| Синтаксис при ОНР: потенциал коллажных упражнений. |
| Педагогика | |
| Автор: Аношина Галина Николаевна | |
| 17.12.2025 13:34 | |
|
Развитие речи представляет собой многогранный процесс, требующий совершенствования аналитических и синтетических функций головного мозга. Грамотная речь – одно из главных условий всестороннего развития ребенка. Совершенствование речи даёт ребёнку инструменты для чёткого выражения мыслей, углублённого изучения окружающей действительности и эффективного общения с ровесниками и старшими людьми. При общем недоразвитии речи у детей выявляются дефекты не только на морфологическом, но и на синтаксическом уровне. В числе характерных особенностей — искажение структуры предложения из за неверного расположения главных и второстепенных членов, сложности в применении простых и большинства сложных предлогов, выраженные ошибки при согласовании слов в предложении, а также затруднения при добавлении в предложение новых членов. Из за указанных нарушений ребёнок испытывает сложности с овладением речью и допускает ошибки при формулировке высказываний. Несоответствующее норме усвоение языковых правил влечёт за собой дефекты в морфологической структуре слов и синтаксическом строении предложений. Это существенно затрудняет речевое взаимодействие, негативно влияет на познавательное развитие и впоследствии осложняет процесс школьного обучения. Процесс становления речи неразрывно связан с деятельностью. В дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит игре — посредством неё ребята выражают накопленный опыт и впечатления. Принимая во внимание особенности речи детей с ОНР, важно создать педагогические условия (правильно организовать предметно –развивающую среду и подобрать игровые методы и приемы), которые:
Одной из моих педагогических находок являются логопедические коллажи.
Коллаж – это наклеивание или нанесение на какую – либо основу различных материалов для создания смешанной композиции. На своих занятиях я использую коллажи, созданные детьми и изготовленные мной. Проведение дидактических игр на основе коллажа — метод, отличающийся эффективностью воздействия не только на эмоциональную сферу ребёнка, но и способствующий расширению словарного запаса, развитию связной речи, зрительной памяти и словесно – логического мышления, стимулированию познавательного интереса и созданию положительной мотивации к логопедическим занятиям. Примером логопедического коллажа могут послужить коллажи из серии «Времена года». Коллажи составлялись по принципу природосообразности. На каждом коллаже отражены 3 направления изменений: в живой природе, неживой природе, деятельности человека. Для каждого коллажа разработаны пособия:
Использование схем для составления предложений распределены по принципу усложнения: Простое предложение. 1: схема предложения из двух, трёх слов. 2:схема предложения из четырёх, пяти слов с предлогом. В схеме предлог обозначается треугольником. Если есть дети читающие, то можно использовать буквенное обозначение предлогов (У, НА, С, В, ИЗ). 3:схема простого предложения, распространённого за счет однородных членов предложения (существительных, прилагательных). В схеме вместо однородных членов использованы предметные картинки. 4: схема простого предложения с однородными членами предложения (без картинок). Сложное предложение.
Работа по формированию синтаксической структуры предложения проводится с использованием дидактических игр. Игры и упражнения, используемые для знакомства с коллажем. Работа начинается со знакомства с коллажем. Ребенок рассматривает коллаж, затем знакомится с комплектом предметных картинок к нему. Игра «Что бывает … осенью?» На основу коллажа (картинка-пейзаж) ребенок должен наложить соответствующие картинки и сопроводить действия речью. Игры, направленные на закрепление слов-предметов, слов – действий, слов-признаков: «Назови предметы» (про кого можно сказать Кто? Что?», «Назови слова–действия»), знакомство с карточками-схемами (предмет, действие). Игры и упражнения при работе с коллажем. Игры на осознание структуры предложения. «Назови действия».
