Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Сибирские борды в детском саду: инновационный инструмент физического и сенсорного развития детей с РАС
Педагогика
Автор: Ларина Татьяна Юрьевна   
17.12.2025 13:05

Сибирские борды в детском саду: инновационный инструмент физического и сенсорного развития детей с РАССибирские борды в детском саду: инновационный инструмент физического и сенсорного развития детей с РАС

Что такое сибирский борд и почему он подходит детям с РАС?

Сибирский борд (другие названия: баланс-борд, балансировочная доска, индо-борд) – это тренажер для развития баланса, координации и ловкости. Классическая конструкция состоит из:

  1. Доски (обычно овальной формы, с шероховатой поверхностью для сцепления).
  2. Цилиндра (ролла), который подкладывается под доску.

Задача пользователя – удержать равновесие, стоя на доске, которая качается на ролле. Однако в работе с детьми, особенно с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариаций использования намного больше.

 

Для детей с РАС сибирский борд – это не просто спортивный инвентарь, а мощный многофункциональный инструмент, который работает одновременно в нескольких направлениях:

  • Сенсорная интеграция: Даёт глубокое проприоцептивное давление на суставы (успокаивает) и мощную вестибулярную нагрузку (организует).
  • Развитие коммуникации: Создаёт мотивирующую, игровую ситуацию для взаимодействия.
  • Коррекция поведения: Помогает снять напряжение и тревогу.
  • Развитие моторного планирования и координации.

Цели использования сибирских бордов с детьми с РАС в ДОУ:

  1. Сенсомоторные: Развитие вестибулярного аппарата, чувства равновесия, мышечного корсета, зрительно-моторной координации.
  2. Психоэмоциональные: Снижение уровня тревожности и стереотипий, улучшение саморегуляции, повышение концентрации внимания после занятия.
  3. Коммуникативные и социальные: Формирование умения ждать своей очереди, следовать простым инструкциям, выражать просьбы и эмоции в процессе игры.
  4. Когнитивные: Закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», «быстро-медленно», счет, цвета.

Этапы и методика введения борда в занятие

Важное правило: Всегда начинаем с самых простых, безопасных и пассивных форм активности, учитывая сенсорные особенности ребёнка. Некоторых детей может пугать неустойчивая поверхность.

Этап 1: Знакомство и адаптация (пассивное использование)

  • Борд как «кровать» или «качели»: Ребёнок сидит или лежит на доске (без ролла или на закрепленном ролле), а взрослый или другой ребёнок осторожно его покачивает. Можно петь песенку.
  • Борд как сенсорный тренажер: Лежа на животе на доске, ребёнок катается вперед-назад, отталкиваясь руками (имитация санок).

Цель: Создать положительные ассоциации с инвентарем, дать необходимую вестибулярную нагрузку в щадящем режиме.

Этап 2: Активные упражнения с опорой и поддержкой

  • Страховка обязательна: Ребёнок стоит на доске, которая лежит на полу или на неподвижном ролле. Инструктор по ФК держит его за руки.
  • Упражнение «Маятник»: Ребёнок держится за руки взрослого и учится переносить вес тела с носков на пятки и обратно.
  • Использование опоры: Ребёнок стоит на борде, держась за гимнастическую стенку или устойчивый поручень.
  • Цель: Дать почувствовать механику движения, укрепить уверенность.

Этап 3: Балансирование с помощью взрослого (с роллом)

  • Взрослый помогает ребёнку встать на доску, подложенную на ролл, и, крепко держа за обе руки, следует за его движениями, помогая поймать равновесие.
  • Можно использовать команды-ориентиры: «Носочки вверх!», «Пятки вниз!».
  • Игра «Стоп-Старт»: По команде «Стоп!» ребёнок и взрослой замирают, по команде «Старт!» – продолжают качаться.

Этап 4: Самостоятельное балансирование и интеграция в игру

  • Когда ребёнок готов, он пробует удерживать равновесие сам, сначала секунды, потом дольше.
  • Усложнение задач:
  • Бросать и ловить мяч, стоя на борде.
  • Собирать предметы с пола, удерживая равновесие.
  • Проехать на борде по прямой, отталкиваясь ногой (как на скейте).
  • Совместные игры: Два ребёнка, стоя на своих бордах, перекидывают друг другу мяч или держатся за концы одной ленты.

Особенности работы с детьми с РАС: практические советы

  1. Визуальная поддержка – ключ к успеху: Используйте пошаговые алгоритмы (визуальные схемы) выполнения упражнения, карточки PECS для просьб ( «качай», «помоги», «стоп») и выбора активности.
  2. Сенсорный индивидуальный подход:
  • Для детей с сенсорной избеганием (гипочувствительные) – начинать с медленных, предсказуемых движений, давать больше поддержки.
  • Для детей с сенсорным поиском (гиперчувствительные) – можно предлагать более активное, ритмичное и длительное раскачивание.

3. Встраивание в коммуникацию: Создавайте ситуации, где ребёнку нужно попросить борд, позвать взрослого для помощи, показать жестом «ещё» или «стоп». Логопед, работая в тандеме с инструктором, может активизировать речь: «Ка-чай!», «У-пал», «На!».

4. Ритуал и предсказуемость: Включайте упражнения с бордом в постоянный ритуал занятия (например, всегда в начале как «разминка-пробуждение» или в конце как «награда-качели»).

5. Безопасность прежде всего: Использование матов, шлемов (при необходимости), постоянный физический контакт и страховка на первых этапах.

Пример игрового сюжета «Кораблик в бурю» (совместное занятие инструктора по ФК и логопеда)

  • Цель инструктора: Развитие динамического равновесия.
  • Цель логопеда: Активизация глагольного словаря ( «качается», «плывёт», «держится») и простых инструкций.
  • Оборудование: Сибирские борды (кораблики), синий тканевый «океан», карточки с изображением «шторма» и «штили».
  • Ход:
  1. Ребёнок выбирает, на какой «корабль» (борд) встать (выбор по цвету или картинке).
  2. Логопед показывает карточку «Штиль». Инструктор помогает ребёнку плавно раскачиваться, логопед комментирует: «Корабль плывёт, море спокойное».
  3. Логопед меняет карточку на «Шторм». Инструктор увеличивает амплитуду раскачивания (помогает или создаёт неровную поверхность). Логопед побуждает ребёнка сказать: «Качает!» или «Держись!».
  4. Игра на повторение и реакцию.

Сибирский борд из простого балансировочного тренажёра в руках творческих и понимающих специалистов превращается в уникальную развивающую среду для ребёнка с РАС. Он естественным образом удовлетворяет сенсорные потребности, снижает тревогу и при этом мотивирует к движению, общению и преодолению трудностей. Включение этого инвентаря в систему совместной работы инструктора по физической культуре и логопеда (дефектолога) делает коррекционно-развивающий процесс в детском саду более эффективным, динамичным и радостным для особого ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год