Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Елсакова Диана Руслановна   
17.10.2025 18:03

Развитие навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возрастаРазвитие навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Педагог-психолог, Елсакова Диана Руслановна МБДОУ «Детский сад № 18 «Звёздочка» г. Воркуты

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня наш профессиональный разговор предлагаюпосвятить такой важной теме, как развитие навыков саморегуляции у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве ключевого ориентира указывает на развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий.

Задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования и планируемые результаты Программы на этапе завершения обучения в детском садуотражают значимость развития у ребенка навыков саморегуляции (на слайде задачи и планируемые результаты ФОП). Ведь, как известно, саморегуляция -процесс управления человеком собственными психологическими и физическими состояниями, она не вырабатывается сама по себе, поэтому ее формирование – такая же важная задача, как и научение ребенка письму, чтению, счету.

Скачать конспект

С точки зрения большинства зарубежных и отечественных психологов дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для становления основ саморегуляции. Особую актуальность проблема её формирования приобретает в период перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, поскольку во многом определяет успешность его обучения в школе (на слайде школьно-значимые функции).

На экране вы видите модель, где у ребенка сформированы навыки саморегуляции. Такой ребенок успешный, умеет владеть собой, проявляет самостоятельность и способен достигать поставленных целей. Но чаще всего, мы сталкиваемся с другоймоделью, где у ребенкаданные навыки не сформированы. Мы с вами видим, что такой ребёнок агрессивен, с низкой самооценкой, импульсивен, часто нарушает социальные нормы и правила (на экране модель ребенка). Из этого можно сделать вывод о том, что перед педагогом-психологом, воспитателями и родителями стоит важная задача при подготовке ребенка к школьнойжизни (на экране цель профстандарта).

Уважаемые коллеги! В рамках сегодняшней встречи я предлагаю вам свой позитивный опытпо формированию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Я разработала Методический Портфель, который назвала «Успех». В нем 4 кейса: для педагогов-психологов, воспитателей, родителей и самого ребенка (на слайде 4 кейса). Данный Методический Портфель предназначен для работы с детьми, у которых, на основе диагностики выявлены нарушения эмоционально-волевой и поведенческой сферы.

Коллеги, приглашаю 5 человек выйти ко мне и предлагаю выполнить некоторые упражнения (участники выходят, выполняется упражнение …)

Предлагаю рассмотреть кейсы Методического Портфеля и начать с кейса для педагогов-психологов. В этом кейсе находится сборник диагностических методик, который специалисты могут использовать при диагностике детей. Так же собраны различные игры, которые организует педагог-психолог в процессе оказания помощи ребенку в работе над качествами, мешающими ему на пути к успеху. Например, если ребенок агрессивен, то педагог-психолог проводит с ним в индивидуальной форме телесно-ориентированные упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и выпуска негативных эмоций в приемлемой форме: упражнение с боксерской грушей, «Дыхательный футбол» (на экране видео с детьми).

Второй кейс предназначен для воспитателей. Здесь я собрала интересные игры, которые способствуют закреплению положительных способов регуляции поведения, снятию психического напряжения, развитию произвольности и самоконтроля. Например, подвижная игра «Зоопарк» (на экране фото, как дети с воспитателем играют в эту игру). Так же в кейсе представлены шпаргалки для воспитателей, которые включат в себя рекомендации как работать с ребенком, учитывая его темперамент и особенности поведения и эмоционально-волевой сферы (на экране шпаргалки для воспитателей). Особенностью данного кейса является социальный характер игр и упражнений. Если в первом кейсе для педагога-психолога чаще всего используется индивидуальная форма работы, то в кейсе для воспитателя в большей степени групповая. С помощью подобранных игр ребенок включается во взаимодействие со своими сверстниками и педагогом.

