| Нейрокинезиологические игры и упражнения в работе педагога-психолога и музыкального руководителя, как средство развития дошкольников |
| Психология | |
| Автор: Поршнева Юлия Викторовна Новикова Светлана Евгеньевна | |
| 24.12.2025 01:03 | |
|
Головной мозг — это самый загадочный орган, он состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое полушарие – логическое, правое – творческое). Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. А известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария. Но часто так бывает, что, межполушарное взаимодействие не достаточно сформировано. В этом случае, у детей отмечается:
Поэтому, с детьми старшего дошкольного возраста в целях коррекции и профилактики нарушений межполушарного взаимодействия рекомендуется проводить кинезиологические игры и упражнения. Дети выполняют их с большим удовольствием и интересом.
Соединение кинезиологических упражнений с музыкой усиливает эффект и дает потрясающий результат. Упражнения необходимо проводить ежедневно, начинать нужно от простого к сложному. Для фоновой музыки можно использовать К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К. Сен-Санс – Карнавал животных — Лебедь Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. " Воздух (Сюита "Музыка на воде". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" и др. Приведем пример некоторых нейрокинезиологических игр и упражнений, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях. Данные упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. - “Пальчиковые игры” — стимуляция внимательности, совершенствование мелких движений пальцами, формирование образного мышления, снятие напряжения с мышц верхних конечностей. Например: а). “Колечко”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с остальными: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке. Пальцы мизинец и указательные прожимаются по два раза. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. б). “Коза-корова”. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову». (в кулак не согнуты указательный палец и мизинец). - “Нейротаблицы на внимание”. Упражнение направлено на развитие навыка концентрации внимания, кратковременной памяти, на расширение угла зрительного охвата. В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: геометрические фигуры, цифры, алфавит, животные и т. д. Дети данное упражнение выполняют с большим интересом и положительными эмоциями. - “Кулак-ребро-ладонь”. Упражнение направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. а). Ребенку показывается три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь выпрямлена на плоскости, ладонь стоит на ребре, ладонь сжата в кулак. Взрослый проговаривает инструкцию, а ребенок выполняет. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. б). Данное упражнение интересно так же выполнять с использованием карточек-ориентиров, например: круг — кулак, узкий прямоугольник- ребро и широкий прямоугольник — ладонь. Данные фигуры выкладываются напртив обеих рук в хаотичном порядке и произносится ребенку вышеназванная инструкция. в). Можно предложить ребенку данное упражнение выполнять с предметами, например: каштан — кулак, карандаш — ребро, а лист с дерева — ладонь и др. - Упражнение “Ухо – нос”. Направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой — за противоположную мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Речевое сопровождение: Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо Кыш, улетай от меня, Цокотуха! - Упражнение «Бабочка» Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. Речевое сопровождение: Бабочка-коробочка, улетай под облачко. Там твои детки на березовой ветке - “Межполушарное рисование” — позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость. а). Детям, на специальном бланке, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками; б). Можно предложить рисовать одинаковые фигуры одновременно двумя руками (круг, домик, снеговик и др.) в). Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок» Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками. «Зеркальное рисование» При выполнении зеркального рисования расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. При выполнении «Зеркального рисования» рекомендуется включить фоном музыку. Выбор музыки зависит от настроения ребенка, от преследуемых педагогом целей и задач. Упражнения следует выполнять ежедневно примерно по 6-8 раз. Так как воздействие нейрокинезиологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект. Таким образом, систематическое использование нейрокинезиологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развития интеллекта ребенка; речи; развитие мелкой и крупной моторики, способствуют их координации; снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают состояние физического здоровья ребенка. Дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, агрессию; медлительность, пассивность).
|



Нейрокинезиологические игры и упражнения в работе педагога-психолога и музыкального руководителя, как средство развития дошкольников








