| Семинар-практикум для педагогов-психологов «Мир, в котором мы живем: Эмоции и чувства» |
| Психология | |||
| Автор: Сеничкина Анна Борисовна | |||
| 16.10.2025 17:02 | |||
|
Необычное приветствие «Добрый день, уважаемые коллеги!» (педагог-психолог раздает веточки сухоцвета лагуруса). «А, впрочем, это не для Вас» (собирает обратно). Удивлены? Педагог-психолог: «Уважаемые коллеги, кто испытал от увиденного удивление, поднимите руку? А кто испытал чувство радости, поднимите руку? А может кого — то захлестнула обида или разочарование? А, встаньте пожалуйста те, кто справился со своими эмоциями во время этюда? Посмотрите: перед вами коллеги с высоким уровнем эмоционального профессионального интеллекта! Поаплодируйте пожалуйста». Эмоции не знают языка, По ним определяют настроенье Они как дуновенье ветерка: В них и печаль, и радость, и смятенье. Эмоции — как дополнение к словам, Когда слова уже ничто не значат, А разрывая смысл пополам, Они тогда себя почти не прячут. Что же такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства, умение понимать и распознавать эмоции свои и других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций: мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость. Дети с развитой эмоционально-волевой сферой лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Они лучше учатся в школе, хорошо взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. В более взрослом возрасте умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и строить конструктивные взаимоотношения с окружающими помогает человеку устанавливать качественные отношения во всех жизненных сферах. Итак, эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям и к тому, что происходит с нами. Эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми и различным образом влияют на нашу деятельность. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект дошкольников, так как эмоции помогают рассказать о состоянии и внутреннем мире ребенка. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Я использую такие методические средства, как:
Презентация проекта «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» В 2024-2025 году я реализовала этот проект с детьми подготовительной группы. Благодаря данному проекту дети должны были понять, что все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и «ладим» с ними, то тогда мы сможем ими управлять. На занятиях мы изучали базовые эмоции: радость, злость, удивление, страх, грусть, а также выполняли различные задания: это были –
«Волшебный стул». Создание «Дневника настроения» — это было, пожалуй, самая интересная часть занятий для детей. Мы с ними рисовали автопортрет, выражали свои эмоции и чувства в разных красках, создавали коллаж «Мои радости», коллаж «Как я справляюсь со злостью», создавали фотоальбом «Мои чувства». Итоговым открытым занятием было путешествие в страну эмоций на «эмоциовозике», который мы создавали вместе с ребятами, проходя определенные этапы и задания.
Развитие эмоционального интеллекта ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции влияют на познавательные процессы и поведение, дети расширяют круг осознаваемых чувств, начинают понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения со сверстниками. Данный проект познакомил детей, прежде всего, с базовыми эмоциями, обучил детей распознаванию и произвольному проявлению чувств, умению владеть своими чувствами и принимать во внимание чувства другого человека. МАСТЕР-КЛАСС, ИГРЫ Давайте мы с вами сейчас проведем мастер-класс и игры на некоторые эмоции, например: грусть, печаль, злость и радость. ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Волшебный стул» На стул садится один из педагогов и выражает эмоцию «Грусть», каждый из участников разными способами (поглаживаниями, словами, мимикой, жестами) должен постараться развеселить и поднять настроение главному герою ЗЛОСТЬ Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Ведро злости» Для этого вам нужно написать или нарисовать то, на что вы недавно испытали злость, скомкать или разорвать этот лист и швырнуть его вместе с этой злостью в «Ведро злости», тем самым забыв о негативе, который вы испытывали и получить заряд бодрости и настроения. КАРТОЧКИ С ЭМОЦИЯМИ Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Вырази эмоцию» Я сейчас вам предлагаю выбрать карточку взакрытую и произнести фразу, выражаю ту эмоцию, которая вам попалась. Фраза: «Я сегодня утром собиралась на работу». ШАРИК РАДОСТИ Я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению «Шарика радости» Каждый возьмите шарик, фломастеры и нарисуйте на нем эмоцию «Радость», украсьте аксессуарами. Ррефлексия:
|



Семинар-практикум для педагогов-психологов «Мир, в котором мы живем: Эмоции и чувства»








