| Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ТНР «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку». |
| Психология | |||
| Автор: Хорева Марина Алексеевна | |||
| 27.11.2025 11:36 | |||
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Тополёк» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкий район Хорева Марина Алексеевна педагог-психолог Задачи:
Группа (возраст): группы компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 7 лет. Материал: набор изделий из муки (солёное тесто) и поднос с написанными названиями изделий, упражнения «Найди одинаковый хлеб», «Что одинакового испек пекарь?», «Найди одинаковые пироги», «Разложи на полках магазина хлеб, батоны, булочки, рогалики, бублики и крендели», «Разложи на полках магазина пончики, булочки, кексы и печенье», «Составь рассказ по серии картинок» (листы А4), Примечание: в зависимости от индивидуальных особенностей развития и сформированных навыков ребёнок выполняет предлагаемые задания самостоятельно или с помощью психолога, в полном объеме или частично, разного уровня сложности. Ход занятия: 1. Организационный момент. Ритуал начала занятия «Здравствуй» (кинезиологическое упражнение для развития мелкой моторики рук). Психологический настрой. Психолог: Делай вместе со мной (показывает движения руками): Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, юный мой дружок! Мы живем в одном краю – Я тебя приветствую! Поочередный перебор пальцев обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем в прямом порядке (от указательного пальца к мизинцу), затем в обратном (от мизинца к указательному пальцу). Психолог и ребёнок берутся за руки и говорят вместе: «Мы спокойны и добры, мы приветливы, нежны». Психолог продолжает один: «Давай сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту, красоту (руки вверх), а выдохнем через рот все обиды и огорчения (руки вниз)». 2. Основная часть. Расскажи стихи руками «Хлеб» (загадка). Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. Вырос он под синим небом, А пришёл на стол к нам – … (хлебом) Слегка покачивать руками, поднятыми вверх. Постукивание кулаками друг о друга. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. То же самое левой рукой. Сжимание и разжимание кулачков. Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх. Поднять руки вверх. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. Психолог спрашивает ребёнка о том, как он догадался, что это хлеб? Выслушав ответ, психолог продолжает: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят». (Если ребёнок согласится, что это овощи, то ещё раз психолог читает загадку и вместе с ребёнком разбирает о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!) Повтори скороговорку «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку» Ребёнок повторяет за психологом скороговорку в разном темпе и спокойно, громко, тихо. Игра в слова «Отгадай, что это?» Психолог просит ребёнка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». (Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).
Упражнения «Разложи хлеб и другие изделия из муки» Ребёнок раскладывает изделия из муки (фигурки из солёного теста) на подносе с названиями изделий, психолог произносит название изделия. Упражнения «Найди одинаковый хлеб», «Что одинакового испек пекарь?», «Найди одинаковые пироги». В каждом задании даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но два из этих рисунков совершенно одинаковые. Ребёнок определяет, какие именно рисунки полностью идентичные. Физминутка «Отличные пшеничные» (шведская песенка) Мы печем пшеничные Пироги отличные. Кто придет к нам пробовать Пироги пшеничные? Мама, папа, брат, сестра, Пес лохматый со двора. И другие, все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, Пироги пшеничные В печку посадили мы. Печка весело горит, Наша мама говорит: –Крошки, что останутся, Воробью достанутся. ( «пекут пироги») (разводят руки в стороны, пожимают плечами) (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно) (делают манящие движения руками) ( «месят тесто») ( «посыпают сахар») ( «пекут пироги») (разворачивают руки ладонями вверх) попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) (грозят указательным пальцем) ( «посыпают крошки») Упражнения «Разложи на полках магазина хлеб, батоны, булочки, рогалики, бублики и крендели», «Разложи на полках магазина пончики, булочки, кексы и печенье». Ребенок называет картинки в одном ряду, находит закономерность и продолжает ряд, выбрав из предложенных вариантов один. Упражнение «Составь рассказ по серии картинок» Ребёнок составляет предложения по рисункам, и складывая из них целый сюжетный рассказ: ребенок описывает действие, которое происходит от картинки к картинке, психолог параллельно его сочинению по рисункам, задает наводящие вопросы. 3. Итог занятия. Психолог: Что тебе понравилось больше всего делать? (Ответ ребёнка). – (Имя ребёнка) ты молодец! Ритуал окончания занятия «Спасибо в ладоши» (кинезиологическое упражнение для развития мелкой моторики рук). Прощание. Ребенок вместе с психологом выполняет движения: Спасибо, солнце золотое! Спасибо, небо голубое! Спасибо, юный мой дружок! Улыбнись скорей, Будет день веселей! Поочередный перебор пальцев обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем в прямом порядке (от указательного пальца к мизинцу), затем в обратном (от мизинца к указательному пальцу). Большой и указательный палец обеих рук соединены вместе, выполняется движение полукругом от центра в стороны – рисуется улыбка. Психолог и ребёнок берутся за руки и вместе говорят «Спасибо».
|



Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ТНР «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку».









