Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка» |
Психология | |
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна Михайлова Ольга Геннадьевна | |
21.11.2024 19:57 | |
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»
Необходимость коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников обусловлена тем, что при поступлении в школу дети с нарушениями зрительного восприятия и запоминания испытывают сложности в освоении букв и цифр. Они смешивают буквы по зрительному сходству, расположению элементов букв. Для них характерно зеркальное восприятие. Также в школе у таких детей может наблюдаться дислексия и дисграфия, т.е. трудности овладения чтением и письмом. Чтобы помочь нашим выпускникам в школьном возрасте избежать трудностей обучения, мы в нашем детском садузаботимся об этом заранее. Что должен уметь делать дошкольник 6-7-летнего возраста? Ориентироваться в схематических изображениях реальных объектов и явлений, находить сходство и различия сложных графических изображений и группировать их. Эти навыки в начальный период обучения помогут ребенку научиться осознанному зрительному анализу графических изображений: ребенок сможет вычленять отдельные элементы, соотносить их друг с другом, соединять в единый графический образ.
Помочь решить эти проблемыгораздо легче в дошкольном возрасте, если же время упущено и в дошкольном возрасте нарушения не скорректированы, добиться необходимого уровня развития зрительного анализа и правильной ориентации в пространстве становится значительно труднее. Вначале вместе с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР мы выясняем, насколько у ребенка развито зрительное восприятие (гнозис) и готов ли он к овладению письмом. Оцениваем, умеет ли он:
Почему это важно? Потому что в русском алфавите много букв, сходных по начертанию. Их отличие может заключаться в разнице между одним элементом или в пространственном расположении одних и тех же элементов. При нарушении зрительного анализа ребенок будет путать при чтении и письме похожие буквы (Р-В, Б-В, М-Л), а также редко встречающиеся буквы (Ч-Ц, Ч-Ф). При зрительно-пространственных нарушениях будут путаться буквы, состоящие из одних и тех же элементов и сходные по написанию (З-Е). Тренировка зрительного и пространственного восприятия полезна всем дошкольникам. Это поможет в школе лучше запомнить буквы, овладеть чтением и письмом. Воспитанники групп компенсирующей направленности с ЗПР и ТНР допускают неточности в половине или больше половины заданий, выполняют задания медленно, часто не видят допущенных ошибок. Поэтому с ними необходимо целенаправленно работать над развитием зрительного восприятия. Коррекционные занятия включают в себя:
Чтобы в школьном возрасте наши выпускники не столкнулись с трудностями в обучении, мы заботимся об этом заранее. Специальные упражнения, задания и игры помогают нашим воспитанникам развивать зрительное восприятие, что в дальнейшем помогает улучшить чтение и письмо. Мы помогаем детям с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии раскрыть свои способности, а не критикуем их за недостатки, с которыми они самостоятельно справиться не могут из-за особенностей функционирования мозга. Может быть, наши дети – будущие Леонардо да Винчи, который, кстати, был дислексиком, что не помешало ему стать великим художником, скульптором изобретателем и мыслителем, оставившим неизгладимый след в истории человечества.
|