Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Современные подходы к непрерывному образованию
Педагогика
Автор: Кузьмина Елена Владимировна   
26.12.2025 00:29

Современные подходы к непрерывному образованиюСовременные подходы к непрерывному образованию

Кузьмина Е.В., Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР — «Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида п. Чернянка Белгородской области»

Аннотация

Законодательством РФ установлено, что педагоги обязаны непрерывно повышать уровень своих профессиональных компетенций. Статья посвящена современным методикам непрерывного профессионального роста и инновационных подходов в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова

Педагогические методики

Современные и инновационные технологии

Компетентностный подход

Непрерывное образование

Логопедическая помощь

Современная логопедия направлена на постоянное улучшение методов диагностики и коррекции речевых расстройств у детей разных возрастов и образовательных уровней. Это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями, таких как общее недоразвитие речи (ОНР).

Особенности коррекционного процесса.

 

Основной задачей логопедического сопровождения является использование передовых методик, направленных на всестороннее развитие ребенка с нарушением речи. Инновационный подход предполагает значительное повышение качества образовательных услуг путем внедрения новых технологий и инструментов.

Применяемые методики:

  • Нейропсихология
  • Кинезитерапия
  • Суджок-терапия
  • Гимнастика Стрельниковой
  • Ароматерапия
  • Музотерапия
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • БОС-технологии
  • Мультимедийный инструментарий

Эти технологии помогают решать разнообразные задачи:

  • Формирование лексико-грамматической стороны речи
  • Коррекция памяти и внимания
  • Улучшение моторики и координации движений
  • Повышение коммуникативных способностей
  • Использование цифровых ресурсов

Развивая способности обоих полушарий мозга, мы способствуем улучшению когнитивных функций ребенка. Специальные занятия на балансировочной доске, выполняемые совместно с физическими упражнениями, способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания и формированию межполушарной координации.

Так как мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого, у одних лучше функционирует левое полушарие, у других правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. И совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия дошкольного возраста проводятся игры на балансировочной доске.

Балансировочная доска используется как на групповых логопедических занятиях, так в индивидуальной работе с детьми группы компенсирующей направленности. При работе с детьми в преодолении ОНР, наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

1. Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

  • Пройти по доске с закрытыми глазами выполняя при этом различные упражнения.
  • Пройти с поднятыми руками держа над собой резиновый мяч.
  • Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же. После усложняем упражнения для автоматизации звуков. Поочередно поднимая то левую, то правую ногу произнося чистоговорку.
  • Н-р: Дружит Рома с носорогом, Носорог тот, недотрога. Не дает потрогать рог, Недотрога носорог.

2. Упражнения на межполушарное взаимодействие:

  • Стоя на доске, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться за нос. Усложнить упражнение с хлопком.
  • Стоя на доске, правой рукой гладим голову, а левой рукой, гладим живот. Усложнить упражнение с хлопком.
  • Стоя на доске, ребенок выполняет следующие задания. Педагог показывает карточки с цифрами, ребенок одновременно показывает на пальцах те числа, которые изображены на карточке. Н-р: 3 -5. Левой рукой ребенок показывает — 3, а правой -5.

3. Игры с мячом:

  • Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, и забросить его в корзину.
  • Игра «Собачка». Один ребенок стоит на доске, другой ребенок рядом. Педагог бросает мяч, а ребенок, стоявший на доске, должен поймать мяч, не задев стоявшего, посередине.
  • Стоя на доске, бросать и ловить мяч разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.
  • Стоя на доске, ребенок ловит мяч с разной позиции, проговаривая слова на автоматизацию звуков. Игра «Назови предметы, овощи, фрукты»
  • Стоя на доске, ребенок на раз перекладывает мяч из одной руки в другую, на два, передает его педагогу, проговаривая чистоговорки, илилогоритмику.

4. Игра «Рыболов»

Стоя на доске, держа в руке удочку, наклониться и поймать рыбку. Продолжать до тех пор, пока не поймаешь всех рыб. (Рыбы на магните)

5. Игры собручем:

  • Стоя на доске, удерживая равновесие, крутить обруч.
  • Стоя на доске, обруч поднять вверх, вниз, влево, вправо.
  • Стоя на доске, перешагивать через обруч, (имитация скакалки) проговаривая чистоговорки. Автоматизация звуков.

Заключение

Анализируя тенденции современного образования, можно уверенно утверждать, что залог успешной работы специалиста заключается в постоянной готовности учиться новому, осваивать передовые методики и поддерживать контакт с семьями воспитанников. Непрерывное образование и освоение инновационных технологий позволяют существенно повысить качество оказания логопедической помощи детям с ОВЗ.

Список литературы

Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе. Материалы для тренингов учителей.

Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 2004.

Жукатинская Е.Н. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога. Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. Липецк: ЛГПУ.

Профессиональный стандарт «Педагог».

Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Речевая компетентность. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год