«Применение нетрадиционных техник рисования в целях познавательного развития у детей раннего возраста» |
ИЗО детям | |||
Автор: Крушинская Оксана Евгеньевна | |||
08.03.2025 16:52 | |||
Согласно одному из принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС, является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Ранний возраст — время многочисленных экспериментов, где главный исследователь — ребенок. Поэтому изучение предметов, материалов и выполнение всех возможных способов действий с ними очень важны для него. Ребенок с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддержать его. Одним из таких экспериментов является рисование. А рисование с использованием нетрадиционных техник – еще и необычное, особенно в таком возрасте. В традиционной педагогике рисование называется продуктивным видом деятельности: дети создают «продукт» — рисунок. Чрезвычайно высока роль этой деятельности в познавательном, эмоциональном и речевом развитии ребенка.
Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных организаций. Такие нестандартные решения развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. А также развивают восприятие и способствуют накоплению умений владения разными инструментами. Это свободный творческий процесс, когда есть возможность нарушать правила использования некоторых материалов (а вот пальчиком да в краску). Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес. Эта деятельность пока напоминает игру. Игры с красками:
То есть выполняют задачи познавательного характера. Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально положительном речевом сопровождении взрослого, так как детям необходимо общение в сотрудничестве с взрослым, и оно помогает им узнавать мир. Во время данных игр — экспериментах малыши удивляются, когда на чистом листе появляются цветные следы от пальчиков, ладошек, от пробки и губки. Первые игры только готовят малышей к «сотворению шедевров». Они знакомятся с бумагой и красками, узнают, что у листа есть границы. Возьмите краску и лист формата A3, окрасьте свою ладонь и оставьте след на нем. Дети последуют вашему примеру. Если этого не происходит, помогите им окрасить ладошку и отпечатайте ее след. А затем они сами будут оставлять следы на бумаге двумя руками, а вы только подсказывайте: «Вот еще место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так малыши с вашей помощью заполнят весь лист бумаги. Затем взрослый спрашивает: «Что получилось? Давайте посмотрим!». Малыши называют предмет, который нарисовали. А педагог говорит: «Один лучик, еще один лучик». Затем спрашивает: «Сколько нарисовали лучиков?». «Много». «А сколько солнышек?». «Одно». «А какого цвета солнышко?». «Желтого». Ладошка без особых усилий со стороны ребенка оставляет яр-кий и широкий след. Рассмотрите игрушечную кошку. Обратите внимание детей на ее шерсть, цвет. Заранее приготовьте краску черного цвета и шаблон кошки. Помогите им оставить следы, ударяя кистью по бумаге, держа вертикально, заполняя весь шаблон. Получиться имитация фактурности пушистой поверхности. Пририсуйте пальцем глаза, носик. Пусть малыши покажут, где у кошки глаза, носик. Можно придумать и рассказать про кошек интересную и понятную историю. Обращайте внимание ребенка на предметы и явления, в которых можно заметить движение. Он с интересом будет наблюдать за падающими листьями. Сменяемость явлений в окружающей действительности подчиняется определенному ритму и чередованию. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно, чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом цветовых пятен с помощью пальчиков, обучаясь располагать их на листе. Повторяющиеся движения несложны, но быстро находят эмоциональный отклик в душе ребенка. Взрослый подключается к рисункам детей и вносит конкретное содержание: «Листочки, кругом листочки». Для привлечения внимания к процессу рисования можно использовать стихи, песни. Покажите малышам цветок. Вместе полюбуйтесь им. Скажите: «Посмотрите, какой красивый цве-ток! Потрогайте пальчиком лепестки. Вот ножка, на которой он стоит, она называется «стебель». А это листики. Стебель и листики — зеленые. Давайте понюхаем цветок. Ах, как он пахнет! Цветок — красный». Расскажите, что наступила весна и появилась зеленая травка. Предложите нарисовать цветы. Только после того, как дети увидят, потрогают, тщательно изучат цветок, игрушку или любой другой предмет, его можно рисовать. Малыши прижимают пробки к штемпельным подушкам с красной краской и наносят оттиски на обои. «Посмотрите, что получается?». «Получаются цветы». Детям нужно дать возможность освоить пространство листа с помощью этих доступных ему движений. Нельзя ограничивать их одним листом бумаги. Пусть они рисуют на листах разных размеров и разных цветов. На прогулке обращайте внимание на клумбы, на то, что они разного цвета. Тогда, рисуя, они будут выбирать тот цвет, который им нравится в данный момент. Необходимо помнить, что предметы и явления, которые рисуют, узнают и называют дети, должны быть положительно окрашены в его памяти. Учите малышей читать свои пока еще несовершенные рисунки, узнавая в них явления природы, игрушки и сказочных героев. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В ДОО проводятся такие формы взаимодействия с родителями: - Проведение групповых собраний «Малыш начинает рисовать», «Зачем крохе рисовать», мастер классы «Вместо кисти – ладошка», совместный досуг «Путешествие в страну сказок». Так как игры с краской удобнее организовывать дома, поэтому мы знакомим родителей с методикой обучения нетрадиционного рисования. - Оформление выставок «Это может Ваш малыш». Традицией группы стало организация выставок детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. - Фотоколлажи «Наши занятия», «У нас в саду». Для демонстрации навыков и умений у детей в познавательном развитии изготавливаем фотоколлажи. - Педагогические беседы с родителями, тематические консультации «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка». Для познавательного развития у детей раннего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования, необходима предметно – развивающая среда. Поэтому мы создали уголок «Островок творчества», где малыши экспериментируют с веществами и материалами, активизирующие творческую и познавательную деятельность. Таким образом, в результате работы по познавательному развитию через экспериментирование с веществами и материалами малыши в своей деятельности правильно используют геометрические фигуры, различают цвет, величину предметов, количество (много – один), ориентируются в пространстве.
|