Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисования песком. |
Педагогика | |
Автор: Капустина Наталья Анатольевна | |
29.07.2025 21:53 | |
Капустина Наталья Анатольевна, Воспитатель МБДОУ №46 пгт. Молочный Кольского района Мурманской области Аннотация. В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением инновационного метода – рисования песком на световом столе. Материал раскрывает методические рекомендации и практические приемы, направленные на развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики и координации движений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Подчеркивается положительное влияние данной техники на эмоциональное состояние детей, снятие стресса и стимулирование воображения. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский Восприятие играет ключевую роль в познавательном развитии ребенка. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются трудности в формировании пространственных представлений, сужение полей зрения, недостаточная координация движений общей и мелкой моторики, бедный сенсорный опыт, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие речи, мышления, внимания и памяти. Своевременная и качественная коррекция речевых нарушений в дошкольном возрасте является залогом успешной адаптации и обучения ребенка в школе. Рисование песком на световом столе – это мощный инструмент коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с ТНР. Данный метод делает обучение более интересным и эффективным, оказывая комплексное воздействие на развитие дошкольников: способствует формированию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве, а также положительно влияет на эмоциональное состояние. Процесс рисования помогает снять стресс, расслабляет и вдохновляет, стимулирует воображение, побуждает к творчеству. А также обогащает представления детей о нетрадиционных материалах и способах воплощения художественного замысла. Сочетание музыки, песка и подсветки создает эффект волшебства и магии. Появление в группе необычного стола с подсветкой стало для наших детей настоящим сюрпризом. Персонаж Хранитель песка – жителя Песочной страны (пустыни) передал ребятам ценные дары – мягкий шелковистый песок. Хранитель песка никогда не покидал пустыню, а ему так хотелось увидеть разноцветный мир, о котором нашептал ему его друг Ветерок. Вместе с детьми обсудили ситуацию: Как помочь сказочному герою увидеть реки, моря, горы, леса, удивительных животных, прекрасные цветы? Загоревшись общей идеей, решили нарисовать песочные картины и создать фотоальбом для Хранителя песка. Сначала юным художникам предстояло ближе познакомиться с материалом и освоить азы рисования. На этом этапе предлагали детям игры и упражнения: «Бульдозеры», «Песочный дождик», «Змейка», «Песочные следы», «Отпечатки». Ребята учились держать песок в кулачке и аккуратно высыпать его, равномерно покрывая всю поверхность волшебного стола. Это помогло им почувствовать текстуру песка и научиться контролировать его количество. Затем началось самое интересное – создание первых изображений! Дети упражнялись в рисовании ладошками, пальчиками, щепотками, ребром большого пальца, одновременно несколькими пальцами, двумя руками, ребром ладоней, осваивая технику «отсечения лишнего» и создавая контуры будущих шедевров. Не секрет, что все мы выражаем свои чувства и мысли через простые формы: линии прямые и волнистые, круги, квадраты, треугольники, звезды и солнышки… Рисование этих элементов требует небольшой тренировки. Чтобы помочь ребятам освоить базовые формы, мы использовали специальные карточки с примерами. Повторяя эти узоры, дети учились чувствовать ритм линий, комбинировать их и создавать свои собственные неповторимые орнаменты, например, загадочные мандалы! Чтобы придать рисункам особую изюминку, юные творцы используют самые разные инструменты. Кисти с жесткой щетиной идеально подходят для рисования пушистых волос и мягкой шерстки зверюшек. Палочки для суши и кулинарные шпажки помогают создавать тончайшие, изящные линии и прорисовывать мельчайшие детали. А знаете, что можно сделать с помощью коктейльной трубочки? Выдуть из песка воздушный одуванчик! Гребешки помогают расчесывать песок, создавая необычные узоры, а вращающийся волчок оставляет на поверхности причудливые следы. Если поводить по песку резиновым ежиком, получится забавная паутинка! А когда хочется создать целую историю на песке, на помощь приходят трафареты! С их помощью наши маленькие художники создают отпечатки, которые можно дополнить деталями и превратить в захватывающую сказку! Таким образом, в результате регулярных занятий рисованием песком мы вместе с ребятами создали замечательный фотоальбом детских шедевров для Хранителя песка. Какие чудеса запечатлены на страницах альбома! Волшебные сказочные цветы, пышные ветвистые деревья, удивительные животные... Каждая работа уникальна и наполнена искренностью. Творческая деятельность принесла замечательные плоды: у детей заметно расширился сенсорный опыт, выросла ловкость пальцев, значительно улучшилась координация движений. Важно отметить, что многие дети преодолели изначальную робость перед новым материалом и теперь смело экспериментируют, свободно выражая свои чувства и эмоции через творчество. В заключении, можно с уверенностью сказать, что предложенный метод рисования песком на световом столе действительно эффективен и перспективен для дальнейшего использования в практике коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Мы надеемся, что наш опыт станет полезным примером для коллег и стимулом для дальнейших исследований в области арт-терапии и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Список используемой литературы:
|