Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я И МОИ ПРАВА»
Педагогика
Автор: Хрипкова Людмила Николаевна   
04.12.2025 22:42

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я И МОИ ПРАВА»ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Я И МОИ ПРАВА»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 88» г. Оренбурга

Разработчик программы: Хрипкова Л.Н., Ст. воспитатель МДОАУ «Детский сад № 88» Оренбург, 2025

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. 1. Актуальность Программы

Наша страна сегодня встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием для этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Скачать программу

Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Права детей сегодня стали «модной» темой. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».

Формирование ответственности и знание своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями и педагогами не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией.

Дошкольное детство– уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность проведения работы по правовому воспитанию – ребенок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшейжизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

Среди функций, которые выполняет современный детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Новое время требует от нас определения содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Все это обуславливает педагогическую целесообразность разрабатываемой нами программы.

Практическая значимость программы «Я и мои права» состоит в передаче, накоплении и усвоении детьми знаний, принципов и норм права, а также в формировании у них соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.

1. 2. Цель и задачи Программы

Цель программы: Создание условий для организации правового воспитания старших дошкольников в детском саду, способствующих формированию у детей способности осознавать свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Задачи программы:

  • познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • разъяснять общественные нормы и правила поведения, закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенно накапливать опыт соблюдения прав и обязанностей;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
  • развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека, независимо от его происхождения, социального статуса, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и т.д.);
  • воспитывать гуманные чувства и адекватные взаимоотношения в общении со взрослыми и сверстниками.

1. 3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

Работа по программе строится на основе следующих принципов:

  • принцип системно-организованнойдеятельности предполагает систематическую, скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;
  • принциппоследовательностив воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;
  • принцип учета возрастных особенностей: все виды деятельности по данной программе важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
  • принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний достаточна, чтобы способствовать переходу на более глубокий уровень развития;
  • принцип процесса в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения;
  • принцип единого подходадетского сада и семьи к воспитанию и обучению детей, созданию атмосферы взаимоуважения;
  • принцип демократизации и гуманизациивсех процессов воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
  • принцип адресного подходав формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;
  • принцип психологической комфортности, создание атмосферы доброжелательности;
  • принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали следующие:

  • системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей с учетом психолого-возрастных особенностей ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная. Данный подход предоставляет детям возможности самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять их на практике, формирует умение рефлексировать, нацелен на развитие личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление;
  • гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности. Данный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъектности.
  • культурологический подход является основополагающим для организации культурных практик дошкольников и рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся на истинных ценностях мировой и национальной культуры.

1. 4. Возраст детей, на которых рассчитана Программа

Программа «Я и мои права» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года реализации (старшая и подготовительная к школе группы).

На начальных этапах становления личности ребенка старшего дошкольного возраста правовое образование является процессом, который направлен на создание условий для приобщения ребенка к ценностям общества и государства. Данные ценности являются базисом для усвоения элементарных правовых норм.

Именно старший дошкольный возраст является периодом первоначального этапа становления личности. Это период формирования основ самосознания и индивидуальности детей. На данном этапе развития ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базу, соответствующую общечеловеческим, духовным ценностям. Основа личностной культуры – человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей, таких как добро, зло, истина, красота, и средств жизнедеятельности – представлений о действительности, способов активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Основы правовой культуры старшего дошкольника – это комплекс нравственно-правовых представлений о правах человека, нравственно-правовых суждений о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представления, суждения ценностные ориентации и модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей.

Правовое образование помогает детям старшего дошкольного возраста сформировать знание о праве, для решения ими в дальнейшем различных проблем в области правовой культуры, а также осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения.

На начальном этапе формирования личности ребенка в дошкольный период, передача правовых ценностей возможна лишь с учетом их возрастных особенностей. В основе процесса формирования личности ребенка заложено овладение определенными целостно-нормативными знаниями. Такие знания старший дошкольник может усвоить в виде представлений, которые обеспечивают формированию основ правовой культуры и социально-приемлемое поведение в обществе сверстников и взрослых.

Необходимо формировать у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях. Нужно не просто информировать ребенка, важно, прежде всего, формировать оценочное отношение дошкольника к социальным событиям, факторам, явлениям.

Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста направлено на то, чтобы сообщить им о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Важное место в правовой культуре занимает развитие положительного, целостного, развитого правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям. Составляющими правовой культуры являются: познание собственных прав и свобод; способность критически расценивать принимаемые законы; готовность принимать участие в подготовке законодательства; возражать против законов, которые противоречат духу права; умение отстаивать права; объединяться с другими гражданами, чьи права нарушаются.

Формирование основ правовой культуры – это комплекс мер, влияющих на понимание, ощущение и волю с целью передачи и усвоения, базисных начал о законодательстве, формирование убеждений в их верности и обязательного выполнения, закладывания привычек поведения в духе закона. Необходимо создать отношение к праву как к важному условию и механизму соблюдения общественной справедливости, и способу сохранения прав и свобод человека.

