«Значение нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ» |
ИЗО детям | |||
Автор: Нохманова Дина Дагировна | |||
23.07.2025 14:36 | |||
Исследования и практика показывают, что для детей с ОВЗ характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Характерной особенностью детей с ОВЗ является недоразвитие мелкой моторики и зрительно – пространственной ориентировки, недоразвитие изобразительно – графических навыков, отсутствие творческого воображения. Изобразительная деятельность занимает особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Художественно – продуктивная деятельность является одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики. Традиционные способы и техники рисования подразумевают умение изображать предметы тонкими линиями при помощи кисти. Для детей с ОВЗ эта методика является сложной. Проблему развития мелкой моторики у дошкольников можно решить через использование нетрадиционных техник в непосредственной образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей с ОВЗ и способствует более результативному обучению и развитию.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать простого копирования предлагаемого образца, т. к. вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия нетрадиционными материалами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник даёт возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. В своей работе с детьми я использую многие техники нетрадиционного рисования: кляксография, рисование ладошкой, рисование печаткой, монотипия, рисование тычком, рисование по мокрому фону, граттаж, отпечатание листьями деревьев, смешанная техника, рисование воздушным шаром, пупырчатым салафаном, газетой и др. Рисование необычными материалами, использование в рисовании нетрадиционных техник, позволяет детям ощутить множество положительных эмоций. Работа с нетрадиционными техниками изображения превращается в свободный творческий процесс, который развивает детскую фантазию, воображение, снимает страх перед неудачей. Дети, которые испытывали трудности при рисовании карандашом и кисточкой, с удовольствием рисуют пальчиками, печатками, отпечатками листьев. Очень интересно наблюдать, как дети дорисовывают кляксу, процарапывают рисунок, используя технику «граттаж». Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, они с удовольствием рисует на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Используя различные техники рисования, ребёнок без особого труда может создать свой собственный шедевр, у него появится уверенность в своих силах и желание рисовать дальше, быстрее и легче раскроются его творческие способности. Нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей, тем самым вызывает стремление заниматься таким интересным делом, как рисование. Постепенно дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах, они могут рисовать разными материалами, придумывать свои сюжеты для рисунков. Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес, воспитать у детей эмоциональное отношение к миру, так как развить только технические навыки недостаточно, важно научить ребёнка вложить в своё произведение душу, эмоции, чувства, переживания. О результатах художественного обучения можно судить не только потому, что ребёнок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования развивается познавательный интерес, происходит коррекция психических процессов и личностной сферы у детей с ОВЗ в целом. Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования у детей формируется уровень развития действий с различными материалами, происходит умственное развитие детей, повышается уровень творческого воображения, дети получают большой заряд положительных эмоций. Таким образом, я считаю, что овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика, что положительно сказывается на развитие мышления и речи познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение фантазия. Навыки, приобретённые в результате обучению нетрадиционному рисованию, способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения.
|