Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование пособия «Маленький мир» в преодолении сенсорной дезинтеграции детей ОВЗ.
Педагогика
Автор: Зыкова Е.Г. Сатиева А.Э.   
16.12.2025 13:33

Использование пособия «Маленький мир» в преодолении сенсорной дезинтеграции детей ОВЗ.Использование пособия «Маленький мир» в преодолении сенсорной дезинтеграции детей ОВЗ.

  • Зыкова Е.Г., педагог-психолог МБДОУ ПМО СО «Детский сад №69»,
  • Сатиева А.Э. учитель-дефектолог МБДОУ ПМО СО «Детский сад №69»,

г. Полевской, Свердловская обл.

Сенсорная дезинтеграция является одной из наиболее актуальных проблем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сенсорная дезинтеграция проявляется в нарушении обработки сенсорной информации, что может приводить к трудностям в восприятии окружающего мира, а также к проблемам с моторикой, коммуникацией и социальной адаптацией. Дети с такими нарушениями могут испытывать трудности в различении и интеграции информации, получаемой от органов чувств. В условиях образовательного учреждения взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога имеет важное значение для создания эффективной системы коррекционной работы, направленной на преодоление этих нарушений и развитие сенсорных навыков у детей. Одной из эффективных форм работы с детьми ОВЗ является сенсорное пособие «Маленький мир».

 

Авторское сенсорное пособие «Маленький мир» — это многофунциональная сенсорная коробка, наполненная разнообразным тактильным природным материалом (сыпучим или жидким) и игровыми элементами. Она делится на зоны, при обозначении которых меняется состав сенсорного материала. Сюжеты, которые отражаются в пособии, планируются с учётом лексической темы, реализуемой в рамках образовательной программы. По каждой теме создаётся картотека коррекционно – развивающих игр. Игры, проводимые с детьми, не имеют возрастных ограничений, так как можно варьировать степень усложнения заданий. Для наилучшего усвоения материала ребёнком и понимания инструкции применяется «визуальное сопровождение» (карточки – пиктограммы, символы или картинки), которое последовательно выставляется на «мини-экране», расположенном с боковой стороны сенсорного пособия.

Цель внедрения сенсорного пособия — создание условий для эффективной коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках интегрированного подхода педагога-психолога и учителя-дефектолога.

В процессе использования данного пособия специалистами решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие тактильного восприятия;
  • формирование высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления);
  • коррекция слоговой структуры слова;
  • развитие лексико – грамматических категорий речи;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • накопление положительных эмоций и впечатлений, снижение тревожности и расширение сенсорного опыта;
  • развитие социальных навыков и коммуникативных способностей при взаимодействии со сверстниками.

Сенсорное пособие «Маленький мир» — это не только коробка, но и игровое поле, с постоянно меняющимся тематическим материалом, с разными сюжетными играми, которые обогащают ребёнка новыми тактильными ощущениями. В рамках использования пособия проводятся индивидуальные и совместные занятия специалистов. Взаимодействие педагога-психолога и учителя – дефектолога предполагает проведение совместной индивидуальной или подгрупповой работы с детьми на одном лексическом материале. В работе с пособием используются следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Цветы», «Домашние животные и их детёныши», «Осень», «Грибы», «Дикие животные и их детёныши», «Деревья-листья-плоды», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Животные холодных стран», «Животные жарких стран», «Морские обитатели», «Весенний лес», «Весенние цветы», «Насекомые» и др. Педагог-психолог и учитель – дефектолог занимаются развитием высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Одной из задач учителя-дефектолога является развитие речи с использованием нетрадиционных приемов активизации внимания, памяти, мышления. Педагог-психолог воспринимает речь, как средство развития интеллекта и помогает ребенку закрепить материал. Во время совместных занятий с детьми учитель-дефектолог на протяжении всего занятия активизирует речевую деятельность, а педагог-психолог работает над развитием познавательных процессов. В ходе работы используется хороший способ удержания внимания детей за счёт разной подачи материала каждым из специалистов.

Использование авторского пособия «Маленький мир» в совместной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога создает благоприятные условия для комплексного развития детей с ОВЗ. Оно позволяет интегрировать разные аспекты обучения, обеспечивая целостный подход к коррекции и поддержанию развития, а также открывая новые горизонты в компетентности специалистов. Такой командный подход в работе с детьми позволяет значительно повысить результаты коррекционно-развивающей работы и способствует гармоничному развитию каждого ребёнка

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год