1. 5. Планируемые результаты освоения Программы

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых норм – долговременный и трудно поддается оценке. Самое важное: при систематической работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях: в их отношении к себе и к другим людям, снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

  • активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, способствует формированию таких личностных качеств, как: активность, инициативность, самостоятельность, умение свободно осуществлять выбор, принимать решения;
  • формирует чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности;
  • обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
  • пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования;
  • развивает уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.

Реализация программных целей и задач так же позволит создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

По итогам реализации программы дети должны:

Знать:

  • свои права;
  • различия между правами и обязанностями.

Уметь:

  • самостоятельно применять полученные знания в различных видах деятельности: творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной;
  • объяснять что такое право;
  • различать потребности и желания, рассматривать базовые потребности как права;
  • соотносить права с повседневной жизнью.

Владеть:

  • обобщенными представлениями о себе, составе семьи;
  • представлениями о том, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.

1. 6. Обоснование выбора содержания Программы

Согласно словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Выделенные критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированности качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность осуществления правового воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в контексте общей системы нравственного воспитания при следующих условиях:

  • использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
  • создание в группе детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений;
  • обеспечение преемственности воспитательных усилий педагогов и родителей.

Детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:

  • права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
  • права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
  • права, знание которых может способствовать, развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Формирование у детей представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.

Главными путями реализации задач являются;

  • игровые занятия со знакомыми сказочными героями (например, в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли и т.п.);
  • КВН «Неразлучные друзья – взрослые и дети»;
  • традиционные праздники-концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья»;
  • беседы,
  • экскурсии,
  • чтение художественной литературы,
  • познавательные и развивающие игры,
  • совместная и самостоятельная деятельность,
  • конкурсы,
  • развлечения, организуемые детьми.

Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

1. 7. Формы подведения итогов

Критерием результативности реализации Программы является степень овладения старшими дошкольниками навыками правовой культуры, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знаний о нормах нравственно-правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умения решать проблемные ситуации, отражающие действия людей (детей или взрослых), нарушающие права детей.

Обследование уровня сформированности правовой культуры у детей подготовительных групп проводится по следующим методикам:

Опрос детей на тему «Права ребенка».

  1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
  2. Как ты думаешь, что такое право?
  3. Какие права есть у тебя и других детей?
  4. Какие права ты считаешь самыми важными?
  5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
  6. Кто защищает права детей?
  7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Беседа «Как поступить?»

Вопросы беседы:

  1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
  3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
  4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
  5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
  6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Методика «Я имею право...». Выявляет наличие или отсутствие правовых знаний детей старшего дошкольного возраста по набору сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка. Методика обследования заключается в том, что дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции ООН и раскладывают около жетона-символа «Я имею право». Затем ребенок объясняет причину своего выбора.

Методика «Решение правовых ситуаций» – описание проблемных ситуаций, в которые может попасть ребенок дошкольного возраста. Ребенку необходимо разрешить проблемные ситуации, ответить на вопросы педагога и дать оценку происходящего. А также высказать свое мнение по поводу правовой ситуации, спрогнозировать свое собственное поведение в подобной ситуации. По результатам ответов детей производится качественный анализ и выставляются количественные оценки: 0 баллов присваивается в случае полного нарушения моральных и правовых норм; 1 балл присваивается в случае незнания правовых норм, но при наличии размышлений ребенком и поиска правильного решения; 2 балла присваивается в случае незначительного нарушения правовых норм и действия только по моральным представлениям; 3 балла присваивается в случае правильного решения правовой ситуации и действия в соответствии с правовыми и моральными нормами.

Ситуация 1. Ребенок выехал на проезжую часть на велосипеде. Как могли дальше развиваться события? Правильно ли он поступил?

Ситуация 2. Дети играли с куклами в гостях. Одна девочка взяла кукольную посуду и спрятала, чтобы взять себе. Можно ли так поступать? Как это называется?

Ситуация 3. Мальчик подошел к девочке сзади и отстриг ей волосы. Можно ли так делать? Как назвать такой поступок? Мальчик нарушил права девочки?

Ситуация 4. Мальчик подошел к малышу и сказал: «Дай мне деньги или я не пропущу тебя идти дальше». Как это называется? Можно так поступать? Как по закону наказывают за это?

Ситуация 5. Дети играли вместе и нечаянно разбили дорогую вазу. Пришел папа и спросил: «Кто разбил?» Что ответили дети?

Ситуация 6. Мальчики кидали камни в дорогие автомобили во дворе. Зачем они это делали? Что им за это будет? Если хочется кидать камни, то куда их можно бросать?

Ситуация 7. Дети разрисовали красками двери парадной. Можно ли так поступать? Где можно рисовать?

Ситуация 8. Мальчик залез в чужую машину, пока водитель ее мыл. Как расценивается такой поступок? Мальчик нарушил закон? Как он может быть наказан?

Ситуация 9. Дети нечаянно разбили окно в школе, когда играли на улице в мяч. Что им будет за это? Что они должны сделать дальше?

Ситуация 10. Дети играли со спичками и разжигали огонь. Что могло случиться? Можно ли так делать?

Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностических данныхоценивается результативность реализации программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год