Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
Психология
Автор: Щербинина Татьяна Александровна   
27.04.2014 01:22

Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как в хорошей сказке? Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время, вспомните, как наши предки посвящали вечерние часы сказке. И разве только дети были их слушателями?  И взрослые окунались в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, чудесных превращений!
«Спокойствие, только спокойствие», как говорит герой знаменитой сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Я уверена, что любой педагог, вдумчиво работающий с детьми дошкольного возраста, понимает, что развитие интеллекта, безусловно, важный процесс, но воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения сочувствовать и сопереживать, уважения к окружающим людям – процесс не менее, а может быть и более значимый.
Не будем забывать, что человек – существо социальное. Поэтому его надо научить не только читать и писать, но и взаимодействовать с другими людьми так, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими. А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому есть основание предполагать, что работа, направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка актуальна и важна. И ей я уделяю особое внимание.
В результате поиска технологии, позволяющей развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка дошкольного возраста, я пришла к выводу, что наиболее эффективной является сказкотерапия.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность а несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребенка? Сказка дает возможность слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми,
понятными, доступными для ума и сердца. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
- отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- неопределенность места действия и главного героя;
- образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;
- победа добра, психологическая защищенность;
- наличие тайны и волшебства.
Но сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности. Главное – не навредить сказкой! Слушая сказку, ребенок сопереживает  происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы.
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица в сказке кажутся неправдоподобными. Истинные же сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий  для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях героев, а не о внешних событиях, и действия часто противоречат обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого героя сказки, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна заготовила бревна для моста и работала целый месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально. Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
С помощью сказки можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, каждому эгоистичному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке»,
о «двух жадных медвежатах»; пугливому и робкому – о «трусливом зайце», о «пыхе»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино»; капризуле – «Принцесса на горошине». Необходимо почувствовать и догадаться об эмоциональной проблеме малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен, и предложить сказку, где герои, их приключения будут помогать решать ребенку его проблему (страх, грубость, одиночество).
Именно в детском возрасте личность интенсивно развивается. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как  способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год