|
Сибирские борды в детском саду: инновационный инструмент физического и сенсорного развития детей с РАС
Что такое сибирский борд и почему он подходит детям с РАС?
Сибирский борд (другие названия: баланс-борд, балансировочная доска, индо-борд) – это тренажер для развития баланса, координации и ловкости. Классическая конструкция состоит из:
- Доски (обычно овальной формы, с шероховатой поверхностью для сцепления).
- Цилиндра (ролла), который подкладывается под доску.
Задача пользователя – удержать равновесие, стоя на доске, которая качается на ролле. Однако в работе с детьми, особенно с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариаций использования намного больше.
Для детей с РАС сибирский борд – это не просто спортивный инвентарь, а мощный многофункциональный инструмент, который работает одновременно в нескольких направлениях:
- Сенсорная интеграция: Даёт глубокое проприоцептивное давление на суставы (успокаивает) и мощную вестибулярную нагрузку (организует).
- Развитие коммуникации: Создаёт мотивирующую, игровую ситуацию для взаимодействия.
- Коррекция поведения: Помогает снять напряжение и тревогу.
- Развитие моторного планирования и координации.
Цели использования сибирских бордов с детьми с РАС в ДОУ:
- Сенсомоторные: Развитие вестибулярного аппарата, чувства равновесия, мышечного корсета, зрительно-моторной координации.
- Психоэмоциональные: Снижение уровня тревожности и стереотипий, улучшение саморегуляции, повышение концентрации внимания после занятия.
- Коммуникативные и социальные: Формирование умения ждать своей очереди, следовать простым инструкциям, выражать просьбы и эмоции в процессе игры.
- Когнитивные: Закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», «быстро-медленно», счет, цвета.
Этапы и методика введения борда в занятие
Важное правило: Всегда начинаем с самых простых, безопасных и пассивных форм активности, учитывая сенсорные особенности ребёнка. Некоторых детей может пугать неустойчивая поверхность.
Этап 1: Знакомство и адаптация (пассивное использование)
- Борд как «кровать» или «качели»: Ребёнок сидит или лежит на доске (без ролла или на закрепленном ролле), а взрослый или другой ребёнок осторожно его покачивает. Можно петь песенку.
- Борд как сенсорный тренажер: Лежа на животе на доске, ребёнок катается вперед-назад, отталкиваясь руками (имитация санок).
Цель: Создать положительные ассоциации с инвентарем, дать необходимую вестибулярную нагрузку в щадящем режиме.
Этап 2: Активные упражнения с опорой и поддержкой
- Страховка обязательна: Ребёнок стоит на доске, которая лежит на полу или на неподвижном ролле. Инструктор по ФК держит его за руки.
- Упражнение «Маятник»: Ребёнок держится за руки взрослого и учится переносить вес тела с носков на пятки и обратно.
- Использование опоры: Ребёнок стоит на борде, держась за гимнастическую стенку или устойчивый поручень.
- Цель: Дать почувствовать механику движения, укрепить уверенность.
Этап 3: Балансирование с помощью взрослого (с роллом)
- Взрослый помогает ребёнку встать на доску, подложенную на ролл, и, крепко держа за обе руки, следует за его движениями, помогая поймать равновесие.
- Можно использовать команды-ориентиры: «Носочки вверх!», «Пятки вниз!».
- Игра «Стоп-Старт»: По команде «Стоп!» ребёнок и взрослой замирают, по команде «Старт!» – продолжают качаться.
Этап 4: Самостоятельное балансирование и интеграция в игру
- Когда ребёнок готов, он пробует удерживать равновесие сам, сначала секунды, потом дольше.
- Усложнение задач:
- Бросать и ловить мяч, стоя на борде.
- Собирать предметы с пола, удерживая равновесие.
- Проехать на борде по прямой, отталкиваясь ногой (как на скейте).
- Совместные игры: Два ребёнка, стоя на своих бордах, перекидывают друг другу мяч или держатся за концы одной ленты.
Особенности работы с детьми с РАС: практические советы
- Визуальная поддержка – ключ к успеху: Используйте пошаговые алгоритмы (визуальные схемы) выполнения упражнения, карточки PECS для просьб ( «качай», «помоги», «стоп») и выбора активности.
- Сенсорный индивидуальный подход:
- Для детей с сенсорной избеганием (гипочувствительные) – начинать с медленных, предсказуемых движений, давать больше поддержки.
- Для детей с сенсорным поиском (гиперчувствительные) – можно предлагать более активное, ритмичное и длительное раскачивание.
3. Встраивание в коммуникацию: Создавайте ситуации, где ребёнку нужно попросить борд, позвать взрослого для помощи, показать жестом «ещё» или «стоп». Логопед, работая в тандеме с инструктором, может активизировать речь: «Ка-чай!», «У-пал», «На!».
4. Ритуал и предсказуемость: Включайте упражнения с бордом в постоянный ритуал занятия (например, всегда в начале как «разминка-пробуждение» или в конце как «награда-качели»).
5. Безопасность прежде всего: Использование матов, шлемов (при необходимости), постоянный физический контакт и страховка на первых этапах.
Пример игрового сюжета «Кораблик в бурю» (совместное занятие инструктора по ФК и логопеда)
- Цель инструктора: Развитие динамического равновесия.
- Цель логопеда: Активизация глагольного словаря ( «качается», «плывёт», «держится») и простых инструкций.
- Оборудование: Сибирские борды (кораблики), синий тканевый «океан», карточки с изображением «шторма» и «штили».
- Ход:
- Ребёнок выбирает, на какой «корабль» (борд) встать (выбор по цвету или картинке).
- Логопед показывает карточку «Штиль». Инструктор помогает ребёнку плавно раскачиваться, логопед комментирует: «Корабль плывёт, море спокойное».
- Логопед меняет карточку на «Шторм». Инструктор увеличивает амплитуду раскачивания (помогает или создаёт неровную поверхность). Логопед побуждает ребёнка сказать: «Качает!» или «Держись!».
- Игра на повторение и реакцию.
Сибирский борд из простого балансировочного тренажёра в руках творческих и понимающих специалистов превращается в уникальную развивающую среду для ребёнка с РАС. Он естественным образом удовлетворяет сенсорные потребности, снижает тревогу и при этом мотивирует к движению, общению и преодолению трудностей. Включение этого инвентаря в систему совместной работы инструктора по физической культуре и логопеда (дефектолога) делает коррекционно-развивающий процесс в детском саду более эффективным, динамичным и радостным для особого ребёнка.
|