Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста
ИЗО детям
Автор: Сюваткина Анна Сергеевна   
16.05.2013 17:00

Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста» из опыта работыСюваткина Анна Сергеевна
воспитатель МБДОУ д/с №42 г.Тимашевска, Краснодарского края.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень россиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. В данном случае, речь идет о формировании интереса к изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель обязан систематически и активно распространять педагогические знания в формировании интереса к изодеятельности среди родителей, помогать семье, правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между приобретением опыта в стенах детского  сада и семейным воспитанием.


Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Виды работы дошкольных учреждений с родителями по формированию интереса к изодеятельности разнообразны: мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям, круглый стол  и т.п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное  общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспитании детей, оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми, а так же  ежеквартально выходит мини – газета для родителей в которой также затронуты вопросы о здоровье и воспитании детей.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего, или воспитателя, так и по просьбе самих родителей.
Основная форма работы с коллективом родителей - групповое родительское собрание, которое обычно проводится раз в квартал. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя о достижениях их детей в формировании интереса к изодеятельности (подводятся итоги работы за определенный период). Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Встреча родителей и воспитателей делается оживленной, если она сопровождается показом детских работ, экскурсией по детскому саду или группе, там, где была «приложена рука их ребенка». Будь то оформительская деятельность детей (например, актового зала), аппликаций «Овощей» и «Фруктов» и т. д. Таким образом, происходит стимулирование родителей, которые с охотой приобретут необходимые материалы для создания таких же мини-выставок в домашних условиях.
Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы относительно изобразительной деятельности. С отчета о выполнении решении собрания должно начинаться следующее собрание.
На общих родительских собраниях выносятся решения, которые доводятся до сведения всех родителей. Особое место в пропаганде педагогических знаний о художественном воспитании, занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть - в зависимости от условий - самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ. Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости.
Так, в разделе «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы (рисование, лепка, аппликация и т.д.) Материалы раздела сменяются ежедневно.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, и показывает, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц .
Раздел «Советы и рекомендации» не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания. Так же могут быть даны рекомендации родителям, по формированию интереса к изодеятельности, рассказ об успехах других родителей в этой деятельности, показ лучшего опыта родителей. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.  
Самой большой популярностью у родителей пользуется раздел «О наших детях», рассказывающий о том, чего достигли дети, что они узнали, научились делать.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей в области формирования интереса к изодеятельности, становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного художественно-эстетического воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей - не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя в области изобразительной деятельности, его манерой общения с детьми может многому научить родителей, поможет продолжить такую работу с детьми в семье.
Работа с родителями, их педагогическое просвещение по формированию интереса к изодеятельности в семье должны осуществляться в определенной системе. В годовом плане работы с родителями, прежде всего, определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году. Так, если детский сад ведет углубленную работу по изобразительной деятельности и художественно-эстетическим воспитанием, это должно найти отражение и в работе с родителями: вопросы художественно-эстетического воспитания будут включены в тематику общих и  групповых собраний, групповых и индивидуальных консультаций; знакомя родителей с жизнью детского сада. Можно будет шире показать им процесс художественно-эстетического воспитания, организовать специальные открытые занятия; этой же теме будут посвящены тематические выставки, демонстрационные стенды, занятия-практикумы; можно запланировать и подбор специальной тематической библиотечки, папки-передвижки и т.д.                                                           Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического блока является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь  ребенку      
Приложение  №1

Раздел «Чем занимаемся в детском саду?»

 

Основная задача - развитие у детей интереса и желание заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают, прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры в изобразительной деятельности: выполнению элементарных требовании к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда.
Художественная деятельность. В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.
В предметном изображении осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Выделять главное пространственным построением, цветом, элементами динамики; в сюжетном изображении - построением на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю.
В аппликации создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы; осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы, намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой.
В лепке закреплять знакомые способы и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывание пластилина (глины) под углом ладонями рук; раскатывание и соединение различных форм; скатывание и вдавливание пальцем пластилина (глины); соединение нескольких частей в один образ.
Владея основными изобразительными и техническими навыками всех видов детской изобразительной деятельности, помогает передать некоторое сходство с реальным объектом, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением.
Приложение  №2


Раздел «Чем живёт группа?»

Для детей дошкольного возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, строения, окраску,  задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Основной заботой педагога является развитие интересов, способностей каждого ребенка, стимулирование активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проверять пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год