Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для педагогов-психологов «Мир, в котором мы живем: Эмоции и чувства»
Психология
Автор: Сеничкина Анна Борисовна   
16.10.2025 17:02

Семинар-практикум для педагогов-психологов «Мир, в котором мы живем: Эмоции и чувства»Семинар-практикум для педагогов-психологов «Мир, в котором мы живем: Эмоции и чувства»

Необычное приветствие

«Добрый день, уважаемые коллеги!» (педагог-психолог раздает веточки сухоцвета лагуруса).

«А, впрочем, это не для Вас» (собирает обратно). Удивлены?

Педагог-психолог: «Уважаемые коллеги, кто испытал от увиденного удивление, поднимите руку? А кто испытал чувство радости, поднимите руку? А может кого — то

захлестнула обида или разочарование? А, встаньте пожалуйста те, кто справился со своими эмоциями во время этюда? Посмотрите: перед вами коллеги с высоким

уровнем эмоционального профессионального интеллекта! Поаплодируйте пожалуйста».

Скачать конспект

Скачать презентацию

Эмоции не знают языка,

По ним определяют настроенье

Они как дуновенье ветерка:

В них и печаль, и радость, и смятенье.

Эмоции — как дополнение к словам,

Когда слова уже ничто не значат,

А разрывая смысл пополам,

Они тогда себя почти не прячут.

Что же такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства, умение понимать и распознавать эмоции свои и других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. На протяжении всей жизни мы ежедневно испытываем гамму эмоций: мы радуемся и грустим, злимся и удивляемся, испытываем страх и гордость.

Дети с развитой эмоционально-волевой сферой лучше взаимодействуют с окружающими и добиваются больших успехов в жизни. Они лучше учатся в школе,

хорошо взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. В более взрослом возрасте умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и

строить конструктивные взаимоотношения с окружающими помогает человеку устанавливать качественные отношения во всех жизненных сферах.

Итак, эмоции играют важную роль в жизни человека. Они сопровождают нас всю жизнь. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим

людям и к тому, что происходит с нами. Эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми и различным образом влияют на нашу

деятельность.

Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект дошкольников, так как эмоции помогают рассказать о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы

ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Я использую такие методические средства, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;
  • использование эмоционально-символических методов.

Презентация проекта «Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста»

В 2024-2025 году я реализовала этот проект с детьми подготовительной группы.

Благодаря данному проекту дети должны были понять, что все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и «ладим» с ними, то тогда мы сможем ими управлять.

На занятиях мы изучали базовые эмоции: радость, злость, удивление, страх, грусть, а также выполняли различные задания: это были –

  1. чтение энциклопедии эмоций, обсуждение темы
  2. распознование эмоций по предложенным пиктограммам
  3. игра «Собери эмоцию»
  4. изображали эмоцию в зеркале
  5. выполняли задания в тетради «Мир моих эмоций»
  6. просматривали серию мультфильма про эмоции «Мирра и Гоша»
  7. Создавали «Дневник настроения»
  8. А в конце каждого занятия мы выполняли упражнения, которые помогали нам справиться с негативными эмоциями «Дартс», «Уходи злость, уходи», «Ведро злости»,

«Волшебный стул».

Создание «Дневника настроения» — это было, пожалуй, самая интересная часть занятий для детей. Мы с ними рисовали автопортрет, выражали свои эмоции и чувства

в разных красках, создавали коллаж «Мои радости», коллаж «Как я справляюсь со злостью», создавали фотоальбом «Мои чувства».

Итоговым открытым занятием было путешествие в страну эмоций на «эмоциовозике», который мы создавали вместе с ребятами, проходя определенные

этапы и задания.

  • передавали свои эмоции через свечу добра
  • под веселую музыку провели эмоциональную зарядку
  • на скорость собирали пазлы с эмоциями
  • рассказывали стихи про разные эмоции, а гости отгадывали о какой эмоции идет речь
  • читали терапевтическую сказку про то, как главный герой не мог выражать свои эмоции
  • рисовали свои эмоции на шаблонах, которые потом прикрепили в эмоциовозик и отправили в путешествие
  • затем деткам были выданы дневники настроения по развитию эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

Эмоции влияют на познавательные процессы и поведение, дети расширяют круг осознаваемых чувств, начинают понимать себя и окружающих людей, им становится

легче наладить дружеские отношения со сверстниками.

Данный проект познакомил детей, прежде всего, с базовыми эмоциями, обучил детей распознаванию и произвольному проявлению чувств, умению владеть своими

чувствами и принимать во внимание чувства другого человека.

МАСТЕР-КЛАСС, ИГРЫ

Давайте мы с вами сейчас проведем мастер-класс и игры на некоторые эмоции, например: грусть, печаль, злость и радость.

ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Волшебный стул»

На стул садится один из педагогов и выражает эмоцию «Грусть», каждый из участников разными способами (поглаживаниями, словами, мимикой, жестами)

должен постараться развеселить и поднять настроение главному герою ЗЛОСТЬ

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Ведро злости»

Для этого вам нужно написать или нарисовать то, на что вы недавно испытали злость, скомкать или разорвать этот лист и швырнуть его вместе с этой злостью в «Ведро злости», тем самым забыв о негативе, который вы испытывали и получить заряд бодрости и настроения.

КАРТОЧКИ С ЭМОЦИЯМИ

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Вырази эмоцию»

Я сейчас вам предлагаю выбрать карточку взакрытую и произнести фразу, выражаю ту эмоцию, которая вам попалась. Фраза: «Я сегодня утром собиралась на работу».

ШАРИК РАДОСТИ

Я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению «Шарика радости»

Каждый возьмите шарик, фломастеры и нарисуйте на нем эмоцию «Радость», украсьте аксессуарами.

Ррефлексия:

  1. Является ли актуальной, заявленная тема?
  2. Узнали ли вы что-то новое сегодня?
  3. Является ли полезной информация, услышанная вами сегодня?
  4. Что вам понравилось больше всего?
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год