Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»
Психология
Автор: Подгорнова Екатерина Николаевна, Подгорнова Нина Николаевна   
16.06.2019 08:37

Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»

Авторы:

  • педагог-психолог Подгорнова Екатерина Николаевна,
  • воспитатель Подгорнова Нина Николаевна

МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

 

Скачать конспект

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы [1].

В основу нашего педагогического проекта легли игры и упражнения из системы занятий по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!», разработанной И.А. Пазухиной [1].

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной).

По типу предметно-содержательной области — межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.

По территории реализации — внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.

По продолжительности проведения — среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.

Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (воспитанники старшей группы «Смородинка»), педагоги МБДОУ д/с №51, педагог-психолог, родители воспитанников.

Цель проекта — создание положительной атмосферы в группе, формирование социального доверия, чувства общности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта:

  • развивать у старших дошкольников эмоциональную восприимчивость к чувствам других людей
  • способствовать формированию и развитию сплоченности детского коллектива
  • учить дошкольников действовать сообща при выполнении коллективных работ
  • учить слушать и слышать других людей, не перебивая
  • развивать усидчивость, внимание, наблюдательность
  • способствовать формированию доброжелательной и доверительной обстановки в группе
  • повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-нравственного воспитания дошкольников.

Объект исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами творчества.

Место реализации проекта – МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области.

Реализация проекта осуществляется с учетом основных принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

  1. позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
  3. индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
  4. развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
  5. поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
  6. обеспечения условий для осознания ребенком гордости за свои достижения, чувства собственного достоинства и самоуважения в процессе игровой деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

На подготовительном этапе:

  • анализ методической и научной литературы
  • подбор аудио-, видеоматериалов, художественной литературы
  • подбор и разработка для педагогов и родителей заочных консультаций, памяток и буклетов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников
  • создание картотеки психологических игр-разминок на развитие коммуникативных качеств дошкольников.

На основном этапе:

  • чтение литературных произведений по теме проекта (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки…)
  • просмотр мультфильмов и видеороликов по теме проекта
  • прослушивание и исполнение песен о дружбе и добре
  • этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным
  • рассматривание сюжетных картинок и агитационных плакатов по теме проекта
  • проведение психологических игр-разминок, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
  • работа с педагогами и родителями воспитанников.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. На этом этапе проводилась разработка плана работы по проекту, охватывающего всех его участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Осуществлялся подбор художественной литературы, соответствующей возрасту детей, аудио- и видеоматериалов, составлялись картотеки психологических игр-разминок, а также подбирались и разрабатывались памятки и консультации по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов и родителей.

II этап – основной. На этом этапе проводилась непосредственная работа с участниками проекта по разработанному плану.

Для родителей и педагогов был подготовлен ряд заочных консультаций, памяток и буклетов, целью которых было повышение уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах эмоционально-нравственного воспитания детей.

При активном содействии педагогов старшей группы «Смородинка» проводились этические беседы с детьми на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным, целью которых было выявление имеющегося уровня нравственного воспитания дошкольников.

Проводилось ознакомление детей с художественной литературой (Рис. 1), организовывалось прослушивание песен, просмотр видео и мультфильмов по теме проекта (Рис. 2). Каждое из проведенных мероприятий завершалось продуктивной деятельностью для закрепления пройденного материала – созданием коллективной работы (аппликации или рисунка), выполняя которую дети учились действовать сообща.

Кроме того, проводилось активное внедрение психологических игр-коммуникаций (Рис. 3) в повседневную жизнь дошкольников в детском саду: на занятиях, на прогулках, в режимных моментах и т.д.

Рис. 1. Чтение рассказа «Марфа»

Рис. 2. Просмотр м/ф «Живая игрушка»

Рис. 3. Игра-коммуникация «Здравствуй, друг!» на занятиях физкультурой

III этап – итоговый. На этом этапе представлялись результаты деятельности по проекту «Лучики добра»:

  1. Открытое занятие «Полянка доброты»;
  2. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты» (Рис. 4);
  3. Презентация проекта «Лучики добра» на малом педсовете МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск;
  4. Подборка сюжетных картинок с изображением конфликтного и доброжелательного поведения детей;
  5. Подборка фольклорного материала (пословицы и поговорки) о дружбе;
  6. Картотека игр-разминок, игр-коммуникаций, направленных на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе;
  7. Фонотека песен о дружбе и добре;
  8. Видеотека мультфильмов о дружбе и добром отношении к окружающим;
  9. Памятки и буклеты для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду», «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость»);
  10. Заочные консультации для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Учите детей доброте», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Волшебный справочник добрых слов и выражений»).

Рис. 4. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты»

Результаты проектной деятельности «Лучики добра»:

  1. В старшей группе «Смородинка» улучшилась эмоциональная атмосфера.
  2. У дошкольников усовершенствовались навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  3. У детей укрепилось чувство принадлежности к группе, общности и сплоченности коллектива.
  4. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей.
  5. Повысился уровень заинтересованности родителей как участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4—6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год