Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»
Психология
Автор: Налиткина Татьяна Ивановна Михайлова Ольга Геннадьевна   
21.11.2024 19:57

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка»

  • Педагог-психолог МДОУ Чердаклинского детского сада №5 «Рябинка», нейропсихолог Налиткина Татьяна Ивановна,
  • Старший воспитатель МДОУ Чердаклинского детского сада № 5 «Рябинка» Михайлова Ольга Геннадьевна

Необходимость коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников обусловлена тем, что при поступлении в школу дети с нарушениями зрительного восприятия и запоминания испытывают сложности в освоении букв и цифр. Они смешивают буквы по зрительному сходству, расположению элементов букв. Для них характерно зеркальное восприятие. Также в школе у таких детей может наблюдаться дислексия и дисграфия, т.е. трудности овладения чтением и письмом.

Чтобы помочь нашим выпускникам в школьном возрасте избежать трудностей обучения, мы в нашем детском садузаботимся об этом заранее.

Что должен уметь делать дошкольник 6-7-летнего возраста? Ориентироваться в схематических изображениях реальных объектов и явлений, находить сходство и различия сложных графических изображений и группировать их. Эти навыки в начальный период обучения помогут ребенку научиться осознанному зрительному анализу графических изображений: ребенок сможет вычленять отдельные элементы, соотносить их друг с другом, соединять в единый графический образ.

 

Помочь решить эти проблемыгораздо легче в дошкольном возрасте, если же время упущено и в дошкольном возрасте нарушения не скорректированы, добиться необходимого уровня развития зрительного анализа и правильной ориентации в пространстве становится значительно труднее.

Вначале вместе с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР мы выясняем, насколько у ребенка развито зрительное восприятие (гнозис) и готов ли он к овладению письмом. Оцениваем, умеет ли он:

  • определить размер предмета и расстояние до него на глаз;
  • сравнить предметы по высоте, величине;
  • определить расположение в пространстве.

Почему это важно? Потому что в русском алфавите много букв, сходных по начертанию. Их отличие может заключаться в разнице между одним элементом или в пространственном расположении одних и тех же элементов. При нарушении зрительного анализа ребенок будет путать при чтении и письме похожие буквы (Р-В, Б-В, М-Л), а также редко встречающиеся буквы (Ч-Ц, Ч-Ф). При зрительно-пространственных нарушениях будут путаться буквы, состоящие из одних и тех же элементов и сходные по написанию (З-Е).

Тренировка зрительного и пространственного восприятия полезна всем дошкольникам. Это поможет в школе лучше запомнить буквы, овладеть чтением и письмом.

Воспитанники групп компенсирующей направленности с ЗПР и ТНР допускают неточности в половине или больше половины заданий, выполняют задания медленно, часто не видят допущенных ошибок. Поэтому с ними необходимо целенаправленно работать над развитием зрительного восприятия.

Коррекционные занятия включают в себя:

  1. зрительные диктанты, когда используется рисование по точкам и клеточкам, разные виды штриховок. Инструкция может выглядеть следующим образом: «Проведи линии от точки, используя подсказку. Кто у тебя получился? Раскрась»;
  2. задания, состоящие из разлинованного на клеточки рисунка, разделенного на две половинки, на одной из которых нарисована половина солнышка и облачка, а на второй ребенку надо дорисовать вторую половину солнышка и облачка зеркально первой половинке.
  3. другой вариант такого задания — упражнение «Незаконченные изображения». Ребенку предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать);
  4. другим вариантом такого задания может быть предъявление изображений, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение;
  5. нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения, когдасогласно инструкции ребенок должен закрасить участки с буквой «Ц» желтым цветом, а с буквой «И» — синим;
  6. нахождение отличий в изображении;
  7. нахождение сходных элементов в изображении по инструкции: «Соедини линиями каждый транспорт и его тень»;
  8. узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка по инструкции: «Назови всех изображенных животных», «Найди на картинке все звезды и раскрась их»;
  9. складывание разрезных картинок и пазлов;
  10. сравнение зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференцированных признаков по инструкции: «Что общего между слоном и мамонтом (грушей и яблоком, чашкой и стаканом, стулом и креслом и т.п.) и чем они отличаются друг от друга?»;
  11. распознавание предмета по фрагменту;
  12. нахождение и выделение нужного элемента из целого изображения по инструкции: «Дорисуй недостающие детали изображения»;
  13. упражнение «Кто спрятался?» по инструкции: «Найди на рисунке зайца (сову, волка, лису, медведя и т.д.)»;
  14. задания на пространственные отношения (на, над, под, за, правый-левый);
  15. прятки с игрушками на развитие зрительной памяти, в ходе которых взрослый располагает на столе пять игрушек, просит ребенка закрыть глаза и прячет одну игрушку, а затем просит ответить, какая игрушка спряталась;
  16. игра «Собери картинку», в ходе которой ребенка просят собрать разрезанную на несколько частей картинку, знакомую ребенку;
  17. игра «Составь фигуру», в ходе которой ребенку предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, которые надо соединить так, чтобы получился заданный предмет;
  18. игра «Цвета», в ходе которой взрослый ведущий предлагает за одну минуту назвать пять предметов определенного цвета (синего, красного, желтого коричневого, черного, зеленого и т.д.). Повторять предметы не разрешается. Тот, кто за одну минуту не сможет назвать пять предметов нужного цвета, выходит из игры. Победителю дается право стать ведущим и предлагать цвет для дальнейшей игры.

Чтобы в школьном возрасте наши выпускники не столкнулись с трудностями в обучении, мы заботимся об этом заранее. Специальные упражнения, задания и игры помогают нашим воспитанникам развивать зрительное восприятие, что в дальнейшем помогает улучшить чтение и письмо. Мы помогаем детям с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии раскрыть свои способности, а не критикуем их за недостатки, с которыми они самостоятельно справиться не могут из-за особенностей функционирования мозга. Может быть, наши дети – будущие Леонардо да Винчи, который, кстати, был дислексиком, что не помешало ему стать великим художником, скульптором изобретателем и мыслителем, оставившим неизгладимый след в истории человечества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год