| Развитие навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста |
| Психология | |||
| Автор: Елсакова Диана Руслановна | |||
| 17.10.2025 18:03 | |||
|
Педагог-психолог, Елсакова Диана Руслановна МБДОУ «Детский сад № 18 «Звёздочка» г. Воркуты - Здравствуйте, коллеги! Сегодня наш профессиональный разговор предлагаюпосвятить такой важной теме, как развитие навыков саморегуляции у воспитанников старшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве ключевого ориентира указывает на развитие у детей самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий. Задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования и планируемые результаты Программы на этапе завершения обучения в детском садуотражают значимость развития у ребенка навыков саморегуляции (на слайде задачи и планируемые результаты ФОП). Ведь, как известно, саморегуляция -процесс управления человеком собственными психологическими и физическими состояниями, она не вырабатывается сама по себе, поэтому ее формирование – такая же важная задача, как и научение ребенка письму, чтению, счету. С точки зрения большинства зарубежных и отечественных психологов дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для становления основ саморегуляции. Особую актуальность проблема её формирования приобретает в период перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, поскольку во многом определяет успешность его обучения в школе (на слайде школьно-значимые функции). На экране вы видите модель, где у ребенка сформированы навыки саморегуляции. Такой ребенок успешный, умеет владеть собой, проявляет самостоятельность и способен достигать поставленных целей. Но чаще всего, мы сталкиваемся с другоймоделью, где у ребенкаданные навыки не сформированы. Мы с вами видим, что такой ребёнок агрессивен, с низкой самооценкой, импульсивен, часто нарушает социальные нормы и правила (на экране модель ребенка). Из этого можно сделать вывод о том, что перед педагогом-психологом, воспитателями и родителями стоит важная задача при подготовке ребенка к школьнойжизни (на экране цель профстандарта). Уважаемые коллеги! В рамках сегодняшней встречи я предлагаю вам свой позитивный опытпо формированию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Я разработала Методический Портфель, который назвала «Успех». В нем 4 кейса: для педагогов-психологов, воспитателей, родителей и самого ребенка (на слайде 4 кейса). Данный Методический Портфель предназначен для работы с детьми, у которых, на основе диагностики выявлены нарушения эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Коллеги, приглашаю 5 человек выйти ко мне и предлагаю выполнить некоторые упражнения (участники выходят, выполняется упражнение …) Предлагаю рассмотреть кейсы Методического Портфеля и начать с кейса для педагогов-психологов. В этом кейсе находится сборник диагностических методик, который специалисты могут использовать при диагностике детей. Так же собраны различные игры, которые организует педагог-психолог в процессе оказания помощи ребенку в работе над качествами, мешающими ему на пути к успеху. Например, если ребенок агрессивен, то педагог-психолог проводит с ним в индивидуальной форме телесно-ориентированные упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и выпуска негативных эмоций в приемлемой форме: упражнение с боксерской грушей, «Дыхательный футбол» (на экране видео с детьми). Второй кейс предназначен для воспитателей. Здесь я собрала интересные игры, которые способствуют закреплению положительных способов регуляции поведения, снятию психического напряжения, развитию произвольности и самоконтроля. Например, подвижная игра «Зоопарк» (на экране фото, как дети с воспитателем играют в эту игру). Так же в кейсе представлены шпаргалки для воспитателей, которые включат в себя рекомендации как работать с ребенком, учитывая его темперамент и особенности поведения и эмоционально-волевой сферы (на экране шпаргалки для воспитателей). Особенностью данного кейса является социальный характер игр и упражнений. Если в первом кейсе для педагога-психолога чаще всего используется индивидуальная форма работы, то в кейсе для воспитателя в большей степени групповая. С помощью подобранных игр ребенок включается во взаимодействие со своими сверстниками и педагогом. Коллеги, согласитесь, что процесс всегда будет эффективнее, когда родители подключаются к коррекционно — развивающей работе. И поэтому кейс для родителей был для меня особенно важен, когда я разрабатывала задания для него. В данный кейс я включила анкету для родителей «Насколько Ваш ребенок самостоятелен?» (на экране текст анкеты), опросник «Ваш стиль воспитания» (на экране опросник). Подготовила планер для использования родителями в домашних условиях, который помогает развитию