способствовать обогащению двигательного опыта приобретенного на физкультурных занятиях, прогулках и удовлетворить естественную потребность детей в движениях. Это одна из задач. Стремясь к её выполнению необходимо учитывать уровень развития каждого ребенка, и его индивидуальные способности. К проведению каждого занятия необходима соответствующая подготовка помещения (проветривание, санитарная обработка), рациональное распределение материала необходимого для занятия.

Можно пользоваться следующими приемами обучения основным двигательным навыкам с детьми дошкольного возраста:

  1. Прием оказания помощи при выполнении движения. (Основной приём при формировании навыков у детей младшего возраста). Особенно эффективен при сочетании со словесными указаниями, пояснениями.
  2. Речевые указания: чаще всего в сочетании с показом, игровыми приемами, в форме конкретного задания. Например: «принеси мяч», «собери рыбок в корзинку» и т.д.
  3. Внесение игрушки: повышает эмоциональную насыщенность занятия.

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Праздник — это эффектная форма активного отдыха детей. Источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях.

Праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей, сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям, поддерживать хорошие дружеские отношения между собой. У ребенка воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и коллективных успехов

Ежегодно в бассейне проводятся спортивно-игровые мероприятия «Праздник Нептуна» и «Я – Водяной!», в которых принимают участие дети старших групп, а малыши присутствуют как зрители.

Для младших групп регулярно проводятся досуги на воде.

Сценарий праздника «Праздник Нептуна» приведен ниже.

Праздник Нептуна

(Веселые старты на воде).

СЦЕНАРИЙ

ВЕДУЩИЙ открывает праздник:

- Ребята, сегодня мы собрались в нашем бассейне, чтобы проверить, какие мы стали ловкие, сильные и быстрые за этот год, как подружились с водой, как научились плавать. Сегодня у нас проводится веселый спортивный праздник на воде — «Веселые старты на воде».

2 команды: команда 7 гр. — «Карасики»

команда 11 гр. — «Волны»

Будут проведены 4 эстафеты. Но какой же спортивный праздник без владыки морей и океанов «Нептуна»!

Под музыку (Сен-Санс, «Марш Льва») входит Нептун и ведет за руку Русалочку. Подходит к трону. Здороваются.

НЕПТУН:

Гордый я морей властитель
Рыб, дельфинов повелитель,
Мой дворец на дне морском
Весь усыпан янтарем.

Я пришел к вам в детский сад,
Чтоб увидеть всех ребят,
Чтоб узнать, кто плавать любит,
На турнир ваш посмотреть

И морские эти бусы (показывает бусы)
За победу всем надеть.
А со мной со дна морского
Стая рыбок золотых

Поспешила к вам на праздник
Сейчас увидите вы их!

Русалочка, зови золотых рыбок!

РУСАЛОЧКА: — Эй, рыбки золотые, скорей сюда плывите.

Нам танец покажите,

Ребят повеселите!

Под музыку вбегают золотые рыбки, исполняют танец на суше и в воде.

(Элементы синхронного плавания).

НЕПТУН: — Вот какие красивые рыбки живут у меня, и они дружат с Русалочкой! А теперь я хочу увидеть, как плаваете вы. Не привык я долго ждать, Турнир велю я начинать!

ВЕДУЩИЙ: начинает соревнования.

5 участников в каждой эстафете. Судья оценивают победителей и заносят результаты в протокол.

Эстафеты: 1 — держась руками за доску, проплыть вдоль бассейна и вернувшись на исходное положение, отправить следующего товарища.

2 — проплыть с 2-мя мячами вдоль бассейна и вернувшись назад, отправить своего товарища, передав ему мячи.

3 — «Кто быстрей». Проплыть вдоль бассейна, нырнув 2 раза под веревочку, натянутую поперек бассейна, и вернувшись назад, отправить своего товарища касанием «рука в руку».

4 — «Ловцы жемчуга». Какая команда соберет больше предметов со дна бассейна.

ВЕДУЩИЙ: — Уважаемый Нептун! Наш турнир окончен, теперь судья подведут итоги, и ты сможешь наградить победителей!

НЕПТУН: — Я посмотрел, как плавают ваши спортсмены, а теперь хочу увидеть, как плавают все ребята.

Ну, ребята!

В воду прыгайте скорее!
И купайтесь веселее!
Буду воду, я мутить,
И трусишек всех ловить!

Увлекать на дно морское
Тех, кто, ссорится с водою!

Дети прыгают в бассейн и купаются. Нептун ходит вокруг и старается дотронуться до каждого ребенка своим посохом-трезубцем. Дети прячутся от него, погружаются в воду с головой.

Свободное плавание и игра с Нептуном проводятся под веселую музыку. Смолкает музыка, дети выходят из воды.

ВЕДУЩИЙ: — А теперь послушаем, что скажут наши судьи и проведем награждение.

Русалочка и Нептун вешают медали участникам команды победившей отдельно в каждой эстафете. Русалочка и Нептун вешают морские бусы всем участникам соревнований и гостям праздника и вручают детям сок.

НЕПТУН: — Ну молодцы, ребята! Вижу, что все вы любите воду и многие из вас хорошо плавают!

А теперь пора прощаться,
Тяжек воздух мне земной!
Вам, желаю улыбаться
И дружить с любой водой!

Ухожу к моим русалкам
На морскую глубину,
Но не стоит огорчаться,
Через год я к Вам приду!

Звучит музыка. Нептун и Русалочка уходят.

Ведущий объявляет об окончании праздника.

Спортивные праздники – это не только соревнования. Здесь ярко прослеживается тесная связь с другими занятиями. Музыкальные занятия помогают в составлении хореографических композиций на бортике и упражнениях с элементами синхронного плавания в воде, которые дети с удовольствием демонстрируют зрителям. Декламирование стихов способствует развитию речи, а подсчет предметов в различных играх и конкурсах тесно связаны с занятиями математикой. Подготовка костюмов и оформление бассейна к празднику способствуют развитию художественного вкуса ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеизвестно, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Занятия плаванием благотворно влияют не только на физическое состояние ребёнка, но также развивает умственные способности и координацию движений. Чем раньше начинает ребёнок заниматься плаванием, тем более успешно будет он развиваться в дальнейшем. Мой опыт работы показывает, что при построении занятий с малышами очень эффективной оказалась нетрадиционная методика одновременного обучения, которая помогла сделать занятия более интересными а предлагаемые детям упражнения более доступными. В результате этого детям стало легче учиться плавать, а уровень плавательной подготовленности вырос.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Московский комитет образования. «Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет» — М., 1999.
  2. Семенов Ю. А. «Курс обучения плаванию для начинающих во всех возрастных группах» — М., 2000.
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Обучение плаванию в детском саду» — М., 1991.
  4. Московский комитет образования «Особенности обучения плаванию детей дошкольного и младшего возрастов» — М., 1998.
  5. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать» — М., 1985.
  6. Семенов Ю.А. «Навык плавания – каждому» — М., 1983.
  7. Маслов В. «Плавать должны уметь все» — М., 1972.
  8. Булгакова Н.Ж. «Плавание» — М., 1984.
  9. Научно — исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР «Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста» — М., 1985.
  10. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» — М., 2004.
  11. Теленчи В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» — М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты тестирования детей

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год