Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Шестакова Юлия Ивановна   
17.06.2019 16:27

Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаНаучно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Шестакова Юлия Ивановна Воспитатель МБДОУ ДС №72 «Акварель» г.Старый Оскол. Белгородская обл.

Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, в числе прочего, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Такие тенденции приводят к осложнению процесса социализации ребёнка-дошкольника, затрудняют его вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы.

Опыт взаимодействия с детьми дошкольного возраста в рамках мониторинговой деятельности в дошкольных образовательных организациях позволяет говорить о том, что современная ситуация развития детей далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей ребёнка в эмоциональном переживании. Так, исследования последних лет показывают увеличение количества детей с признаками тревожности и агрессии, снижение эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности учитывать чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.

 

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П. К. Анохин, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С.Л, Рубинштейн, П.В. Симонов и др.). Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия.

В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином «эмоциональность».

Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными педагогами и психологами, среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Б.М. Теплов, и др.

Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.

С.В. Тихонова эмоциональность ребенка определяет как важную возрастную ценность. Она подчеркивает необходимость ее учета в качестве одного из факторов, влияющих на успешность воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Обращаясь к определению эмоций, отметим, что их роль в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.

Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать)«психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру». Под эмоциями обычно понимаются переживания и душевные волнения.

Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств – очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций.

Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений. Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность – потребность в общении. Н.Я. Фигурин и М.П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого.

К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии. Особенности эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом определяют специфику его эмоционального развития в более поздние возрастные периоды, в частности, в период младшего школьного возраста.

Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т.д.

Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

В раннем детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в дальнейшем у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности.

Изучение общих закономерностей эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей. В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие объясняется преимущественно с позиции появления новообразований в рамках эмоциональной сферы на определённых возрастных этапах. Значимые новообразования формируются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; становления эмоциональной регуляции общения и поведения; развития эмоционального взаимодействия и социальных эмоций. Такое положение дел подтверждается многочисленными практическими исследованиями эмоциональных проявлений (Л. Н. Башлакова, А.А. Борисова, Т.П. Гаврилова и др.).

Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития учёными рассматривается становление восприятия и воспроизведения дошкольниками эмоциональных состояний. В рамках отдельных задач экспериментальных исследований установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства.

В отношении способности к восприятию и воспроизведению детьми эмоциональных состояний считаем правомерным рассматривать её становление в рамках эмоционального развития дошкольников (Н. Е. Разенкова, Т.В. Гребенщикова). В процессе эмоционального развития комплексно рассматривается становление «эмоционального кодирования», то есть способности трансформировать экспрессивное выражение (изменённое выражение) тех или иных эмоций в контексте социализации дошкольника, и «декодирование эмоций» детьми.

Так, в рамках эмоционально-экспрессивного развития Т.В. Гребенщикова выделяет две ключевые линии. Первую линию эмоционально-экспрессивного развития связывает с закономерными изменениями, происходящими в восприятии, распознании, определении детьми эмоции по экспрессии. Вторая линия определяет изменения, происходящие в воспроизведении детьми различных эмоциональных состояний. Последнее рассматривается автором как один из важнейших элементов социальной перцепции дошкольного периода онтогенеза.

Соглашаясь с таким подходом, считаем, что эмоционально-экспрессивное развитие в период дошкольного детства фактически обеспечивает способность ребёнка дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать значения эмоций в контексте определённых эмоциональных состояний. Данная способность выступает одним из ключевых новообразований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Другим приоритетным направлением эмоционального развития в большинстве отечественных исследований называют совершенствование эмоциональной регуляции общения и поведения (Ю. В. Александрова, И.А. Байкова и др.).

В период дошкольного возраста ребёнок начинает отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.

Отсутствие эмоциональной децентрации, эмпатии, эмоциональной саморегуляции к концу дошкольного возраста В.Е. Каган рассматривает в качестве наиболее значимого фактора эмоционального неблагополучия дошкольников.

