Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Интерактивные технологии как средство повышения мотивации к занятиям у детей с нарушениями речи
Педагогика
Автор: Савинец Надежда Васильевна   
29.07.2025 17:47

Интерактивные технологии как средство повышения мотивации к занятиям у детей с нарушениями речиИнтерактивные технологии как средство повышения мотивации к занятиям у детей с нарушениями речи

Савинец Надежда Васильевна, Муниципальное казëнное дошкольное общеобразовательное Учреждение «Нововоронежский детский сад N 8» Городской округ город Нововоронеж

Аннотация. В статье рассмотрены современные интерактивные технологии, применяемые в логопедии для повышения мотивации детей с нарушениями речи. Проанализирована актуальность проблемы низкой мотивации учащихся на логопедических занятиях и обоснована необходимость внедрения инновационных средств обучения. В теоретической части раскрыты понятие мотивации в коррекционно-развивающей работе, её роль и особенности у детей с речевыми дефектами. Показано, что интерактивные дидактические средства – мультимедийные комплексы, игры, сенсорные доски – способствуют вовлечению детей в процесс обучения, создают ситуацию успеха и эмоционального подъёма. Практическая часть содержит примеры конкретных решений: использования программно-методических комплексов (например, «Логомер»), онлайн-платформ ( «Мерсибо», «Учи. ру»), интерактивных досок и столов, образовательных приложений (например, «Детская логопедия», «Звуковые дорожки») и специализированных логопедических игр.

 

Ключевые слова: интерактивные технологии, мотивация обучения, логопедия, дети с нарушениями речи, образовательные игры, коррекционно-развивающее обучение.

Современная логопедическая практика сталкивается с задачей повышения познавательного интереса и мотивации к обучению у детей, имеющих речевые нарушения. Речевые дефекты требуют систематической и длительной коррекционной работы, что часто приводит к снижению активности воспитанников, быстрой утомляемости и нежеланию посещать занятия. Как отмечают З.Н. Ажермачева и Н.А. Мёдова, у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи из-за необходимости усидчивости и концентрации при долгой работе уровень интереса к логопедическим занятиям остаётся низким. В связи с этим возникает необходимость поиска более увлекательных и эффективных методов работы, которые позволили бы заинтересовать ребёнка и стимулировать его к речевой активности. [1]

Интерактивные технологии в образовании – это комплекс технических и программных средств (компьютерные программы, сенсорное оборудование, обучающие онлайн-платформы), направленных на активное взаимодействие ребёнка с учебным материалом в игровой или мультимедийной форме. Их использование основано на принципе обеспечения обратной связи между обучающим средством и учеником, что позволяет создавать ситуацию успеха и эмоционального подъёма, необходимых для формирования положительной мотивации. При этом современные дети, «рождённые в цифровую эпоху», легко усваивают новые гаджеты и воспринимают информацию через визуально-динамические форматы, что делает интерактивное обучение интуитивно понятным и привлекательным.

Цель статьи – показать, что применение интерактивных технологий в логопедической работе помогает повысить мотивацию детей с нарушениями речи, проиллюстрировать практические примеры таких технологий. Для этого проанализированы теоретические представления о мотивации в обучении детей с ОВЗ, рассмотрены особенности использования ИКТ и мультимедиа на логопедических занятиях, приведены конкретные программы и оборудование, применяемые в коррекционной практике.

Мотивация учебной деятельности – фундамент успешного обучения и развития ребёнка. По Л. С. Выготскому и А. Н. Леонтьеву мотивация выступает «двигателем» (мотором) познавательной активности. Положительная мотивация к речевой активности способствует лучшему усвоению коррекционного материала и повышению эффективности занятий. Тем не менее, в традиционной логопедии вопросам мотивации уделялось заметно меньше внимания по сравнению с методиками постановки звуков и развитием речи. Исследования показывают, что уровень мотивации детей с нарушениями речи часто остаётся недостаточным: занятия требуют от ребёнка усидчивости, сосредоточенности и отказа от игровой деятельности, что старшим дошкольникам даётся сложно.

Интерактивные технологии позволяют учесть современные методические и психологические требования к коррекционному обучению. Они предполагают игровую подачу материала, что незаменимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Интерактивные обучающие игры и мультимедиа-упражнения превращают процесс освоения звуков, слов и форм речи в увлекательное действие с мгновенным результатом. Как отмечают специалисты, такие технологии создают у детей ситуацию успеха и достижения цели, способствуя развитию положительной мотивации и речевой активности. В компьютерных играх логопедические задания преподносятся в виде сказочных сюжетов или мультфильмов, где правильное выполнение упражнения вознаграждается звуковыми и графическими эффектами, что вызывает у ребёнка эмоциональный подъём и желание продолжать работу.

Интерактивное оборудование (доски, столы, планшеты) расширяет возможности наглядности и вариативность упражнений. Как подчёркивает Д.А. Власова, развитие предметно-пространственной среды должно учитывать новые стандарты образования: она должна быть «содержательно-насыщенной, полифункциональной» и включать интерактивные дидактические материалы. [2] Информатизация образовательного пространства создаёт равные стартовые возможности для успешного обучения, а ICT непосредственно способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний. Использование интерактивных досок и столов позволяет реализовывать партнёрскую деятельность педагога и ребёнка в едином мультимедийном поле, что для детей гораздо естественнее «управления пальцем» вместо традиционных маркера или мела. В таких условиях ребёнок активно взаимодействует с материалом, имеет возможность самостоятельно менять объекты на экране, решать задачи в сенсорном режиме – всё это повышает познавательную заинтересованность и учебную мотивацию.

