Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Особенности психологического развития детей с ТНР и работа педагога-психолога ДОУ с ними.
Психология
Автор: Литвиченко Елена Николаевна   
23.12.2025 17:11

Особенности психологического развития детей с ТНР и работа педагога-психолога ДОУ с ними.Особенности психологического развития детей с ТНР и работа педагога-психолога ДОУ с ними.

В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений.

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.

 

Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.

Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.).

Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.

Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает ( «вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация.

С детьми групп КН 4-5 лет, 5-6 лет я работаю по авторской программе

«Развитие эмоций и навыков общения»

Направленность программы: коррекционно-развивающая

Целевая группа: дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ

Возрастная группа: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Конспект занятия №12

Тема: «Радость»

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоцией радости.
  2. Учить передавать это эмоциональной состояние, используя различные выразительные средства.
  3. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.
  4. Учить эмоционально воспринимать весёлое настроение людей.
  5. Учить детей ориентироваться в схематических изображениях радости.

Оборудование: пиктограмма «радость»; набор карточек-пиктограмм с изображение эмоций (на каждого ребёнка), картинка с изображением веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушный шарик или мяч; листы бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Игра «Поздороваемся»

Описание: Дети стоят в кругу. Психолог произносит слова:

Давайте, друзья, поздороваемся! (дети здороваются друг с другом за руки)

И скажем друг другу: «Привет» (дети хором дружно кричат «Привет»)

Пусть яркое светит нам солнышко, (Протягивают руки вверх)

А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ. (Машут рукой)

2. Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата»

Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры:

― Вот уже растет ребенок ―

Он чихнул, как взрослый!

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, что чувствовали девочки, когда смотрели на своего младшего брата?

Далее психолог предлагает детям найти среди своих карточек, пиктограмму с соответствующей эмоцией.

3. Упражнение «Фотография»

Описание: Психолог показывает детям фотографию девочки, с радостным настроением и обсуждает с детьми, что на ней нарисовано, почему девочка так радуется и т.д.

4. Упражнение «Я радуюсь, когда…»

Описание: Психолог кидает детям мяч. Тот, кто поймал мяч должен продолжить фразу: «Я радуюсь, когда…».

5. Упражнение «Солнечный зайчик»

Описание: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

6. Упражнение «Зеркало»

Описание: Дети передают по кругу зеркало и улыбаются, разглядывая своё лицо. После психолог обсуждает с детьми, что происходит с их лицом, когда они улыбаются.

7. Рисунок «Оживи кружочки»

Описание: Детям необходимо оживить кружочки и нарисовать радостное настроение.

Игра «Встретимся опять»

Описание: Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять! ”

Литвиченко Е.Н.

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Машенька»

г. Абакан Республика Хакасия

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год