Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Синтаксис при ОНР: потенциал коллажных упражнений.
Педагогика
Автор: Аношина Галина Николаевна   
17.12.2025 13:34

Синтаксис при ОНР: потенциал коллажных упражнений.Синтаксис при ОНР: потенциал коллажных упражнений.

Развитие речи представляет собой многогранный процесс, требующий совершенствования аналитических и синтетических функций головного мозга.

Грамотная речь – одно из главных условий всестороннего развития ребенка. Совершенствование речи даёт ребёнку инструменты для чёткого выражения мыслей, углублённого изучения окружающей действительности и эффективного общения с ровесниками и старшими людьми.

При общем недоразвитии речи у детей выявляются дефекты не только на морфологическом, но и на синтаксическом уровне. В числе характерных особенностей — искажение структуры предложения из за неверного расположения главных и второстепенных членов, сложности в применении простых и большинства сложных предлогов, выраженные ошибки при согласовании слов в предложении, а также затруднения при добавлении в предложение новых членов.

Из за указанных нарушений ребёнок испытывает сложности с овладением речью и допускает ошибки при формулировке высказываний. Несоответствующее норме усвоение языковых правил влечёт за собой дефекты в морфологической структуре слов и синтаксическом строении предложений. Это существенно затрудняет речевое взаимодействие, негативно влияет на познавательное развитие и впоследствии осложняет процесс школьного обучения.

Процесс становления речи неразрывно связан с деятельностью. В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игре — посредством неё ребята выражают накопленный опыт и впечатления.

Принимая во внимание особенности речи детей с ОНР, важно создать педагогические условия (правильно организовать предметно –развивающую среду и подобрать игровые методы и приемы), которые:

  1. учитываютхарактеристики речевого развития детей с ОНР.
  2. способствуют формированию навыка построения разных типов предложений и развитию умения соединять их в связное высказывание.
  3. поддерживают эмоциональный настрой и интерес ребенка в процессе обучения.

Одной из моих педагогических находок являются логопедические коллажи.

 

Коллаж – это наклеивание или нанесение на какую – либо основу различных материалов для создания смешанной композиции. На своих занятиях я использую коллажи, созданные детьми и изготовленные мной.

Проведение дидактических игр на основе коллажа — метод, отличающийся эффективностью воздействия не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и способствующий расширению словарного запаса, развитию связной речи, зрительной памяти и словесно – логического мышления, стимулированию познавательного интереса и созданию положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Примером логопедического коллажа могут послужить коллажи из серии «Времена года». Коллажи составлялись по принципу природосообразности.

На каждом коллаже отражены 3 направления изменений: в живой природе, неживой природе, деятельности человека. Для каждого коллажа разработаны пособия:

  • комплект предметных картинок, отражающий изменения по направлениям в соответствии с сезоном (тема «Осень»: серая белка, разноцветные листья на деревьях и т.д.)
  • карточки для составления предложений разной структуры (схемы для составления простых, распространённых и сложных предложений).

Использование схем для составления предложений распределены по принципу усложнения:

Простое предложение.

1: схема предложения из двух, трёх слов.

2:схема предложения из четырёх, пяти слов с предлогом. В схеме предлог обозначается треугольником. Если есть дети читающие, то можно использовать буквенное обозначение предлогов (У, НА, С, В, ИЗ).

3:схема простого предложения, распространённого за счет однородных членов предложения (существительных, прилагательных). В схеме вместо однородных членов использованы предметные картинки.

4: схема простого предложения с однородными членами предложения (без картинок).

Сложное предложение.

  1. схема предложения с союзом А. В данной схеме используются предметные картинки и содержат «подсказки» для сравнения (белка…, А заяц…).
  2. схема предложения без предметных картинок, но союз А обозначен буквой.
  3. схема предложения без предметных картинок, но союз И, союз ПОТОМУ ЧТО напечатаны буквами.

Работа по формированию синтаксической структуры предложения проводится с использованием дидактических игр.

Игры и упражнения, используемые для знакомства с коллажем.

Работа начинается со знакомства с коллажем. Ребенок рассматривает коллаж, затем знакомится с комплектом предметных картинок к нему. Игра «Что бывает … осенью?» На основу коллажа (картинка-пейзаж) ребенок должен наложить соответствующие картинки и сопроводить действия речью.

Игры, направленные на закрепление слов-предметов, слов – действий,

слов-признаков: «Назови предметы» (про кого можно сказать Кто? Что?», «Назови слова–действия»), знакомство с карточками-схемами (предмет, действие).

Игры и упражнения при работе с коллажем.

Игры на осознание структуры предложения.

«Назови действия».

  • Зима, что сделала? (наступила, пришла, разыгралась, подступила)
  • Мальчик что делает? (катается, резвиться, спускается, едет)
  • Белка что делает? (грызет, распушила, шелушит).

Ребенок называет глаголы, а взрослый показывает карточку «предмет-действие» и объясняет, что это слово в схеме предложения будет обозначено этой карточкой.

«Подбери картинку к схеме предложения».

Взрослый показывает ребенку схему простого нераспространённого предложения, затем называет существительное и накладывает предметную картинку на схему. Ребенок подбирает глагол и также накладывает свою предметную картинку на схему предложения.

На схеме обозначены: слова- предметы (карточка с одной линией), слова-действия (карточка с двумя линиями).

«Составь предложение».

Взрослый предлагает ребёнку составить предложение об одном объекте ( «Составь предложение о белке» или «о ком ты хочешь составить предложение?»). Ребенок смотрит на коллаж, и составляет предложение. Затем самостоятельно выкладывает схему предложения.

Например, Наступила весна. Солнце припекает. Птицы прилетели.