Коллеги, согласитесь, что процесс всегда будет эффективнее, когда родители подключаются к коррекционно — развивающей работе. И поэтому кейс для родителей был для меня особенно важен, когда я разрабатывала задания для него. В данный кейс я включила анкету для родителей «Насколько Ваш ребенок самостоятелен?» (на экране текст анкеты), опросник «Ваш стиль воспитания» (на экране опросник). Подготовила планер для использования родителями в домашних условиях, который помогает развитию самостоятельности у детей (на экране планер). Для того, чтобы сделать родителей своими союзниками, я провожу для них просветительские мероприятия, активно использую чек-листы, памятки, видео советы. Например, консультация «Режим дня. Это важно или нет?» (на экране фото с родителями). Особенностью данного кейса является адресность консультирования и психолого-педагогической поддержки. В зависимости от содержания работы с ребенком, я готовлю домашние задания для родителей. Это происходит не ежедневно, но по мере необходимости, когда важно обратить особое внимание на отдельные моменты формирования навыков саморегуляции. Например, вечером в шкафчике родители находят открытку с домашним заданием «Сегодняшний вечер посвящаем игрушкам: разбираем/убираем старые и расселяем в комнате новые. Задание повышенной сложности – дать имена всем новым игрушкам».

Четвертая, самая значимая, часть Методического Портфеля «Успех» — это Детский кейс. Приглашаю заинтересованных коллег познакомиться с его содержанием и помочь мне представить основные направления работы в нем.

- На основе результатов диагностики для детей с выраженными трудностями саморегуляции разрабатывается индивидуальный план развития. Этот индивидуальный план визуализируется в виде адвент-календаря. Адвент-календарь – это основной инструмент детского кейса, который позволяет ребёнку самому контролировать процесс прохождения определенных, сформированных и записанных конкретно для него заданий. Знакомьтесь, это Ксюша, а это ее адвент-календарь (представляю всем участникам фигурку девочки и адвент-календарь). Ксюша — импульсивная девочка, часто не может довести начатое дело до конца, невнимательная. Утро у Ксюши начинается с рассматривания своего адвент-календаря и ознакомление с заданием на день (на экране видео как воспитатель вместе с девочкой достают коробку, из коробки адвент-календарь. Ксюша его рассматривает и открывает ячейку, достаёт задание). О том, какое задание получила Ксюша в курсе все остальные участники (педагоги, психолог и родители). Все они включаются в работу для выполнения данного задания. После выполнения Ксюше поставленной дневной задачи, она вместе с воспитателем анализирует успешность выполнения задания, и если приходит к выводу «Я справилась!», то на следующий день девочка переходит к следующему.

В адвент-календаре находятся задания, которые я предлагаю рассмотреть участникам фокус-группы, чтобы понять принцип формирования индивидуального плана работы с ребенком, для которого это не просто задания – это «сокровища». Некоторые капсулы с сокровищами пустые, попробуйте их наполнить, подберите задания для Ксюши (перед фокус-группой лежат задания-подсказки).

Начало использования Методического Портфеля «Успех» начинается с кейса № 1, с кропотливой индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком. Используя игровые приемы, анализ ситуаций, причинно-следственных связей, психологу важно постепенно подвести ребенка к осознанному решению: «мне мешают определенные качества или привычки для достижения успешности в общении или обучении». Для разбора и анализа ситуаций использую песочные истории, поучительные сказки, стихотворения и рассказы детской литературы.

Почему важно, чтобы ребенок пришел к выводу, что и у него есть такие качества, рассеянность, лень, обидчивость, вспыльчивость, которые мешают ему быть успешным и от них лучше избавиться? Только так и развиваются навыки саморегуляции. Я убеждена, что когда ребенок проговаривает проблемные вопросы, он уже на полпути к успеху. И тогда кейсы Методического Портфеля берут в работу воспитатели, родители, сам ребенок.

- После того, когда адвент-календарь готов, педагог с ребенком обсуждают систему поощрений. Для поддержания мотивации и интереса в выполнении всех заданий ребенка поощряют мини призами сначала через каждые 3 дня, затем через каждые 5 дней. А в конце месяца его ждет награда, например, в виде похода всей семьей в игровой центр или в кафе.

- Коллеги, получилось ли у вас составить задания для Маши? (ответы участников фокус-группы какие задания они приготовили).

Уважаемые коллеги, кейсы Методического Портфеля «Успех» помогают мне выстраивать систему индивидуальной работы с ребенком, которому нужна помощь и сопровождение в развитии навыков саморегуляции. Безусловно, арсенал этого Портфеля должен меняться и трансформироваться с учетом личностных особенностей ребенка, особенностей его семьи и детского коллектива. И в этом – сложность его использования. Но! Сегодня я уже вижу положительные результаты у детей, которые учатся в первом классе: адвент-календарь помог им, они стали более уверенные в себе, более самостоятельные и успешные в учебе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год