Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисования песком.
Педагогика
Автор: Капустина Наталья Анатольевна   
29.07.2025 21:53

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисования песком.Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисования песком.

Капустина Наталья Анатольевна, Воспитатель МБДОУ №46 пгт. Молочный Кольского района Мурманской области

Аннотация.

В статье представлен опыт коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением инновационного метода – рисования песком на световом столе.

Материал раскрывает методические рекомендации и практические приемы, направленные на развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики и координации движений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Подчеркивается положительное влияние данной техники на эмоциональное состояние детей, снятие стресса и стимулирование воображения.

Скачать конспект

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский

Восприятие играет ключевую роль в познавательном развитии ребенка. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются трудности в формировании пространственных представлений, сужение полей зрения, недостаточная координация движений общей и мелкой моторики, бедный сенсорный опыт, что, в свою очередь, негативно влияет на развитие речи, мышления, внимания и памяти. Своевременная и качественная коррекция речевых нарушений в дошкольном возрасте является залогом успешной адаптации и обучения ребенка в школе.

Рисование песком на световом столе – это мощный инструмент коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с ТНР. Данный метод делает обучение более интересным и эффективным, оказывая комплексное воздействие на развитие дошкольников: способствует формированию сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинестетической чувствительности, развитию мелкой моторики, совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве, а также положительно влияет на эмоциональное состояние.

Процесс рисования помогает снять стресс, расслабляет и вдохновляет, стимулирует воображение, побуждает к творчеству. А также обогащает представления детей о нетрадиционных материалах и способах воплощения художественного замысла. Сочетание музыки, песка и подсветки создает эффект волшебства и магии.

Появление в группе необычного стола с подсветкой стало для наших детей настоящим сюрпризом. Персонаж Хранитель песка – жителя Песочной страны (пустыни) передал ребятам ценные дары – мягкий шелковистый песок. Хранитель песка никогда не покидал пустыню, а ему так хотелось увидеть разноцветный мир, о котором нашептал ему его друг Ветерок.

Вместе с детьми обсудили ситуацию: Как помочь сказочному герою увидеть реки, моря, горы, леса, удивительных животных, прекрасные цветы? Загоревшись общей идеей, решили нарисовать песочные картины и создать фотоальбом для Хранителя песка.

Сначала юным художникам предстояло ближе познакомиться с материалом и освоить азы рисования. На этом этапе предлагали детям игры и упражнения: «Бульдозеры», «Песочный дождик», «Змейка», «Песочные следы», «Отпечатки». Ребята учились держать песок в кулачке и аккуратно высыпать его, равномерно покрывая всю поверхность волшебного стола. Это помогло им почувствовать текстуру песка и научиться контролировать его количество.

Затем началось самое интересное – создание первых изображений! Дети упражнялись в рисовании ладошками, пальчиками, щепотками, ребром большого пальца, одновременно несколькими пальцами, двумя руками, ребром ладоней, осваивая технику «отсечения лишнего» и создавая контуры будущих шедевров.

Не секрет, что все мы выражаем свои чувства и мысли через простые формы: линии прямые и волнистые, круги, квадраты, треугольники, звезды и солнышки… Рисование этих элементов требует небольшой тренировки. Чтобы помочь ребятам освоить базовые формы, мы использовали специальные карточки с примерами. Повторяя эти узоры, дети учились чувствовать ритм линий, комбинировать их и создавать свои собственные неповторимые орнаменты, например, загадочные мандалы!

Чтобы придать рисункам особую изюминку, юные творцы используют самые разные инструменты. Кисти с жесткой щетиной идеально подходят для рисования пушистых волос и мягкой шерстки зверюшек. Палочки для суши и кулинарные шпажки помогают создавать тончайшие, изящные линии и прорисовывать мельчайшие детали. А знаете, что можно сделать с помощью коктейльной трубочки? Выдуть из песка воздушный одуванчик! Гребешки помогают расчесывать песок, создавая необычные узоры, а вращающийся волчок оставляет на поверхности причудливые следы. Если поводить по песку резиновым ежиком, получится забавная паутинка!

А когда хочется создать целую историю на песке, на помощь приходят трафареты! С их помощью наши маленькие художники создают отпечатки, которые можно дополнить деталями и превратить в захватывающую сказку!

Таким образом, в результате регулярных занятий рисованием песком мы вместе с ребятами создали замечательный фотоальбом детских шедевров для Хранителя песка. Какие чудеса запечатлены на страницах альбома! Волшебные сказочные цветы, пышные ветвистые деревья, удивительные животные... Каждая работа уникальна и наполнена искренностью.

Творческая деятельность принесла замечательные плоды: у детей заметно расширился сенсорный опыт, выросла ловкость пальцев, значительно улучшилась координация движений. Важно отметить, что многие дети преодолели изначальную робость перед новым материалом и теперь смело экспериментируют, свободно выражая свои чувства и эмоции через творчество.

В заключении, можно с уверенностью сказать, что предложенный метод рисования песком на световом столе действительно эффективен и перспективен для дальнейшего использования в практике коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Мы надеемся, что наш опыт станет полезным примером для коллег и стимулом для дальнейших исследований в области арт-терапии и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список используемой литературы:

  1. Артемьева Елена Николаевна. Педагогическая технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пескографии. Учеб. -методич. пособие / издательство ООО «Детство-Пресс», СПб., 2017 г.
  2. МариэллаЗейц «Пишем и рисуем на песке» — 2010г.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006.
  4. Журнал «Обруч» /Как провести «День песка» с детьми в июле. Методические подсказки для воспитателей, стр. 26, Автор: Ксения Белая, 2020
  5. Статья «Развитие воображения на основе технологии рисования песком у старших дошкольников» /Кузнецова Е.Р. – 2023. https: //урок. рф/library/razvitie_voobrazheniya_na_osnove_tehnologii_risovani_055118. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 27 (389) выйдет
31 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год