Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Краски эмоций: исследуем мир эмоций через искусство с родителями»
Психология
Автор: Мировская Г.П. Любомирская Е.В.   
27.11.2025 08:56

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Краски эмоций: исследуем мир эмоций через искусство с родителями»Проект для детей младшего дошкольного возраста «Краски эмоций: исследуем мир эмоций через искусство с родителями»

Разработчики проекта:

  • Мировская Г.П. воспитатель
  • Любомирская Е.В. учитель-логопед, 1 квалификационной категории

База выполнения проекта: воспитанники группы №3 «Умнички» МАДОУ №24 Томск 2025

Срок выполнения проекта: Ноябрь 2025 г.

Продолжительность: 1 месяц

Актуальность.

В последние время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной.

 

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д. В развитии ребенка наиболее важным является период дошкольного детства, в связи с тем, что именно в этот период жизни закладываются основы развития личности дошкольника, развиваются основные свойства и личностные качества. В современном мире ребенок подвергается воздействию множества неблагоприятных факторов, способных деструктивно повлиять на развитие его личности. 11 Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.

Считается, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Таким образом, необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в детском саду.

В связи с этим педагогами-психологами Северного округа города Оренбурга были составлены методические рекомендации по коррекции тревожности у дошкольников с помощью арт-терапии

Цель проекта: Создание благоприятной эмоциональной среды для гармоничного развития детей через средства арт-терапии.

Задачи:

  • Развитие эмоционального интеллекта:
  • Обучение распознаванию основных эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление).
  • Обучение выражению эмоций социально приемлемым способом.
  • Формирование эмпатии и умения понимать эмоциональное состояние других.
  • Стимуляция фантазии и креативности.
  • Обогащение сенсорного опыта.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Снижение эмоционального напряжения.
  • Предоставление возможности для безопасного выражения негативных эмоций.
  • Снятие тревожности и агрессии.
  • Создание атмосферы доверия и поддержки.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Обучение родителей способам эмоциональной поддержки детей.

Участники проекта: воспитатель Мировская Г. П., учитель-логопед Любомирская Е.В., дети второй младшей группы №3, родители воспитанников.

Вид проекта: краткосрочный — 5 месяцев (ноябрь- март).

Формы:

  • Групповые занятия педагогов с детьми.
  • Совместные занятия детей и родителей.
  • Мастер классы от родителей.

Методы и техники арт-терапии:

  • Рисование: пальчиковое рисование, рисование красками, карандашами, восковыми мелками, рисование на манке, рисование на мокрой бумаге.
  • Лепка: из пластилина, теста, глины.
  • Аппликация: из бумаги, ткани, природных материалов.
  • Коллаж: из журнальных вырезок, фотографий, пуговиц, бусин.
  • Игры с песком и водой: рисование на песке, создание песочных композиций, игры с водой и красками.
  • Музыкотерапия: прослушивание спокойной музыки, пение, игра на простых музыкальных инструментах (бубен, маракасы, колокольчики).
  • Сказкотерапия: чтение и обсуждение сказок, придумывание собственных историй.
  • Танцетерапия: свободное движение под музыку, игры-танцы.

Этапы реализации проекта (помесячный план)

Октябрь: "Волшебный мир красок"

  • Занятие 1: "Разноцветные ладошки" (рисование ладошками). Цель: развитие тактильных ощущений и творческого самовыражения. «Листок с дерева упал»
  • Занятие 2: тема недели Наша улица, наша дорога (рисование на манке). Цель: развитие мелкой моторики и воображения.
  • Занятие 3: "животные " по теме недели бабушкино подворье (аппликация из бумаги). Цель: развитие творческих способностей и координации движений.

Ноябрь: "Знакомство с эмоциями"

  • Занятие 1: "Радостное солнышко" (рисование солнца пальчиковыми красками). Цель: знакомство с эмоцией радости.
  • Занятие 2: "Грустный дождик" (рисование дождя ватными палочками). Цель: знакомство с эмоцией грусти.
  • Занятие 3: "Злой волк" (лепка волка из пластилина). Цель: знакомство с эмоцией злости.
  • Консультация для родителей: "Как помочь ребенку выражать эмоции".

Декабрь: "Игры с песком и водой"

  • Занятие 1: "Волшебная страна" (создание песочной композиции). Цель: развитие воображения и снятие эмоционального напряжения.
  • Занятие 2: "Цветные капельки" (игры с водой и красками). Цель: развитие сенсорного восприятия и снятие тревожности.
  • Занятие 3: "Следы на песке" (рисование на песке). Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

Январь: "Музыкальные истории"

  • Занятие 1: "Веселые зверята" (игра на музыкальных инструментах под музыку). Цель: развитие слухового восприятия и координации движений.
  • Занятие 2: "Колыбельная для мишки" (пение колыбельной). Цель: создание атмосферы спокойствия и снятие эмоционального напряжения.
  • Занятие 3: "Танцуем вместе" (свободное движение под музыку). Цель: развитие чувства ритма и эмоционального самовыражения.

Февраль: "В гостях у сказки"

  • Занятие 1: "Репка" (инсценировка сказки с использованием кукол). Цель: развитие коммуникативных навыков и эмпатии.
  • Занятие 2: "Колобок" (рисование колобка и придумывание новой концовки сказки). Цель: развитие воображения и творческого мышления.
  • Занятие 3: "Три медведя" (обсуждение эмоций героев сказки). Цель: развитие эмоционального интеллекта.

Март: "Радуга чувств"

  • Занятие 1: "Цвет моего настроения" (рисование, соответствующее настроению). Цель: развитие эмоционального самосознания.
  • Занятие 2: "Солнечный день" (совместное создавание большой картины). Цель: развитие навыков сотрудничества и позитивных эмоций. Приносят материалы из дома, вырезки из журнала
  • Занятие 3: "Моя семья — вместе мы сила " (создание коллажа процесса выполнения осенних поделок вместе с родителями, обсуждение каждой фото и рабочего процесса). Цель: укрепление детско-родительских отношений и выражение любви.

Итоговое мероприятие: выставка детских работ "Радуга чувств".

Оценка результатов:

ü Наблюдения за детьми во время занятий (изменения в эмоциональном состоянии, активности, взаимодействии с другими детьми).

ü Отзывы родителей и воспитателей.

ü Анализ детских работ (содержание, выразительность, использование цветов).

Необходимые материалы и оборудование:

¨ Краски (пальчиковые, гуашь, акварель).

¨ Кисти, карандаши, восковые мелки.

¨ Бумага, картон.

¨ Пластилин, тесто, глина.

¨ Природные материалы (листья, ветки, шишки).

¨ Клей, ножницы.

¨ Песок, вода.

¨ Музыкальные инструменты (бубен, маракасы, колокольчики).

¨ Диски с музыкой.

¨ Куклы, сказки.

Примечания:

  • Длительность занятий: 20-25 минут.
  • Перед каждым занятием необходимо создать спокойную и дружелюбную атмосферу.
  • Важно поддерживать и поощрять творческие проявления детей, не критиковать их работы.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
  • Родители должны быть активно вовлечены в проект, чтобы обеспечить ребенку поддержку и понимание.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год