| Нейродинамический подход с использованием технологии песочной терапии в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. |
| Психология | |
| Автор: Черкасова С.В., Тихоновцева О.Г. | |
| 27.11.2025 22:26 | |
|
Черкасова С.В., Тихоновцева О.Г. МАДОУ №322 «Морозко», Красноярск, ул. Гусарова, 31. Цель: Создание условий для активизации и коррекции речевой деятельности и у дошкольников с ОВЗ по средствам тактильно-ориентированных и арттерапевических техник. Ключевые задачи:
На сегодняшний день одной из сложностей, встречающихся у детей дошкольного возраста являются затруднения в общении, нарушения в поведении детей и их неспособность вступать в игру со сверстниками, наличие эмоционально-волевых нарушений (проявление скованности, застенчивости или импульсивности), а так же проблемы с речевым недоразвитием и задержкой психического развития. Поэтому одной из главных задача педагога является создание условий, которые могли бы обеспечить успешность в развитии всесторонней личности ребенка, его когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы. Успешность, эффективность коррекции и развития речевых навыков и эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ может повысит одновременное сочетание нескольких здоровьесберегающих технологий, таких как: песочная терапия и нейроигры. Применение нейроигр и упражнений дает возможность быстрее и качественнее развивать высшие психические функции, интеллектуальные возможности, речь ребенка, эмоционально-волевые качества, т.к. происходит улучшение мозгового кровообращения, осуществляется развитие новых нейронных связей в коре головного мозга. А это в свою очередь приведет к повышению обучаемости, произвольности, адаптированности, снижению конфликтности, тревожности и возбудимости, облегчает процессы обучения чтению и письму, что является важными факторами в обучении ребенка на следующей ступени образования. Использование же песочной терапии дает детям прекрасную возможность для самовыражения, и является простым и действенным способом для проживания чувства, эмоций и переживаний. С ее помощью педагог создает условия для проявления ребенком собственной созидающей творческой силы, а так же высвобождения заблокированной энергии, активизируя при этом возможности самоисцеления. Организация занятий строится в свободной форме, что создает ситуацию безопасности, комфорта и расслабления. Педагог ставит перед детьми общую задачу (пара или подгруппа детей). В данном случае, детям предлагается договориться между собой, и используя кинетический песок, создать любое живое существо. После того, как животное создано, детям предлагается пофантазировать и презентовать свою работу: кто это, как какой категории живых существ относится, сколько ему лет, девочка или мальчик и т.д. Далее детям предлагается позаботится о своем животном и построить ему защищающий заборчик, используя бруски (лего). Но существует условие для постройки забора: бруски выкладываются поочередно то левой, то правой рукой. На каждый брусок проговаривается слово, характеризующее созданное живое существо (красивый, пушистый, веселый, игривый и т.д.). Далее дети кормят свое животное. Из набора картинок выбирают либо только овощи, либо фрукты, либо ягоды. Картинки выкладывают также поочередно левой и правой рукой перед животным, при этом называя что изображено на картинке. По окончанию занятия задается вопрос детям: «Как сейчас чувствует себя ваше животное? Хочется ли ему еще чего-то? Может оно о чем- то мечтает?» И если дети называют то, чего не достает животному, тогда им предлагается слепить это из оставшегося песка. Учитель-логопед преследует цель речевой мотивации, активизации всех речевых умений и навыков. Педагог-психолог -создает условия для того, чтобы дети получали положительный опыт взаимодействия друг с другом, стремились к самостоятельному поиску общих решений, совместно преодолевали трудности, что способствовало бы их сплочению и развивало умение слушать и слышать друг друга. Наблюдение и опыт показывают, что использование песка на занятиях позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию их социального поведения. Путем применения интегрированного подхода в коррекционно-образовательной деятельности с использованием нескольких технологий, мы достигаем улучшение качества речевой деятельности детей, снижения у них речевого негативизма, повышения уровня творческих и интеллектуальных возможностей, коммуникативных навыков, а так же стабилизации их психо-эмоционального фона, что способствует полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребенка.
|



Нейродинамический подход с использованием технологии песочной терапии в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.









