Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Янина Нина Григорьевна   
12.12.2025 18:05

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАРАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Янина Нина Григорьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 1 «Олимпик», г. Ульяновск

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловили актуальность проведения педагогами детских садов работы в области развития эмоциональной сферы, что обеспечивает решение, провозглашенной в документе, задачи по обеспечению и сохранению эмоционального благополучия[3]. Важно формировать у каждого ребенка, начиная с раннего возраста, положительные эмоции, эмоциональную отзывчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.

 

В исследованиях Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой и многих других доказано, что эмоциональная сфера детей раннего возраста является одним из определяющих факторов развития всей личности, ее успешной социализации, формирования полноценной познавательной функции, становления социально-коммуникативных навыков [1; 2]. Ученые отмечают, что для оптимального развития данной сферы необходимо проводить специальную развивающую психолого-педагогическую работу.

Работа по развитию эмоциональной сферы воспитанников раннего возраста должна обязательно осуществляться в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде. Именно она стимулирует эмоции, обогащает эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка. С учетом принципов ФГОС ДОк развивающей среде (содержательности, трансформируемости, вариативности, полифункциональности и т.д.) [3], мы в своем детском саду создали такие ее элементы:

  1. «Уголок приветствия», содержание которого позволяет развивать психическую и личностную сферу детей, способствовать их социально-эмоциональному росту, созданию позитивного настроения и атмосферы принятия и доверия в группе сверстников. В нем размещены: стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в группу, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своем присутствии в группе); стенд «Мое настроение» (дети с помощью смайликов определяют свое настроение в течение дня).
  2. «Копилка добрых дел», развивающая эмоционально-положительное к окружающим и себе, способствующая стимулированию к оценке своих действий. В этой зоне размещено панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
  3. «Уголок настроения», позволяющий формировать у каждого ребенка экспрессивные эталоны, обогащать эмоциональную сферу, развивать способности к различению положительных и отрицательных эмоций как собственных, так и других людей. В нем размещено панно с фотографиями детей группы и наборы солнышек с различными эмоциями (радость, грусть, злость и т.д.). Каждый ребенок каждый день отмечает свое настроение и смену после проведенных игр, прогулок и др.

Собственно педагогическую работу по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста целесообразно проводить систематически и поэтапно:

1 этап – подготовительный, способствующий формированию и обогащению эмоционального опыта, развитию первичных представлений об эмоциях, особенно положительных. Для этого необходимо проводить:

  • чтение художественной литературы (стихотворений, сказок, потешек, например А. Барто «Мишка»; «Смотрит солнышко в окошко» и др.)
  • познавательные беседы: «Кто такой добрый человек?», «Веселое настроение», «Поможем – пожалеем», «Что делать, если кто-то загрустил?», «Как мы радуемся» и т.д.
  • рассматривание сюжетных картинок и фотографий, иллюстрирующих эмоции и настроения.

2 этап – развивающий, на котором проводятся специальные игры, развивающие эмоциональную сферу, способность к адекватному восприятию эмоциональных состояний окружающих и проявлению собственных эмоций. В качестве примера можно привести такие игры:

  • «Добрый гном», развивающая доброе отношение к сверстникам, желание помогать им, проявлять внимание и заботу
  • «Добрые дела», формирующая навыки доброго отношения, желания помогать другим, повышающая значимость каждого ребенка в кругу сверстников
  • «Волшебник и волшебная палочка», развивающая доброжелательное отношение детей друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.

3 этап – закрепляющий, на котором углубляются и обобщаются представления, совершенствуются способности к эмоциональному отношению и выражению эмоций. Для этого необходимо проводить:

  • изобразительные виды деятельности, например, рисование «Мои эмоции»», аппликацию «Веселые картинки». Они развивают умения детей выражать свои эмоции в творческих работах
  • сюжетно-отобразительные игры «Поднимем настроение мишке», «Заботливый зайчик», совершенствующие навыки доброжелательного отношения к окружающим, умения проявлять заботу.

Ребенок раннего возраста имеет особую тесную связь с родителями, особенно матери. Поэтому воспитателю необходимо проводить работу с семьями воспитанников. Для это следует проводить:

  • интерактивные формы работы: дискуссия «Ка воспитать доброго ребенка?», деловая игра «Игры для развития положительных эмоций?», практикум «Играем с ребенком – эмоции развиваем»
  • традиционные формы работы: родительское собрание «Задачи эмоционального развития детей раннего возраста», консультация «Как помочь ребенку справится с гневом»
  • информационно-просветительские формы работы: брошюры «Научим ребенка доброте», «Учим ребенка распознавать эмоции», стенд «Добрые поступки наших детей».

Проводимая работа по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста, согласно собственному педагогическому опыту, позволяет повышать точность и адекватность восприятия и понимания эмоций и настроений, развивать чувствительность к своим переживаниям и окружающих.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует заключить, что развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста должна организовываться регулярно.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. Соч. в 6т / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  2. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год