Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«От семейных ценностей к образовательному пространству: АЙКИ – подход в практике ДОУ»
Педагогика
Автор: Елизова Ксения Викторовна Ковалева Екатерина Сергеевна   
16.12.2025 12:16

«От семейных ценностей к образовательному пространству: АЙКИ – подход в практике ДОУ»«От семейных ценностей к образовательному пространству: АЙКИ – подход в практике ДОУ»

Актуальность. Современное общество стоит перед важной задачей сохранения и укрепления традиционных семейных ценностей, являющихся основвой национальной идентичности и культурного наследия. В нашей организации эта задача решается через реализацию проекта «По ступеням семейных ценностей», создающий образовательное пространство для свободы и самореализации каждого участника. Центральным элементом проекта стала интерактивная локация «Семья», отражающая роль семьи как важнейшей социальной и национальной ценности, обеспечивающей формирование личности и передачу духовных традиций.

 

Добиваться большего меньшими усилиями, сохраняя и преумножая свою энергию. Звучит фантастично? Однако это вполне реально используя действенный — «АЙКИ-подход». Такой подход к организации образовательной среды, формирует у детей эмоциональную гибкость, конструктивное общение и взаимное уважение — ключевые основы крепких семейных и социальных связей. Эти задачи соответствуют указу Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года, который подчеркивает важность укрепления института семьи для устойчивого развития общества и государства. Такой подход обеспечивает сохранение культурного наследия и гармоничное развитие личности, закладывая нравственную основу будущих поколений.

Цель: Погружение в традиционные семейные ценности: детей, родителей и педагогов, через создание интерактивной локации базовой национальной ценности «Семья», на основе АЙКИ-подхода.

Задачи:

  1. Разработать концепцию локации базовых национальных ценностей «Семья»
  2. Наполнить локацию познавательными и игровыми ресурсами.
  3. Привлечь участников образовательных отношений к разработке контента для наполнения локации.

Ожидаемые результаты:

  1. Совместно с родителями разработана концепция локации БНЦ «Семья»
  2. Локация наполнена познавательными и игровыми ресурсами (интерактивные элементы QR код «Шахматы для детей», «Раскраски», «Кроссвордами», настенными играми, мини книжками «Загадки – обманки», «Пословицы», экспресс – заданиями «Семейные делишки – а вы рискнете?», «Семейный календарь 2025 год», «Кубик семейных планов», Нейродорожка «Активные пальчики».
  3. Родителями изготовлены семейные альбомы «Мои счастливые моменты», настенная игра «Книга — коллекция имен», скретч – книга «Семейные делишки#делаем вместе»

Новизна и креативность. Элементом новизны в использовании данного АЙКИ-подхода, это добиваться большего меньшими усилиями, сохраняя и преумножая свою энергию.

Современное общество сталкивается с рядом социально значимых проблем, среди которых выделяются расхождения в целях и ценностях супругов, изменение семейных ориентиров молодежи, принявших потребительские установки, а также утрата традиционных семейных обычаев. Эти тенденции угрожают разрушением межпоколенческой преемственности и социальной стабильности в государстве. Наш проект не претендует на полное разрешение указанных трудностей, однако способен смягчить их последствия и способствовать формированию правильного понимания семейных ценностей и смысла родительства.

В нашей работе АЙКИ-подход выражается в том, что мы используем три важные внешние силы, сохраняющие нашу собственную энергию и энергию наших родителей и педагогов:

  • силу дизайна – выбор разумного минимализма, приводящего к гармоничному результату: функциональным пространствам, в которых эффективен каждый метр: Главным центром локации «Семья» является дерево семейных ценностей: счастье, забота, любовь, радость, уважение и т. д. Вокруг дерева расположены разные активности. Игры, дидактические материалы: QR-коды с информацией для родителей и педагогов (консультации, видео и т.д.), картинки, фотографии, плакаты, раскраски, тактильные стены, «Детский след» -Детские работы и т.д. При оформлении локаций учитываем и наглядно обозначены возрастные ограничения (0+, 3+, 5+, 7+) и целевую аудиторию (Дети/Родители, Дети, Родители)
  • силу места – ресурсы и особенности конкретной локации заключаются в ее расположении на лестничном пролете в постоянном открытом доступе для всех участников образовательных отношений

- силу партнеров – консолидация усилий всех участников образовательных отношений: это содержательная наполняемость локации совместнос родителями: семейные альбомы «Мои счастливые моменты», настенная игра «Книга — коллекция имен», скретч – книга «Семейные делишки#делаем вместе» -это позволяет максимально эффективную строить отношения с родителями на основе взаимоуважения и внимания к чужому мнению.

Представленная практика — это открытая платформа для творчества и инициативности, способствующую распространению положительного педагогического опыта и популяризации традиционных семейных ценностей среди широкой общественности. Благодаря представленному видеоролика любой педагог сможет воссоздать интерактивную локацию базовой национальной ценности «Семья».

Реализация проекта осуществляется за счет активного участия семей воспитанников и внутренней инфраструктуры образовательного учреждения. При организации пространства учитывалось множества ресурсов, включая человеческие и организационные:

Человеческие ресурсы:

  1. Организаторы: педагоги способные управлять процессом разработки и организации и педагог-психолог как консультант по вопросам семьи и воспитания.
  2. Участники: активное привлечение семей с детьми, заинтересованных в участии и взаимодействии.

Организационные ресурсы:

1. Информационное сопровождение: важным аспектом является интеграция информационных каналов ( «ВКонтакте», «Max»), позволяющих оперативно доводить необходимую информацию до родителей и стимулировать их участие в жизни детского сада.

В ходе реализации проекта, организованного вокруг интерактивной локации «Семья», дети глубже познают историю своей семьи и семейные традиции. Используемый АЙКИ-подход позволяет получать максимальный эффект при минимальных затратах усилий для организации деятельности внутри локации. Такое взаимодействие стимулирует активное участие родителей, вовлекая их в творческий процесс изготовления семейных альбомов и иных интересных заданий. Пространство локации оборудовано различными пособиями и играми, способствующими освоению детьми ключевых понятий о семье и воспитанию чувства гордости за собственное наследие. Данная форма работы способствует укреплению семейных ценностей и повышению ответственности родителей в воспитании детей.

Ковалева Екатерина Сергеевна

Елизова Ксения Викторовна

Воспитатели МДОУ № 11

Г. Черемхово, Иркутская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год