Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников
Педагогика
Автор: Беляева Лариса Анатольевна   
10.12.2025 15:35

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольниковСюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький

Дошкольное детство – это период игры. Игра преобладает над всеми другими видами деятельности ребенка. Именно поэтому психолог Выготский Л.С. назвал ее ведущей.

В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых. В одно мгновение он может стать водителем, врачом, продавцом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование зачатков элементарных представлений о профессиях, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, где имитируются производственные сюжеты, ситуации и модели профессионального поведения.

 

Несомненно, данная работа может реализовываться с успехом и через НОД, дидактические игры и индивидуальную деятельность. Но ввиду того, что сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, естественным все же будет формировать представления о профессиях людей через нее.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психический свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Ребенок любого возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому – это переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которой он является.

В дошкольном возрасте необходима систематическая работа по ознакомлению детей с профессиями людей, занимающихся различными видами деятельности, поскольку этот период является наиболее благоприятным для формирования любознательности.

Одним из эффективных средств социализации личности дошкольника является ознакомление с трудом взрослых: возрастает интерес к работе родителей, желание быть похожими на них. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Через игру и игровые приемы, дошкольники ненавязчиво нацеливаются на будущую профессию.

К моменту выпуска в школу у детей сформируются представления о разнообразии профессий, ценностное отношение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых. Также проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем посвятить себя выбранной профессии.

Таким образом, уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно-ролевая игра дает возможность проявлять ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками, как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых.

В сюжетно-ролевых играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желаемое будущее. Появляются первичные профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа – Я» дошкольника.

Профессиональная ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Это, в свою очередь, способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством ведения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год