Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Нейрокинезиологические игры и упражнения в работе педагога-психолога и музыкального руководителя, как средство развития дошкольников
Психология
Автор: Поршнева Юлия Викторовна Новикова Светлана Евгеньевна   
24.12.2025 01:03

Нейрокинезиологические игры и упражнения в работе педагога-психолога и музыкального руководителя, как средство развития дошкольниковНейрокинезиологические игры и упражнения в работе педагога-психолога и музыкального руководителя, как средство развития дошкольников

  • Поршнева Юлия Викторовна, педагог-психолог МБДОУ д/с №85 г. Белгорода;
  • Новикова Светлана Евгеньевна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с №85 г. Белгорода

Головной мозг — это самый загадочный орган, он состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое полушарие – логическое, правое – творческое). Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. А известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария.

Но часто так бывает, что, межполушарное взаимодействие не достаточно сформировано. В этом случае, у детей отмечается:

  • чрезмерная активность, “не слышит” взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный
  • эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения
  • невнимательность
  • плохая ориентация в пространстве, не может скоординировать движения постоянно путает “лево” и “право”
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, испытывает трудности при их выполнении
  • отмечаются проблемы с речью
  • наблюдается “зеркальное” написание цифр и букв
  • отмечается слабая познавательная активность
  • недостаточно развита мелкая и общая моторика и т.д.

Поэтому, с детьми старшего дошкольного возраста в целях коррекции и профилактики нарушений межполушарного взаимодействия рекомендуется проводить кинезиологические игры и упражнения. Дети выполняют их с большим удовольствием и интересом.

 

Соединение кинезиологических упражнений с музыкой усиливает эффект и дает потрясающий результат. Упражнения необходимо проводить ежедневно, начинать нужно от простого к сложному.

Для фоновой музыки можно использовать К. Дебюсси. "Облака". А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета. К.-В. Глюк. "Мелодия". К. Сен-Санс – Карнавал животных — Лебедь Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада". И. Брамс. "Вальс № 3". Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы". Г.-Ф. Гендель. " Воздух (Сюита "Музыка на воде". К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика" и др.

Приведем пример некоторых нейрокинезиологических игр и упражнений, в которые можно поиграть со своим ребенком в домашних условиях. Данные упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

- “Пальчиковые игры” — стимуляция внимательности, совершенствование мелких движений пальцами, формирование образного мышления, снятие напряжения с мышц верхних конечностей. Например:

а). “Колечко”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с остальными: указательный, средний, безымянный, мизинец. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке. Пальцы мизинец и указательные прожимаются по два раза. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

б). “Коза-корова”. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову». (в кулак не согнуты указательный палец и мизинец).

- “Нейротаблицы на внимание”. Упражнение направлено на развитие навыка концентрации внимания, кратковременной памяти, на расширение угла зрительного охвата.

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: геометрические фигуры, цифры, алфавит, животные и т. д.

Дети данное упражнение выполняют с большим интересом и положительными эмоциями.

- “Кулак-ребро-ладонь”. Упражнение направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.

а). Ребенку показывается три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь выпрямлена на плоскости, ладонь стоит на ребре, ладонь сжата в кулак.

Взрослый проговаривает инструкцию, а ребенок выполняет. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе.

б). Данное упражнение интересно так же выполнять с использованием карточек-ориентиров, например: круг — кулак, узкий прямоугольник- ребро и широкий прямоугольник — ладонь. Данные фигуры выкладываются напртив обеих рук в хаотичном порядке и произносится ребенку вышеназванная инструкция.

в). Можно предложить ребенку данное упражнение выполнять с предметами, например: каштан — кулак, карандаш — ребро, а лист с дерева — ладонь и др.

- Упражнение “Ухо – нос”. Направлено на развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой — за противоположную мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

- Упражнение «Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке

- “Межполушарное рисование” — позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость.

а). Детям, на специальном бланке, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками;

б). Можно предложить рисовать одинаковые фигуры одновременно двумя руками (круг, домик, снеговик и др.)

в). Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»

Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками. «Зеркальное рисование»

При выполнении зеркального рисования расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

При выполнении «Зеркального рисования» рекомендуется включить фоном музыку. Выбор музыки зависит от настроения ребенка, от преследуемых педагогом целей и задач.

Упражнения следует выполнять ежедневно примерно по 6-8 раз. Так как воздействие нейрокинезиологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект.

Таким образом, систематическое использование нейрокинезиологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развития интеллекта ребенка; речи; развитие мелкой и крупной моторики, способствуют их координации; снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают состояние физического здоровья ребенка. Дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, агрессию; медлительность, пассивность).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год