Игры на составление простых предложений.

«Составь предложение со словосочетанием».

Ребенок составляет предложение с заданным словосочетанием и выкладывает схему предложения. (Рыжая белка, быстрый ручеек, ранняя проталинка).

«Составь предложение по схеме» или «Найди схему предложения».

Игровое упражнение «Кубик». На каждой грани кубика наклеена картинка, характеризующая признак времени года (весна — цветущая яблоня, зима — белый заяц и т.д.). Детям необходимо составить предложение с заданным словом и выложить схему предложения.

Игры на составление предложений с предлогами.

Для составления предложений с предлогами подготовлены парные картинки (белка-дерево, ручей-кораблик, горка-санкии т.д.). Сначала дети учатся составлять предложения с помощью картинок, затем самостоятельно.

После составления предложения дети выкладывают его схему. Предлог в схеме предложения обозначается треугольником.

Игры на составление предложений с однородными членами.

Работу по формированию умений у детей составлению предложений с однородными членами я начала с обучения составлению предложений с однородными существительными. Использовала карточки с предметными картинками или условные обозначения для выделения в речи каждого предмета (кружочки), затем совместно с ребенком переходила к составлению предложения по схеме предложения.

Одним из сложных навыков стало формирование умения составлению предложения с однородными прилагательными, глаголами. Поэтому в работу я включила карточки, на которых изображены предметы с признаками (Осень: листья бардовые, оранжевые, желтые; листья дубовые, кленовые, березовые. Весна: травка молодая, зеленая).

Игры на составление сложных предложений.

Составление сложных предложений с союзом А.

а) Для составления предложений с союзом. А я предлагала детям одновременно два коллажа. Например, осень и зима. После рассматривания коллажей предлагала детям сравнить явления в осенний и зимний периоды, а также сравнить поведение людей, животных и птиц в эти периоды.

Один ребенок рассказывает об осени, другой ребёнок о зиме.

1-й. Осенью часто идут дожди.

2-й. Осенью часто идут дожди, а зимой идет снег.

1-й. Осенью с деревьев опадают листья.

2-й. Осенью с лиственных деревьев опадают листья, а зимой эти деревья стоят голые.

1-й. Осенью дети собирают грибы и ягоды.

2-й. Осенью дети собирают грибы и ягоды, а зимой катаются на санках и коньках.

б) составление предложения с союзом А на основе описания двух не предметов (снегирь любит семена клёна, а синица несолёное сало), подбора глаголов к существительным (белка грызет, а дятел долбит). Детям предлагается схема предложения в сочетании с картинками.

Составление сложных предложений

с союзами И, ПОТОМУ ЧТО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ЧТО, ЗНАЧИТ.

упражнение «Продолжи предложение».

  • Пришла осень, и листья на деревьях…
  • Намело высокие сугробы, и ребята…

упражнение «Почему».

  • Почему весной на деревьях появляются листочки? (Весной на деревьях появляются листочки потому что…).
  • Почему весной прилетают грачи? (Грачи прилетели, потому что……)..

упражнение «Что сначала?»

  • Прежде чем птицы выведут птенцов, что им сначала нужно сделать?
  • Прежде чем посеять пшеницу на поле, что людям сначала нужно сделать?

упражнение «Передай послание»

  • Педагог говорит ребенку на ухо «Передай Саше, что белка спрыгнула с дерева».
  • Ребенок: «Саша, позвонила Галина Николаевна и сказала, что белка спрыгнула с дерева.

Далее дети передают «сообщения» по цепочке без участи педагога.

упражнение «Умозаключения».

  • Весной прилетают перелетные птицы. Скворец- перелётная птица, значит…
  • Весной на деревьях вырастают листья. Береза-дерево, значит…

Эффективная коррекционная работа по оптимизации уровня синтаксической структуры предложения с использованием коллажа предполагает индивидуальный подход, учёт структуры дефекта и особенностей развития высших психических функций дошкольников с ОНР.

Поэтому считаю, что использование дидактических игр и упражнений на основе коллажа —эффективный метод, который воздействует на эмоциональную сферу, развивает словесно-логическое мышление, расширяет словарный запас, способствуют формированию навыка построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования синтаксической структуры речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Подчёркивается значимость грамотной речи как условия всестороннего развития ребёнка: она обеспечивает чёткое выражение мыслей, эффективное общение и успешное познавательное развитие.

Выявлены типичные синтаксические нарушения при ОНР:

  • искажение структуры предложения из за неверного расположения главных и второстепенных членов;
  • трудности в использовании простых и сложных предлогов;
  • ошибки при согласовании слов;
  • затруднения при расширении предложения новыми членами.

Такие дефекты осложняют речевое взаимодействие, негативно влияют на познавательное развитие и затрудняют школьное обучение.

В качестве эффективного коррекционного метода предлагается использование логопедических коллажей —дидактического приёма, основанного на создании смешанных композиций из различных картинок. Обоснована целесообразность применения коллажей в работе с дошкольниками с ОНР, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.

Описаны ключевые преимущества метода:

  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной речи, зрительной памяти и словесно логического мышления;
  • стимулирование познавательного интереса;
  • формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Приведён пример серии коллажей «Времена года», построенных по принципу природосообразности. Для каждого коллажа разработаны дидактические материалы:

  • комплект предметных картинок, отражающих сезонные изменения в живой и неживой природе, а также в деятельности человека;
  • карточки схемы для составления предложений разной структуры (как простых предложений, так и сложных предложений).

Работа строится на постепенном усложнении заданий с использованием дидактических игр, направленных на формирование синтаксической структуры предложения.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), синтаксис, логопедические коллажи, дидактические игры, развитие речи, дошкольники.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год