На практике учителя-логопеды широко применяют разнообразные интерактивные средства, направленные на стимулирование речевой деятельности детей. Рассмотрим наиболее распространённые из них:

  1. Программно-методические комплексы и тренажёры. Примером служит программно-дидактический комплекс «Логомер», сертифицированный по ФГОС ДО. Он включает около 60 интерактивных игр для диагностики и коррекции речи: артикуляционная гимнастика, «Конструктор картинок», звуковые упражнения и др. Комплексы делают коррекционные задания игровыми: ребёнок повторяет звуки, собирает слова или конструирует фразы в виде захватывающих мини-игр. [3] По наблюдениям логопедов, использование данного рода ПО существенно повышает мотивацию детей к выполнению упражнений и позволяет эффективно распределять нагрузку (чередовать эмоциональную разрядку и речевую тренировку).
  2. Онлайн-платформы и учебные порталы. Образовательные сайты и порталы ( «Мерсибо», «Учи. ру» и другие) предлагают готовые интерактивные задания для развития речи. Например, на портале «Мерсибо» логопедические игры разделены по направлениям (звукопроизношение, артикуляция, лексика, грамматика и пр.), что позволяет организовать комплексную работу с ребёнком. На таких платформах задания часто имеют форму забавных мини-игр: нужно правильно произнести звук, собрать слово из букв, подобрать картинки к определённым звукам. Ребёнок сразу получает обратную связь (графические и звуковые поощрения при верном ответе), а динамика прогресса сохраняется в электронном дневнике или отчёте педагога. Порталы обеспечивают доступ к контенту вне занятия: родители могут продолжать упражнения дома, что способствует поддержанию мотивации к речевому развитию.
  3. Интерактивная доска и интерактивный стол. Электронная сенсорная доска или стол расширяет возможности групповой и индивидуальной работы. Доска позволяет логопеду демонстрировать яркие презентации, анимации и тематические игры (например, «раскраски по звуку», «поиск рифмующихся слов»), что активно вовлекает детей в процесс. Пальчик на экране вместо мелка или маркера – естественный для ребёнка жест, улучшающий его эмоциональный контакт с материалом. Интерактивный стол (логопедический стол) представляет собой сенсорную панель, на которой запускаются программы с заданиями для развития артикуляционной моторики, речевых навыков, мелкой моторики. Использование такого оборудования обеспечивает «комфортную психологическую атмосферу», снимает напряжение и повышает мотивацию к учебной деятельности. [4] Для детей очень важно игровое содержание: при правильном выполнении упражнения программа выдаёт похвалу ( «молодец», забавные анимации), что усиливает их вовлечённость и уверенность в успехе.
  4. Мобильные приложения и логопедические игры. На смартфонах и планшетах также доступны многочисленные обучающие приложения. Приложения «Детская логопедия», «Логоконтур», «Звуковые дорожки», «Говорим правильно» и др. содержат комплексы упражнений для звуковых автоматизаций, игровых проговариваний слов, упражнений на ритмику речи. Многие из них стилизованы под мультфильмы или сказочные сюжеты и включают яркую анимацию, что удерживает внимание ребёнка. Использование таких приложений на занятиях, а также в свободном времени создаёт дополнительную мотивацию – ребёнок охотно возвращается к знакомой «игре», повторяя речевые задания. Как показывают наблюдения практикующих логопедов, внедрение в занятия мобильных игр и приложений позволяет переключать внимание ребёнка на новый тип активности, снижать утомляемость и повышать эффективность коррекционной работы.

Таким образом, объединение перечисленных средств – программно-методических комплексов, онлайн-платформ, интерактивного оборудования и приложений – даёт логопеду широкий инструментарий. Он может варьировать технологии в зависимости от возраста и характера нарушений речи ребёнка, сочетая традиционные упражнения с новыми видами деятельности. Практика показывает, что даже короткий интерактивный эпизод на занятии заметно улучшает настроение детей и их готовность к трудным речевым упражнениям.

Для максимального эффекта интерактивные технологии следует использовать в комплексе с традиционными методами коррекции. Технологии должны учитывать возрастные особенности и индивидуальные потребности детей – например, дозировать время работы с экраном, предусматривать чередование активных игр и речевых упражнений. Логопедам рекомендуется подбирать программное обеспечение и задания исходя из конкретных задач (произношение определённого звука, развитие речи и т.д.) и уровня подготовки ребёнка. Важно также обучение педагогов работе с новым оборудованием и систематический обмен опытом с коллегами.

Обобщая изложенное, отметим, что интерактивные технологии являются ценным инструментом для повышения интереса детей с речевыми нарушениями к занятиям, снятия усталости и повышения эффективности обучения. Включение интерактивных методов в систему логопедической работы соответствует современным образовательным стандартам и способствует успешной социализации ребёнка, облегчая процесс овладения устной речью и письменной грамотностью.

Список литературы

  1. Ажермачева З.Н., Мёдова Н.А. Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжёлыми нарушениями речи // Вестник ТГПУ (Томск). 2017. № 12 (189). С. 157–161.
  2. Власова Д.А. Использование интерактивного оборудования логопедом в ДОУ // Информатизация образования. 2015. № 57. С. 71–77.
  3. Куликовская Н.Э. Компьютерные логопедические игры как средство коррекции речевых нарушений у детей // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. 2019. С. 164–170.
  4. Гладких М.К. Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда // Электронный ресурс: Электронная библиотека проекта «Логопедические кадры». 2023. URL: https: //nsportal. ru (дата обращения: 15. 05. 2025).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год