| Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема |
| Педагогика | |||
| Автор: Даниленко Наталья Евгеньевна | |||
| 26.12.2025 00:11 | |||
|
Даниленко Наталья Евгеньевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 87 Калининский район Санкт-Петербург Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Условия ФГОС, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей. Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования таковы:
Многие исследователи занимались проблемой формирования и развития воображения. Л. С. Выготский предполагал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. С.Л. Рубинштейн писал: — "Воображение связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое". Е.И Игнатьев отмечал: — «Основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления. По определению А.В. Брушлинского: — «Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Процесс воображения свойственен только человеку» Различают несколько видов воображения:
- произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. О.Е. Озеровой представлена классификация видов воображения, основанием для которой служат уровни познавательных процессов, представленных в них таких как:
- эмоциональное воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Как отмечалось ранее, старший дошкольный возраст можно рассматривать как сенситивный для развития творческого воображения, поскольку дети в данный период уже способны к восприятию, созданию и комбинированию несложных ассоциаций и художественных образов. С.А. Козлова, Т.А. Куликова отмечают, что для старших дошкольников доступным становится не только познание конкретных фактов, но и первоначальное проникновение «в суть вещей» и понимание взаимосвязей явлений. На этой основе на данном возрастном этапе у многих детей начинают формироваться элементарные понятия. У дошкольников активно прогрессируют процессы мышления, внимания, памяти, речи, воображения и др., что, в совокупности с личностным развитием, способствует формированию у них разнообразных способностей, в том числе, и творческих. Несмотря на то, что творческое развитие ребенка преимущественно имеет индивидуальную траекторию развития, обусловленную личностными особенностями, степенью и качеством одаренности каждого ребенка, можно выделить общие особенности. В соответствии с вышесказанным, можно считать обоснованными показатели детского творчества, выделенные Т.С. Комаровой:
- становление у дошкольников потребности в творчестве. В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин, О.М. Дьяченко). Так, исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости только у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого». Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности, так, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников О.М. Дьяченко относит:
- использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. Для активного развития психических процессов и, в частности, творческого воображения, старшим дошкольникам необходимо накопление знаний и опыта (деятельности и впечатлений), движимое познавательными потребностями и интересом. Г.А. Урунтаева отмечает, что «интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии». Для процесса становления творческого воображения в старшем дошкольном возрасте важна динамика развития восприятия, которое, при всей неорганизованности и неустойчивости, отличается свежестью и остротой. Посредством целенаправленной деятельности и педагогического воздействия оно может усложняться и углубляться, становиться, по словам Л.С. Выготского, «более анализирующим и дифференцирующим», то есть более организованным. В психологических исследованиях М.В. Матюхиной и др. отмечается способность ребенка старшего дошкольного возраста к созданию «мысли образов», его эмоциональному переживанию, наделению особенностями в связи с собственным видением, личным опытом, а также «присвоению» и включению его в этот опыт. Это чрезвычайно важно для развития воображения ребенка, так как от яркости, неповторимости, глубины мысли образов зависят не только эмоциональные переживания, но и развитие способностей к творческой деятельности. Таким образом, анализ теоретических подходов к интерпретации понятия «творческое воображение» отображает сложность этого психологического образования. Проблеме развития творческого воображения у детей, в частности и детей старшего дошкольного возраста, в психологической и педагогической науке уделяется важная роль в формировании социально-эстетической личности, раскрытию ее внутренних качеств, самореализации творческого потенциала, в особенности средствами синтеза различных видов деятельности. Список использованных источников:
заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с 8. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника//Вопросы психологии. 1988. — №6. — С.52-59.
|



Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема








