|
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Янина Нина Григорьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 1 «Олимпик», г. Ульяновск
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловили актуальность проведения педагогами детских садов работы в области развития эмоциональной сферы, что обеспечивает решение, провозглашенной в документе, задачи по обеспечению и сохранению эмоционального благополучия[3]. Важно формировать у каждого ребенка, начиная с раннего возраста, положительные эмоции, эмоциональную отзывчивость, способность к сочувствию и сопереживанию.
В исследованиях Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой и многих других доказано, что эмоциональная сфера детей раннего возраста является одним из определяющих факторов развития всей личности, ее успешной социализации, формирования полноценной познавательной функции, становления социально-коммуникативных навыков [1; 2]. Ученые отмечают, что для оптимального развития данной сферы необходимо проводить специальную развивающую психолого-педагогическую работу.
Работа по развитию эмоциональной сферы воспитанников раннего возраста должна обязательно осуществляться в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде. Именно она стимулирует эмоции, обогащает эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка. С учетом принципов ФГОС ДОк развивающей среде (содержательности, трансформируемости, вариативности, полифункциональности и т.д.) [3], мы в своем детском саду создали такие ее элементы:
- «Уголок приветствия», содержание которого позволяет развивать психическую и личностную сферу детей, способствовать их социально-эмоциональному росту, созданию позитивного настроения и атмосферы принятия и доверия в группе сверстников. В нем размещены: стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в группу, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, заявляя о своем присутствии в группе); стенд «Мое настроение» (дети с помощью смайликов определяют свое настроение в течение дня).
- «Копилка добрых дел», развивающая эмоционально-положительное к окружающим и себе, способствующая стимулированию к оценке своих действий. В этой зоне размещено панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
- «Уголок настроения», позволяющий формировать у каждого ребенка экспрессивные эталоны, обогащать эмоциональную сферу, развивать способности к различению положительных и отрицательных эмоций как собственных, так и других людей. В нем размещено панно с фотографиями детей группы и наборы солнышек с различными эмоциями (радость, грусть, злость и т.д.). Каждый ребенок каждый день отмечает свое настроение и смену после проведенных игр, прогулок и др.
Собственно педагогическую работу по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста целесообразно проводить систематически и поэтапно:
1 этап – подготовительный, способствующий формированию и обогащению эмоционального опыта, развитию первичных представлений об эмоциях, особенно положительных. Для этого необходимо проводить:
- чтение художественной литературы (стихотворений, сказок, потешек, например А. Барто «Мишка»; «Смотрит солнышко в окошко» и др.)
- познавательные беседы: «Кто такой добрый человек?», «Веселое настроение», «Поможем – пожалеем», «Что делать, если кто-то загрустил?», «Как мы радуемся» и т.д.
- рассматривание сюжетных картинок и фотографий, иллюстрирующих эмоции и настроения.
2 этап – развивающий, на котором проводятся специальные игры, развивающие эмоциональную сферу, способность к адекватному восприятию эмоциональных состояний окружающих и проявлению собственных эмоций. В качестве примера можно привести такие игры:
- «Добрый гном», развивающая доброе отношение к сверстникам, желание помогать им, проявлять внимание и заботу
- «Добрые дела», формирующая навыки доброго отношения, желания помогать другим, повышающая значимость каждого ребенка в кругу сверстников
- «Волшебник и волшебная палочка», развивающая доброжелательное отношение детей друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.
3 этап – закрепляющий, на котором углубляются и обобщаются представления, совершенствуются способности к эмоциональному отношению и выражению эмоций. Для этого необходимо проводить:
- изобразительные виды деятельности, например, рисование «Мои эмоции»», аппликацию «Веселые картинки». Они развивают умения детей выражать свои эмоции в творческих работах
- сюжетно-отобразительные игры «Поднимем настроение мишке», «Заботливый зайчик», совершенствующие навыки доброжелательного отношения к окружающим, умения проявлять заботу.
Ребенок раннего возраста имеет особую тесную связь с родителями, особенно матери. Поэтому воспитателю необходимо проводить работу с семьями воспитанников. Для это следует проводить:
- интерактивные формы работы: дискуссия «Ка воспитать доброго ребенка?», деловая игра «Игры для развития положительных эмоций?», практикум «Играем с ребенком – эмоции развиваем»
- традиционные формы работы: родительское собрание «Задачи эмоционального развития детей раннего возраста», консультация «Как помочь ребенку справится с гневом»
- информационно-просветительские формы работы: брошюры «Научим ребенка доброте», «Учим ребенка распознавать эмоции», стенд «Добрые поступки наших детей».
Проводимая работа по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста, согласно собственному педагогическому опыту, позволяет повышать точность и адекватность восприятия и понимания эмоций и настроений, развивать чувствительность к своим переживаниям и окружающих.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, следует заключить, что развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста должна организовываться регулярно.
Список литературы
- Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. Соч. в 6т / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: http: //www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
|