| Особенности психологического развития детей с ТНР и работа педагога-психолога ДОУ с ними. |
| Психология | |||
| Автор: Литвиченко Елена Николаевна | |||
| 23.12.2025 17:11 | |||
|
В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом различия касаются практически всех психических проявлений. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности. Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы и т.п.). Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости. Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает ( «вижу, но не думаю».); снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительно-моторная координация. С детьми групп КН 4-5 лет, 5-6 лет я работаю по авторской программе «Развитие эмоций и навыков общения» Направленность программы: коррекционно-развивающая Целевая группа: дети с ОВЗ и (иди) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ Возрастная группа: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год Конспект занятия №12 Тема: «Радость» Задачи:
Оборудование: пиктограмма «радость»; набор карточек-пиктограмм с изображение эмоций (на каждого ребёнка), картинка с изображением веселой девочки; зеркало; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; воздушный шарик или мяч; листы бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши. Ход занятия: 1. Игра «Поздороваемся» Описание: Дети стоят в кругу. Психолог произносит слова: Давайте, друзья, поздороваемся! (дети здороваются друг с другом за руки) И скажем друг другу: «Привет» (дети хором дружно кричат «Привет») Пусть яркое светит нам солнышко, (Протягивают руки вверх) А мы ему: «Хей! Хей!» в ответ. (Машут рукой) 2. Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата» Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки. Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: ― Вот уже растет ребенок ― Он чихнул, как взрослый! Вопросы для обсуждения:
Далее психолог предлагает детям найти среди своих карточек, пиктограмму с соответствующей эмоцией. 3. Упражнение «Фотография» Описание: Психолог показывает детям фотографию девочки, с радостным настроением и обсуждает с детьми, что на ней нарисовано, почему девочка так радуется и т.д. 4. Упражнение «Я радуюсь, когда…» Описание: Психолог кидает детям мяч. Тот, кто поймал мяч должен продолжить фразу: «Я радуюсь, когда…». 5. Упражнение «Солнечный зайчик» Описание: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза). 6. Упражнение «Зеркало» Описание: Дети передают по кругу зеркало и улыбаются, разглядывая своё лицо. После психолог обсуждает с детьми, что происходит с их лицом, когда они улыбаются. 7. Рисунок «Оживи кружочки» Описание: Детям необходимо оживить кружочки и нарисовать радостное настроение. Игра «Встретимся опять» Описание: Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять! ” Литвиченко Е.Н. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Машенька» г. Абакан Республика Хакасия
|



Особенности психологического развития детей с ТНР и работа педагога-психолога ДОУ с ними.








