Родительское собрание – продуктивная педагогическая игра «Воспитание ненасилием в семье» |
Родительские собрания | |||
Автор: Молчанова Наталья Александровна | |||
13.07.2023 12:53 | |||
Родительское собрание – продуктивная педагогическая игра «Воспитание ненасилием в семье» Цели:
Участники: родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, педагог-организатор и школьный психолог. Подготовка.
I. Беседа классного руководителя с детьми «Кто для нас наши родители?». 2. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми (проводят психолог, классный руководитель). Процедура анкетирования учащихся может быть следующей: а) каждому школьнику вручается бланк анкеты: Начало предложения — окончания предложения
б) педагог, который проводит анкетирование в классе, разъясняет школьникам инструкцию: «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных»; в) школьникам вслух зачитываются предложения из анкеты, а они выбирают свои варианты продолжения этих предложений и отмечают на бланках свой выбор. III. Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (проводят психолог и классный руководитель). Анкета для родителей № 1 Считаете пи вы, что можно:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. Анкета для родителей № 2 Согласны ли вы со следующими утверждениями?
а) полностью согласен (согласна); б) трудно сказать; в) совершенно не согласен (не согласна). IV. Подготовка приглашений родителям на собрание (готовят учащиеся под руководством классного руководителя и педагога-организатора). V. Разработка памяток родителям (разрабатывает творческая группа в составе психолога, социального педагога, активных родителей класса и классного руководителя). Оформление, оборудование и инвентарь:
Ход проведения. I. Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной игровой группы. 11. Социальный педагог, педагог-организатор, психолог, два-три родителя образуют группу экспертов. III. Классный руководитель в своем кратком вступительном слове говорит об актуальности проблемы жестокости и необходимости поиска альтернативных методов воспитания, о целях и процедуре проведения родительского собрания. Он представляет членов экспертной группы. IV. Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов: — За что и почему родители оскорбляют и бьют детей? — Каковы последствия физического и психического насилия над детьми? — Как обойтись без унижающих наказаний? — Если наказывать, то как? Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: а) проблемная постановка вопроса; б) выявление мнений в группах; в) презентация групповых мнений (выступления от групп); г) комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов. Результаты игры протоколируются «секретарями групп» или записываются на аудио- или видеопленку. V. Обсуждается и принимается решение родительского собрания в форме рекомендаций родителям. Рекомендации родительского собрания «Воспитание ненасилием в семье» (памятка родителям) Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызвано! даже не проступками ребенка, а нашей усталостью неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», и не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческою достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
|