Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»
Психология
Автор: Подгорнова Екатерина Николаевна, Подгорнова Нина Николаевна   
16.06.2019 08:37

Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»Психолого-педагогический проект по эмоционально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «ЛУЧИКИ ДОБРА»

Авторы:

  • педагог-психолог Подгорнова Екатерина Николаевна,
  • воспитатель Подгорнова Нина Николаевна

МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

 

Скачать конспект

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы [1].

В основу нашего педагогического проекта легли игры и упражнения из системы занятий по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!», разработанной И.А. Пазухиной [1].

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной).

По типу предметно-содержательной области — межпредметный, так как реализация цели проекта осуществляется в интеграции нескольких областей дошкольного образования.

По территории реализации — внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного образовательного учреждения.

По продолжительности проведения — среднесрочный, так как срок его реализации составляет 2 месяца.

Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (воспитанники старшей группы «Смородинка»), педагоги МБДОУ д/с №51, педагог-психолог, родители воспитанников.

Цель проекта — создание положительной атмосферы в группе, формирование социального доверия, чувства общности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта:

  • развивать у старших дошкольников эмоциональную восприимчивость к чувствам других людей
  • способствовать формированию и развитию сплоченности детского коллектива
  • учить дошкольников действовать сообща при выполнении коллективных работ
  • учить слушать и слышать других людей, не перебивая
  • развивать усидчивость, внимание, наблюдательность
  • способствовать формированию доброжелательной и доверительной обстановки в группе
  • повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-нравственного воспитания дошкольников.

Объект исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – эмоционально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами творчества.

Место реализации проекта – МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск Мурманской области.

Реализация проекта осуществляется с учетом основных принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

  1. позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
  3. индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
  4. развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
  5. поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
  6. обеспечения условий для осознания ребенком гордости за свои достижения, чувства собственного достоинства и самоуважения в процессе игровой деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

На подготовительном этапе:

  • анализ методической и научной литературы
  • подбор аудио-, видеоматериалов, художественной литературы
  • подбор и разработка для педагогов и родителей заочных консультаций, памяток и буклетов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников
  • создание картотеки психологических игр-разминок на развитие коммуникативных качеств дошкольников.

На основном этапе:

  • чтение литературных произведений по теме проекта (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки…)
  • просмотр мультфильмов и видеороликов по теме проекта
  • прослушивание и исполнение песен о дружбе и добре
  • этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным
  • рассматривание сюжетных картинок и агитационных плакатов по теме проекта
  • проведение психологических игр-разминок, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация)
  • работа с педагогами и родителями воспитанников.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный. На этом этапе проводилась разработка плана работы по проекту, охватывающего всех его участников: педагогов, воспитанников и их родителей. Осуществлялся подбор художественной литературы, соответствующей возрасту детей, аудио- и видеоматериалов, составлялись картотеки психологических игр-разминок, а также подбирались и разрабатывались памятки и консультации по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов и родителей.

II этап – основной. На этом этапе проводилась непосредственная работа с участниками проекта по разработанному плану.

Для родителей и педагогов был подготовлен ряд заочных консультаций, памяток и буклетов, целью которых было повышение уровня психолого-педагогической грамотности в вопросах эмоционально-нравственного воспитания детей.

При активном содействии педагогов старшей группы «Смородинка» проводились этические беседы с детьми на тему дружбы и доброго отношения к людям и животным, целью которых было выявление имеющегося уровня нравственного воспитания дошкольников.

Проводилось ознакомление детей с художественной литературой (Рис. 1), организовывалось прослушивание песен, просмотр видео и мультфильмов по теме проекта (Рис. 2). Каждое из проведенных мероприятий завершалось продуктивной деятельностью для закрепления пройденного материала – созданием коллективной работы (аппликации или рисунка), выполняя которую дети учились действовать сообща.

Кроме того, проводилось активное внедрение психологических игр-коммуникаций (Рис. 3) в повседневную жизнь дошкольников в детском саду: на занятиях, на прогулках, в режимных моментах и т.д.

Рис. 1. Чтение рассказа «Марфа»

Рис. 2. Просмотр м/ф «Живая игрушка»

Рис. 3. Игра-коммуникация «Здравствуй, друг!» на занятиях физкультурой

III этап – итоговый. На этом этапе представлялись результаты деятельности по проекту «Лучики добра»:

  1. Открытое занятие «Полянка доброты»;
  2. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты» (Рис. 4);
  3. Презентация проекта «Лучики добра» на малом педсовете МБДОУ д/с №51 «Морошка» ЗАТО г. Североморск;
  4. Подборка сюжетных картинок с изображением конфликтного и доброжелательного поведения детей;
  5. Подборка фольклорного материала (пословицы и поговорки) о дружбе;
  6. Картотека игр-разминок, игр-коммуникаций, направленных на формирование и развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательности и позитивных взаимоотношений в детском коллективе;
  7. Фонотека песен о дружбе и добре;
  8. Видеотека мультфильмов о дружбе и добром отношении к окружающим;
  9. Памятки и буклеты для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду», «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость»);
  10. Заочные консультации для родителей и педагогов по эмоционально-нравственному воспитанию дошкольников ( «Учите детей доброте», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Волшебный справочник добрых слов и выражений»).

Рис. 4. Коллективная работа воспитанников старшей группы «Смородинка» «Полянка доброты»

Результаты проектной деятельности «Лучики добра»:

  1. В старшей группе «Смородинка» улучшилась эмоциональная атмосфера.
  2. У дошкольников усовершенствовались навыки сотрудничества и взаимопомощи.
  3. У детей укрепилось чувство принадлежности к группе, общности и сплоченности коллектива.
  4. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей.
  5. Повысился уровень заинтересованности родителей как участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4—6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год