Ребенок называет глаголы, а взрослый показывает карточку «предмет-действие» и объясняет, что это слово в схеме предложения будет обозначено этой карточкой. «Подбери картинку к схеме предложения». Взрослый показывает ребенку схему простого нераспространённого предложения, затем называет существительное и накладывает предметную картинку на схему. Ребенок подбирает глагол и также накладывает свою предметную картинку на схему предложения. На схеме обозначены: слова- предметы (карточка с одной линией), слова-действия (карточка с двумя линиями). «Составь предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение об одном объекте ( «Составь предложение о белке» или «о ком ты хочешь составить предложение?»). Ребенок смотрит на коллаж, и составляет предложение. Затем самостоятельно выкладывает схему предложения. Например, Наступила весна. Солнце припекает. Птицы прилетели. Игры на составление простых предложений. «Составь предложение со словосочетанием». Ребенок составляет предложение с заданным словосочетанием и выкладывает схему предложения. (Рыжая белка, быстрый ручеек, ранняя проталинка). «Составь предложение по схеме» или «Найди схему предложения». Игровое упражнение «Кубик». На каждой грани кубика наклеена картинка, характеризующая признак времени года (весна — цветущая яблоня, зима — белый заяц и т.д.). Детям необходимо составить предложение с заданным словом и выложить схему предложения. Игры на составление предложений с предлогами. Для составления предложений с предлогами подготовлены парные картинки (белка-дерево, ручей-кораблик, горка-санкии т.д.). Сначала дети учатся составлять предложения с помощью картинок, затем самостоятельно. После составления предложения дети выкладывают его схему. Предлог в схеме предложения обозначается треугольником. Игры на составление предложений с однородными членами. Работу по формированию умений у детей составлению предложений с однородными членами я начала с обучения составлению предложений с однородными существительными. Использовала карточки с предметными картинками или условные обозначения для выделения в речи каждого предмета (кружочки), затем совместно с ребенком переходила к составлению предложения по схеме предложения. Одним из сложных навыков стало формирование умения составлению предложения с однородными прилагательными, глаголами. Поэтому в работу я включила карточки, на которых изображены предметы с признаками (Осень: листья бардовые, оранжевые, желтые; листья дубовые, кленовые, березовые. Весна: травка молодая, зеленая). Игры на составление сложных предложений. Составление сложных предложений с союзом А. а) Для составления предложений с союзом. А я предлагала детям одновременно два коллажа. Например, осень и зима. После рассматривания коллажей предлагала детям сравнить явления в осенний и зимний периоды, а также сравнить поведение людей, животных и птиц в эти периоды. Один ребенок рассказывает об осени, другой ребёнок о зиме. 1-й. Осенью часто идут дожди. 2-й. Осенью часто идут дожди, а зимой идет снег. 1-й. Осенью с деревьев опадают листья. 2-й. Осенью с лиственных деревьев опадают листья, а зимой эти деревья стоят голые. 1-й. Осенью дети собирают грибы и ягоды. 2-й. Осенью дети собирают грибы и ягоды, а зимой катаются на санках и коньках. б) составление предложения с союзом А на основе описания двух не предметов (снегирь любит семена клёна, а синица несолёное сало), подбора глаголов к существительным (белка грызет, а дятел долбит). Детям предлагается схема предложения в сочетании с картинками. Составление сложных предложений с союзами И, ПОТОМУ ЧТО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ЧТО, ЗНАЧИТ. упражнение «Продолжи предложение».
упражнение «Почему».
упражнение «Что сначала?»
упражнение «Передай послание»
Далее дети передают «сообщения» по цепочке без участи педагога. упражнение «Умозаключения».
Эффективная коррекционная работа по оптимизации уровня синтаксической структуры предложения с использованием коллажа предполагает индивидуальный подход, учёт структуры дефекта и особенностей развития высших психических функций дошкольников с ОНР. Поэтому считаю, что использование дидактических игр и упражнений на основе коллажа —эффективный метод, который воздействует на эмоциональную сферу, развивает словесно-логическое мышление, расширяет словарный запас, способствуют формированию навыка построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Аннотация В статье рассматривается проблема формирования синтаксической структуры речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Подчёркивается значимость грамотной речи как условия всестороннего развития ребёнка: она обеспечивает чёткое выражение мыслей, эффективное общение и успешное познавательное развитие. Выявлены типичные синтаксические нарушения при ОНР:
Такие дефекты осложняют речевое взаимодействие, негативно влияют на познавательное развитие и затрудняют школьное обучение. В качестве эффективного коррекционного метода предлагается использование логопедических коллажей —дидактического приёма, основанного на создании смешанных композиций из различных картинок. Обоснована целесообразность применения коллажей в работе с дошкольниками с ОНР, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Описаны ключевые преимущества метода:
Приведён пример серии коллажей «Времена года», построенных по принципу природосообразности. Для каждого коллажа разработаны дидактические материалы:
Работа строится на постепенном усложнении заданий с использованием дидактических игр, направленных на формирование синтаксической структуры предложения. Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), синтаксис, логопедические коллажи, дидактические игры, развитие речи, дошкольники.
|



Синтаксис при ОНР: потенциал коллажных упражнений.








