Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления с миром животных детей 5-6 лет с ЗПР
Психология
Автор: Чимбарева Лариса Михайловна   
21.11.2024 08:35

Использование современных игровых технологий в процессе ознакомления с миром животных детей 5-6 лет с ЗПРИспользование современных игровых технологий в процессе ознакомления с миром животных детей 5-6 лет с ЗПР

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития ребёнка. В это время закладываются основы всех психических качеств и свойств личности, видов деятельности, а также познавательных процессов. Это период активного познания окружающего мира. Ребёнок дошкольного возраста знакомится с разными предметами, познает их свойства и качества, овладевает речью, формами поведения, различными видами деятельности.

В ФАОП ДО большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников. Познание природы детьми — это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

В дошкольном возрасте ребёнок получает первые знания об окружающем мире. Знакомство с природой – один из важнейших методов развития ребёнка. Но процесс понимания и усвоения природоведческих знаний у ребёнка с задержкой психического развития отличается от такого же процесса у ребёнка в норме. У ребёнка дошкольного возраста с ЗПР весь окружающий мир фрагментален. Все части окружающего мира не имеют сплоченности между собой. У дошкольника не получается синтезировать даже родственные объекты, определять взаимосвязи между объектами и явлениями природы. Изучение окружающего мира невозможно осуществить, не имея личного опыта. А так как у детей с ЗПР интеллектуальная деятельность развита не полностью, то познание мира, с опорой на уже имеющиеся знания, является для них тяжелодоступным. К тому же, для таких детей инстинктивное изучение окружающего мира является невозможным. Освоение объектов и явлений природы необходимо осуществлять планомерно и целенаправленно. Развитие навыков и умений осваиваться в окружающем мире, служит для детей с ЗПР основной частью процесса адаптации в жизни. Порой, у детей нет желания узнавать что-то новое. В этот момент, нужно помочь ребёнку. Можно развить интерес через ознакомление с миром животных. Необходимо наладить эмоциональный контакт ребёнка и показать ему красоту и многообразие животного мира. У детей дошкольного возраста накапливается значительный объем знаний о природе. Но при этом самая важная часть этих знаний – это определенный материал об индивидуальных видах живых организмов, наиболее своеобразных особенностях их строения и поведения. Это может быть выражено тем, что ребёнок может узнать и назвать животное или растение, перечислить самые яркие приметы его внешнего вида, его повадки. Данные об особенностях жизни животных (место обитания, характер питания, сезонные перемены) у детей с задержкой психического развития разрозненные и неоднозначные.

 

Скачать конспект

Для формирования у детей с ЗПР представлений о животном мире, познавательного интереса, наблюдательности, необходимо использовать разнообразные игровые технологии в образовательной деятельности и в повседневной жизни. Только организованная познавательная и исследовательская деятельность даёт положительные результаты.

С момента внедрения ФГОС ДО каждый педагог находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. В своей работе по формированию представлений детей с задержкой психического развития о животном мире использую технологии «Лэпбук» и «Педагогический кейс».

Лэпбук – замечательная находка для воспитателя. Этот вид пособия появился сравнительно недавно у нас, но популярность его только растет. Лэпбук (lapbook) или, как его еще называют, интерактивная тематическая папка — это самодельная бумажная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Возможности использования лэпбуков обширны и многофункциональны. Во – первых, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Во – вторых, это отличный способ закрепления и повторения пройденного материала. В – третьих, это возможность работы с детьми с ЗПР, поскольку задания можно подбирать в соответствии с уровнем их развития.

Для решения задач по ознакомлению детей с миром животных были изготовлены лэпбуки: «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые».

1. «Дикие животные».

Цель: формирование представлений у детей 5-6 лет с ЗПР представлений о диких животных.

Задачи: систематизировать знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); закреплять умение узнавать и называть животных; воспитывать интерес к природе, бережное отношение к животным.

2. «Домашние животные».

Цель: закрепление и систематизация знаний детей 5-6 лет с ЗПР по теме «Домашние животные».

Задачи: упражнять детей в умении называть домашних животных, их детенышей и отличать их от диких животных; воспитывать любовь и бережное отношение к животным; развивать любознательность, познавательный интерес; уточнить знания о способах питания и месте обитания домашних животных.

3. «Насекомые»

Цель: расширение и систематизация знаний детей 5-6 лет с ЗПР о насекомых.

Задачи: закреплять представление детей о многообразии насекомых, их строении, образе жизни; развивать внимание, память, мышление, воображение воспитанников; воспитывать бережное отношение к природе.

Метод кейс-технологии также широко используется в педагогике. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности с детьми с ЗПР, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Новизна данного материала заключается в комбинировании известных методик посредством использования игрового занимательного материала для детей, с целью достижения желаемого результата.

Мной были разработаны развивающие и дидактические игры по ознакомлению с животным миром и собраны в три педагогических кейса: «Подводный мир», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся».

Кейс «Подводный мир».

Цель: формирование познавательной активности у детей с ЗПР в процессе ознакомления с подводным миром.

Кейс «Птицы».

Цель: формирование представлений о птицах у детей 5-6 лет с ЗПР

*

Кейс «Земноводные и пресмыкающиеся»

Цель: Расширение и обобщение знаний детей о пресмыкающихся и земноводных животных.

Таким образом, использование кейс технологии и технологии «Лэпбук» в образовательной деятельности позволяет целенаправленно формировать у детей с ЗПР представления о животном мире, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, сочетать индивидуальные, подгрупповые формы организации детей в совместной и самостоятельной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год