Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ИЗО детям
Автор: Костюченко Мария Евгеньевна   
23.07.2025 21:54

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Костюченко Мария Евгеньевна Воспитатель, МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

Т.С. Комарова писала, что «…детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл…» [2].

 

«Изобразительная деятельность дошкольников – это не только источник радости и самовыражения, но и ключевой фактор в формировании личности. Она неразрывно связана с развитием зрительного восприятия: чтобы нарисовать или слепить что-либо, ребенок должен сначала внимательно изучить объект, запомнив его характеристики – величину, цвет и форму. Этот процесс стимулирует развитие аналитического и синтетического мышления, умения сравнивать и обобщать. Более того, изобразительное творчество способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса и совершенствованию сенсорных способностей. Таким образом, расширяя свои познания и навыки наблюдения, ребенок одновременно укрепляет свой общий интеллектуальный потенциал» [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155, включает требования к изобразительной деятельности дошкольников в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [5].

Значение изобразительной деятельности для дошкольников заключается в том, что она помогает воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Также формируются мыслительные операции: сравнение, синтез, обобщение, анализ. В процессе занятий у дошкольников формируются нравственно-волевые качества: умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Занятия обогащают словарный запас: дети усваивают названия форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений, а также развивают мелкую мускулатуру рук и пальцев, а это важно для дальнейшего обучения письму в школе [3].

О важности изобразительной деятельности в развитии ребенка не устают повторять и современные педагоги. Ведь она — важнейшее средство эстетического развития: по мере развития и обогащения восприятия и представления детей о форме, цвете, строении предметов, эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус.

Изобразительная деятельность важна для детей младшего дошкольного возраста благодаря её роли в познавательном развитии, развитии эмоциональной сферы, речи и мелкой моторики. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией помогают ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире и выразить своё отношение к нему [54].

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать следующие виды изобразительной деятельности:

  1. Рисование. Тематика рисунков может быть разнообразной: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры. Для рисования используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски.
  2. Лепка. Лепка заключается в объёмном способе изображения. Ребёнок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Основные материалы и оборудование — пластилин, глина, стеки.
  3. Аппликация. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений [2].

Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трём направлениям

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности можно разделить на три основных группы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • игровые.

Особенности изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста проявляются в разных видах. Педагог, обучая рисованию детей младшего дошкольного возраста, способствует не только расширению их познавательной сферы и изобразительного опыта, но и помогает закрепить имеющиеся умения. Все достижения, которые получил ребенок в раннем возрасте, становятся основой его дальнейшего обучения. Занятия с этой возрастной группой строятся так, чтобы раскрывался имеющийся опыт, осваивались новые умения [1].

В процессе работы детям предоставляются педагогические эскизы, репродукции, фотографии и т. д. Такое многообразие должно стимулировать детей на собственное творчество. Главное здесь – обучение детей изобразительным приемам, которые они смогут использовать самостоятельно. Педагог направляет процесс рисования, корректирует движения ребенка, но при этом не мешает творческой инициативе, не рисует за ребенка.

Важно в этом возрасте научить ребенка правильно держать инструменты. Изменить неправильные навыки в дальнейшем будет значительно сложнее. В качестве методов и приемов используются образцы, эскизы, словесные указания (в художественной форме). Именно в младшей возрастной группе педагог может проводить анализ детских работ. Педагог отмечает положительные моменты, старается подчеркнуть даже малые достижения.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат [3].

Библиографический список

  1. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. 2017 г.
  2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Т.С. Комаровой М.: 2000г.
  3. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» 2015 г.
  4. Косминская В. Б., Васильева Е. И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» — 2015 г.
  5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17. 10. 2023 г. https: //sinonim. org/sin#res (Дата обращения 21. 07. 2025)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год