Е.И. Изотова отмечает, что «в основе развития эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте лежит психологический феномен позиционного эмоционального переключения. Становление механизма эмоциональной децентрации происходит по мере преодоления эгоцентризма и изменения позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной позиции ребёнка». При этом эмоциональная децентрация и, как её следствие, эмпатийность рассматриваются в качестве центрального феномена социализации эмоций. Следовательно, появление эмоциональной децентрации непосредственно обуславливает развитие эмпатии, которая в период дошкольного возраста начинает занимать важное место в круге социальных эмоций ребёнка.

Таким образом, становление эмоциональной регуляции общения и поведения в дошкольном возрасте как направление эмоционального развития обуславливает появление эмоциональной децентрации, совершенствование способности ребёнка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм её проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию.

База современных исследований в области развития социальных эмоций как отдельного направления развития эмоциональной сферы была заложена в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов, прежде всего в работах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Развитие эмоций проходит путь прогрессивного развития и рассматривается преимущественно по законам развития высших психических функций, в связи с чем развитие социальных эмоций предполагает переход от внешних социально детерминированных форм эмоций к внутренним эмоциональным процессам. Поэтому на протяжении дошкольного детства у ребёнка постепенно формируются совершенно новые чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), напрямую с натуральными аффектами и с удовлетворением органических потребностей не связанные.

С одной стороны, в дошкольном детстве происходит заметное изменение содержания эмоций, возникают сложные чувства, вызванные оценкой действия, значением этого действия для других людей, мерой оценки того, как соблюдаются нормы и правила поведения при совершении данного. На этой основе складывается «мотивационно-смыс-ловая ориентировка» деятельности. В период дошкольного детства мотивационно-смысловая ориентировка переходит от простой формы, осуществляемой в непосредственно воспринимаемом поле, к сложной форме, представленной в воображаемом плане.

С другой стороны, аффективные и познавательные процессы вступают во взаимосвязь, образуют единую аффективную систему предвидения и предчувствования отдельных последствий своих действий. Тем самым образовывается описанная в работах Л.С. Выготского взаимосвязь аффекта и интеллекта, взаимообусловленность эмоциональных и когнитивных процессов.

Вышеозначенные тенденции развития социальных эмоций определяют появление эмоционального предвосхищения – способности ребёнка «не только заранее предвидеть, но и прочувствовать, какой личностный смысл будут иметь для него и для окружающих последствия совершаемых им действий и поступков».

Для построения модели эмоционального развития важное значение имеет точка зрения А.В. Запорожца, согласно которой эмоциональное предвосхищение является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений.

Таким образом, в качестве основных взаимосвязанных направлений (линий) развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте считаем правомерным назвать эмоционально-экспрессивное направление, эмоциональное регулирование поведения и общения, развитие социальных эмоций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.Р. Шорохова. – М.: Просвещение, 2017. – С. 137-145.
  2. Аксарина, Н.И. Воспитание детей раннего возраста / Н.И. Аксарина. – М.: Академия, 2016. – 303 с.
  3. Александрова, Ю.В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношение взрослого человека / Ю.В. Александрова // Мир психологии. – 2016. – № 2. – С. 38-44.
  4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологически труды в 2-х томах. Т. 2. / Б.Г. Ананьев / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2015. – 288 с.
  5. Байкова, И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания / И.А. Байкова // Вопросы педагогики. – 2017. – № 2. – С. 38-42.
  6. Башлакова, Л.H. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям: Методические рекомендации / Л.Н. Башлакова, С.С. Харин. – Минск: ООО «Скарына». – 2015. – 140 с.
  7. Бениаминова, М.В. Основы общей и возрастной психологии / М.В. Бениаминова. – М.: Юрайт, 2015. – 270 с.
  8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 47-56.
  9. Борисова, А.А. Различение эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи / А.А. Борисова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 117-121.
  10. Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38-47.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год