Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»
Психология
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна Михайлова Ольга Геннадьевна   
21.11.2024 19:57

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»

  • Педагог-психолог МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка», нейропсихолог Налиткина Татьяна Ивановна,
  • Старший воспитатель МДОУ Чердаклинского детского сада № 5 «Рябинка» Михайлова Ольга Геннадьевна

Необходимость коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников обусловлена тем, что при поступлении в школу дети с нарушениями зрительного восприятия и запоминания испытывают сложности в освоении букв и цифр. Они смешивают буквы по зрительному сходству, расположению элементов букв. Для них характерно зеркальное восприятие. Также в школе у таких детей может наблюдаться дислексия и дисграфия, т.е. трудности овладения чтением и письмом.

Чтобы помочь нашим выпускникам в школьном возрасте избежать трудностей обучения, мы в нашем детском садузаботимся об этом заранее.

Что должен уметь делать дошкольник 6-7-летнего возраста? Ориентироваться в схематических изображениях реальных объектов и явлений, находить сходство и различия сложных графических изображений и группировать их. Эти навыки в начальный период обучения помогут ребенку научиться осознанному зрительному анализу графических изображений: ребенок сможет вычленять отдельные элементы, соотносить их друг с другом, соединять в единый графический образ.

 

Помочь решить эти проблемыгораздо легче в дошкольном возрасте, если же время упущено и в дошкольном возрасте нарушения не скорректированы, добиться необходимого уровня развития зрительного анализа и правильной ориентации в пространстве становится значительно труднее.

Вначале вместе с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР мы выясняем, насколько у ребенка развито зрительное восприятие (гнозис) и готов ли он к овладению письмом. Оцениваем, умеет ли он:

  • определить размер предмета и расстояние до него на глаз;
  • сравнить предметы по высоте, величине;
  • определить расположение в пространстве.

Почему это важно? Потому что в русском алфавите много букв, сходных по начертанию. Их отличие может заключаться в разнице между одним элементом или в пространственном расположении одних и тех же элементов. При нарушении зрительного анализа ребенок будет путать при чтении и письме похожие буквы (Р-В, Б-В, М-Л), а также редко встречающиеся буквы (Ч-Ц, Ч-Ф). При зрительно-пространственных нарушениях будут путаться буквы, состоящие из одних и тех же элементов и сходные по написанию (З-Е).

Тренировка зрительного и пространственного восприятия полезна всем дошкольникам. Это поможет в школе лучше запомнить буквы, овладеть чтением и письмом.

Воспитанники групп компенсирующей направленности с ЗПР и ТНР допускают неточности в половине или больше половины заданий, выполняют задания медленно, часто не видят допущенных ошибок. Поэтому с ними необходимо целенаправленно работать над развитием зрительного восприятия.

Коррекционные занятия включают в себя:

  1. зрительные диктанты, когда используется рисование по точкам и клеточкам, разные виды штриховок. Инструкция может выглядеть следующим образом: «Проведи линии от точки, используя подсказку. Кто у тебя получился? Раскрась»;
  2. задания, состоящие из разлинованного на клеточки рисунка, разделенного на две половинки, на одной из которых нарисована половина солнышка и облачка, а на второй ребенку надо дорисовать вторую половину солнышка и облачка зеркально первой половинке.
  3. другой вариант такого задания — упражнение «Незаконченные изображения». Ребенку предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать);
  4. другим вариантом такого задания может быть предъявление изображений, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение;
  5. нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения, когдасогласно инструкции ребенок должен закрасить участки с буквой «Ц» желтым цветом, а с буквой «И» — синим;
  6. нахождение отличий в изображении;
  7. нахождение сходных элементов в изображении по инструкции: «Соедини линиями каждый транспорт и его тень»;
  8. узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка по инструкции: «Назови всех изображенных животных», «Найди на картинке все звезды и раскрась их»;
  9. складывание разрезных картинок и пазлов;
  10. сравнение зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференцированных признаков по инструкции: «Что общего между слоном и мамонтом (грушей и яблоком, чашкой и стаканом, стулом и креслом и т.п.) и чем они отличаются друг от друга?»;
  11. распознавание предмета по фрагменту;
  12. нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения по инструкции: «Дорисуй недостающие детали изображения»;
  13. упражнение «Кто спрятался?» по инструкции: «Найди на рисунке зайца (сову, волка, лису, медведя и т.д.)»;
  14. задания на пространственные отношения (на, над, под, за, правый-левый);
  15. прятки с игрушками на развитие зрительной памяти, в ходе которых взрослый располагает на столе пять игрушек, просит ребенка закрыть глаза и прячет одну игрушку, а затем просит ответить, какая игрушка спряталась;
  16. игра «Собери картинку», в ходе которой ребенка просят собрать разрезанную на несколько частей картинку, знакомую ребенку;
  17. игра «Составь фигуру», в ходе которой ребенку предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, которые надо соединить так, чтобы получился заданный предмет;
  18. игра «Цвета», в ходе которой взрослый ведущий предлагает за одну минуту назвать пять предметов определенного цвета (синего, красного, желтого коричневого, черного, зеленого и т.д.). Повторять предметы не разрешается. Тот, кто за одну минуту не сможет назвать пять предметов нужного цвета, выходит из игры. Победителю дается право стать ведущим и предлагать цвет для дальнейшей игры.

Чтобы в школьном возрасте наши выпускники не столкнулись с трудностями в обучении, мы заботимся об этом заранее. Специальные упражнения, задания и игры помогают нашим воспитанникам развивать зрительное восприятие, что в дальнейшем помогает улучшить чтение и письмо. Мы помогаем детям с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии раскрыть свои способности, а не критикуем их за недостатки, с которыми они самостоятельно справиться не могут из-за особенностей функционирования мозга. Может быть, наши дети – будущие Леонардо да Винчи, который, кстати, был дислексиком, что не помешало ему стать великим художником, скульптором изобретателем и мыслителем, оставившим неизгладимый след в истории человечества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год