«Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста». |
Психология | |||
Автор: Юркина Екатерина Олеговна Золотарева Светлана Анатольевна | |||
08.11.2024 16:08 | |||
«Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста». Составители:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский. Каково же психическое здоровье ребенка в современном мире?! Директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского, Зураб Кекелидзе: «На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития -60% от общего числа детей». Цифры страшные! Мы задалась вопросом, а как влияет изобразительная деятельность на психическое развитие ребенка?
Стоит сразу прояснить один важный момент: рисование — это не какой-то особый дар (он же талант) в подавляющем большинстве случаев. Это навык, который нужно развивать. По сути, речь идёт о наблюдательности человека, расширении визуальной библиотеки, умении анализировать (цвета, пространство, размеры и тому подобное) и запоминание разного рода мелких деталей. Всё это благотворно сказывается на работе мозга. Рисование активно затрагивает сразу несколько областей головного мозга. Например, теменную часть, которая отвечает не только за движения, но ещё и сообщает нам об ориентации в пространстве. Визуальные данные обрабатываются затылочной частью, лобная доля контролирует эмоции, планирование и движения, а висковые, по большей части, отвечают за память. Прибавим к этому набору ещё мозжечок: главного контролёра всех дополнительных движений и мелкой моторики. Чтобы поддерживать сложную работу систем, мы максимально концентрируемся на процессе рисования, а организм начинает выработку, в том числе и дофамина, дающего то самое ощущение удовлетворённости, когда мы занимаемся любимым делом. Исследование под названием "Рисунок на правой стороне мозга: морфометрический анализ наблюдательного рисования" доказало, что у тех людей, которые занимаются рисованием, куда лучше развиты структуры в отделах мозга. Прямая цитата из статьи гласит следующее: «Сканирование отобразило, что у группы художников было больше серого вещества в области мозга, называемой предклинье в теменной доле. Эта область задействована во многих навыках, но, вероятно, может быть связана с контролем вашего мысленного взора в визуальном творчестве». С самого начала развития педагогики как отдельной науки, высоко оценивались возможности использования изобразительной деятельности как средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Впервые роль рисования в школьном образовании обосновал Г. Песталоцци. Именно он ввел уроки рисования в школьную практику. Становление предпосылок и элементарной изобразительной деятельности детей раннего возраста тесно связано с совершенствованием важнейших психических функций — восприятия, моторной координации, речи и мышления. Занятия по развитию продуктивных видов деятельности способствуют развитию каждой из этих функций, и одновременно согласовывают их между собой, помогают ребенку упорядочить новые бурно усваиваемые знания. В первую очередь изобразительная деятельность влияет на совершенствования такого познавательного процесса как ощущение, при помощи, которого ребенок познает величину, форму и цвет. Развитие ощущений у ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Изобразительная деятельность предоставляет для этого очень большие возможности. Осязание. Первичным звеном на пути к становлению элементарной изобразительной деятельности является двигательно-осязательный опыт ребенка, накапливаемый им в процессе предметно-практической деятельности. Манипулирование с предметами развивает и обогащает восприятие малыша. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов (первый этап развития восприятия). Восприятие-Мышление. Развитие восприятия находится в тесной связи с развитием мышления ребенка, расширяющего границы познания, дающего возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное мышление. Для развития его очень важна роль взрослого, который показывает ребенку, на что нужно обратить внимание, помогает выделять наиболее существенные признаки изображаемых предметов, выделять детали, сравнивать изображаемый предмет с другими. Воображение. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций: Первая из них – представлять реальность в образах и уметь их использовать, решая проблемы. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него. Вторая функция воображения – регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения человек способен, по крайней мере частично, удовлетворить многие потребности, снять напряжение, которое они создают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на необходимые события. Через образы он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания. Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование мероприятий, подготовка таких программ, оценка их правильности, процесс их реализации. Память. Занятия продуктивными видами деятельности с детьми раннего возраста также способствуют развитию особенностей памяти, совершенствуют у ребенка способы запоминания различной информации. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием способствуют накоплению графических символов, образов у ребенка. При занятиях изобразительными видами деятельности, одновременно действуют зрительные, двигательные, слуховые и тактильные анализаторы, которые включают в работу различные виды памяти одновременно двигательную, зрительную, тактильную и слуховую. Речь. Ранняя изобразительная деятельность детей тесно взаимосвязана с развитием речи. Уже на стадии манипуляций с изобразительными материалами (карандашом, кистью, пластилином) малыш постоянно издает какие-то звуки, звукокомплексы, а иногда и «комментирует» процесс. Значение изобразительной деятельности как средства стимулирующего речевое развитие детей раннего возраста трудно переоценить. Рассматривая влияние продуктивных видов деятельности на развитие речи с психофизиологического аспекта. Уменьшение чувства тревоги. Именно по этой причине многие психологи включают в работу с клиентами арт-терапию. Она особенно активно применяется в посттравматической терапии, когда человеку очень сложно рассказать словами о своих переживаниях. Есть менее травмирующий способ сделать это, попросив воспользоваться бумагой и карандашами. Творчество позволяет хотя бы на время отвлечься от грустных и гнетущих мыслей, в этом заключается его целительная польза. Умение переключаться на другую деятельность очень ценно, когда разумом овладевает печаль или переживание. Даже если вы будете рисовать неосознанно: закорючки, мандалы, случайные узоры и прочее — делайте это, потому что такой процесс уменьшает негативные эмоции. Улучшение мозговой деятельности. Утверждение, что когда человек рисует, он работает правым (так называемым творческим) полушарием, не соответствует действительности, они оба включены в работу ещё на этапе формирования идеи. Любая творческая деятельность заставляет обе «половинки» мозга принимать непосредственное участие в происходящем, ведь без последовательности, точности и анализа (а это работа левого полушария) вы не сможете добиться никакого эффекта. Просто в том или ином виде творчества преобладает работа определённой части мозга, и в рисовании это, соответственно, правое полушарие. Творчество улучшает настроение. Во время погружения в созидательную деятельность наш мозг не только максимально сосредоточен, он действительно радуется, потому, как ряд химических реакций тела оснащает кровь дофамином. Тот самый гормон, который позволяет нам получать такие эмоции, как удовлетворение, интерес и радость от жизни. Также он является мотиватором: вам непременно захочется вернуться к тому занятию, которое приносит удовольствие. Мозгу понравился процесс, и он хочет его повторения. Таким образом, в процессе целенаправленной продуктивной творческой деятельности развиваются и совершенствуются все психические процессы дошкольников, обогащается опыт творческой деятельности детей, формируются такие качества личности, как активность, инициатива и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного творчества.
|