| Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. |
| Педагогика | |
| Автор: Ауль Снежанна Викторовна Шалимова Лариса Александровна Бажина Елена Викторовна | |
| 05.12.2025 12:27 | |
|
Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно- пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графомоторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушение речи. В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:
Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом. Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с ОНР подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка. Для того, чтобы хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Рисуя, дети приобретают и закрепляют навыки, необходимые в дальнейшем для написания букв. Сначала дети учатся обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивая рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам, рисовать самостоятельно по заданию. Начинать работу рекомендуется с выбора инструмента. Лучше всего, если на первых этапах это будут мягкие карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Детям предлагается обводить по контуру простые рисунки (яблоки, груши, виноград) и геометрические фигуры (круг, квадрат). Ручку использовать не рекомендуется. Так же для развития графо-моторных навыков необходимо развивать мелкую моторику рук, для этого нами были предложены следующие упражнения: 1. "Пальчиковые игры"
2. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
3. Упражнения на развитие координированных графических движений.
Далее дети выполняли различные штриховые рисунки, а также обводили рисунки и узоры по пунктирным линиям, затем старались продолжить их самостоятельно. Таким образом, описанные выше упражнения помогают сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это поможет детям развить и сформировать навыки, помогающие правильно держать ручку, регулировать силу нажима на карандаш и не уставать при долгих письменных нагрузках.
|



Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.