самостоятельности у детей (на экране планер). Для того, чтобы сделать родителей своими союзниками, я провожу для них просветительские мероприятия, активно использую чек-листы, памятки, видео советы. Например, консультация «Режим дня. Это важно или нет?» (на экране фото с родителями). Особенностью данного кейса является адресность консультирования и психолого-педагогической поддержки. В зависимости от содержания работы с ребенком, я готовлю домашние задания для родителей. Это происходит не ежедневно, но по мере необходимости, когда важно обратить особое внимание на отдельные моменты формирования навыков саморегуляции. Например, вечером в шкафчике родители находят открытку с домашним заданием «Сегодняшний вечер посвящаем игрушкам: разбираем/убираем старые и расселяем в комнате новые. Задание повышенной сложности – дать имена всем новым игрушкам». Четвертая, самая значимая, часть Методического Портфеля «Успех» — это Детский кейс. Приглашаю заинтересованных коллег познакомиться с его содержанием и помочь мне представить основные направления работы в нем. - На основе результатов диагностики для детей с выраженными трудностями саморегуляции разрабатывается индивидуальный план развития. Этот индивидуальный план визуализируется в виде адвент-календаря. Адвент-календарь – это основной инструмент детского кейса, который позволяет ребёнку самому контролировать процесс прохождения определенных, сформированных и записанных конкретно для него заданий. Знакомьтесь, это Ксюша, а это ее адвент-календарь (представляю всем участникам фигурку девочки и адвент-календарь). Ксюша — импульсивная девочка, часто не может довести начатое дело до конца, невнимательная. Утро у Ксюши начинается с рассматривания своего адвент-календаря и ознакомление с заданием на день (на экране видео как воспитатель вместе с девочкой достают коробку, из коробки адвент-календарь. Ксюша его рассматривает и открывает ячейку, достаёт задание). О том, какое задание получила Ксюша в курсе все остальные участники (педагоги, психолог и родители). Все они включаются в работу для выполнения данного задания. После выполнения Ксюше поставленной дневной задачи, она вместе с воспитателем анализирует успешность выполнения задания, и если приходит к выводу «Я справилась!», то на следующий день девочка переходит к следующему. В адвент-календаре находятся задания, которые я предлагаю рассмотреть участникам фокус-группы, чтобы понять принцип формирования индивидуального плана работы с ребенком, для которого это не просто задания – это «сокровища». Некоторые капсулы с сокровищами пустые, попробуйте их наполнить, подберите задания для Ксюши (перед фокус-группой лежат задания-подсказки). Начало использования Методического Портфеля «Успех» начинается с кейса № 1, с кропотливой индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком. Используя игровые приемы, анализ ситуаций, причинно-следственных связей, психологу важно постепенно подвести ребенка к осознанному решению: «мне мешают определенные качества или привычки для достижения успешности в общении или обучении». Для разбора и анализа ситуаций использую песочные истории, поучительные сказки, стихотворения и рассказы детской литературы. Почему важно, чтобы ребенок пришел к выводу, что и у него есть такие качества, рассеянность, лень, обидчивость, вспыльчивость, которые мешают ему быть успешным и от них лучше избавиться? Только так и развиваются навыки саморегуляции. Я убеждена, что когда ребенок проговаривает проблемные вопросы, он уже на полпути к успеху. И тогда кейсы Методического Портфеля берут в работу воспитатели, родители, сам ребенок. - После того, когда адвент-календарь готов, педагог с ребенком обсуждают систему поощрений. Для поддержания мотивации и интереса в выполнении всех заданий ребенка поощряют мини призами сначала через каждые 3 дня, затем через каждые 5 дней. А в конце месяца его ждет награда, например, в виде похода всей семьей в игровой центр или в кафе. - Коллеги, получилось ли у вас составить задания для Маши? (ответы участников фокус-группы какие задания они приготовили). Уважаемые коллеги, кейсы Методического Портфеля «Успех» помогают мне выстраивать систему индивидуальной работы с ребенком, которому нужна помощь и сопровождение в развитии навыков саморегуляции. Безусловно, арсенал этого Портфеля должен меняться и трансформироваться с учетом личностных особенностей ребенка, особенностей его семьи и детского коллектива. И в этом – сложность его использования. Но! Сегодня я уже вижу положительные результаты у детей, которые учатся в первом классе: адвент-календарь помог им, они стали более уверенные в себе, более самостоятельные и успешные в учебе.
|



Развитие навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста








