Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Комментированное рисование как средство развития творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста»
ИЗО детям
Автор: Васина Наталья Анатольевна   
18.09.2024 05:26

«Комментированное рисование как средство развития творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста»«Комментированное рисование как средство развития творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста»

Что привлекает интерес ребёнка-дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность воплощать окружающую реальность на бумаге.

Развитие творческих способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. В своей работе с детьми использую именно этот приём. Использованием комментированного рисования проводится в зависимости от возраста как комплексные по развитию речи, ознакомлению с окружающим (или экологическому воспитанию) и рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированные — 1 -2 раза в неделю, в первой половине дня. Проводится данная образовательная деятельность по подгруппам 6 -7 человек.

Прием комментирующей речи позволяет мне организовать деятельность детей и объединить такие ее компоненты, как мотивационный, ориентировочный, операциональный и контрольный. Комментируя действия своих воспитанников, можно рассказать о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Комментируя действия детей в настоящем времени, фиксирую внимание детей на последовательности и способах выполнения заданий и результатах работы. При этом комментирующая речь, направленная ко всем детям, сочетается с индивидуальным обращением к каждому ребенку, и в итоге – с обобщением в речи действий всех воспитанников. Причем подведение итога по одному действию детей должно включать и переход к следующему этапу деятельности. Особое значение приобретает рассказ о предстоящих действиях.

Он помогает создать эмоциональную и интеллектуальную установку, опережающую деятельность самих детей, и регулировать их действия с опорой на нее. Так, в ходе занятий оцениваю своевременность включения воспитанников в деятельность, выполнение правил рисования и темп работы, способы и навыки обращения с различными предметами (карандашом, кистью, краской и т.д.). В конце занятий эмоционально оцениваю результаты деятельности каждого воспитанника и всей группы в целом. При этом комментируются как индивидуальные, так и коллективные успехи. Затем функции комментирования постепенно передаются самим детям. Комментирование ребенком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, ее конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения. А также представления законченного продукта, т.е. условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью. Привлекая детей к комментированному рисованию, использую примерную схему рассказа о будущем рисунке, рекомендованную Т.В. Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.

  • Расскажи, что ты будешь делать?
  • Расскажи, что будешь использовать?
  • Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?
  • Расскажи, как будешь делать?
  • Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

После того, как дети научились комментировать процесс рисования, стараюсь научить их комментированию его содержания непосредственно в ходе изобразительной деятельности (прием комментированного рисования). Для этого необходимо, чтобы тематика образовательной деятельности отражала круг интересов. Использую следующие темы: «Ребенок среди любимых предметов и игрушек»: «Ребенок среди взрослых и сверстников», «Ребенок в мире животных», «Ребенок и природа». Важно, чтобы одно содержание имело разные планы выражения, т.е. использовалась драматизация, сюжетно – ролевая игра, рисование и рассказывание на одну и ту же тему. Например, в образовательной деятельности по экологическому воспитанию комментированное рисование включаю как элемент «игры в путешествия». (С. Н. Николаева). Воспитатель играет роль экскурсовода и знакомит детей с природными явлениями и объектами. Дети на основе полученных впечатлений делают рисунки – «фотографии» и рассказывают, что у них получилось. Комментированное рисование сочетаю с составлением рассказа по созданной мной картине. Обращаюсь к детям: «Видите, какая красивая получилась картина. Давайте попробуем рассказать о том, что нарисовано». В процессе комментированного рисования по поводу схематичного изображения ситуаций, отражающих бытовой, игровой, познавательный и эмоциональный опыт детей (изображения выполняет взрослый мелом или маркером на доске, а сами дети также становятся объектами изображения), воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, сообщения, т.е. упражняются в коммуникативных высказываниях.

В образовательной деятельности по комментированному рисованию:

  • создаю оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней; ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • обеспечиваю главное условие общения – адресованность речи: ребенок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулирую и поддерживаю речевую инициативу (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляю целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • широко использую различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Комментированное рисование способствует развитию у воспитанников таких качеств:

  • оригинальность (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся знакомых, общепринятых, банальных, которая проявляется во всех видах деятельности),
  • гибкость (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию),
  • продуктивность (беглость мышления и воображения, рассматриваемая как способность к генерированию большого числа идей, вариантов решения проблем). Для этого используются такие методы, как дорисовывание незаконченных взрослым изображений и сюжетов, работа с картинками – нелепицами, создание ассоциаций и аналогии, метод фокальных объектов и др.

Таким образом, создавая программу по дополнительному образованию «Маленький художник», я обязательно использую метод «комментированное рисование», которое способствует формированию коммуникативных ситуаций и созданий условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования; положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год