Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект круглого стола с родителями старшей группы «Права детей с ОВЗ, обязанности родителей».
Педагогика
Автор: Бурдина Анна Андреевна   
04.12.2025 18:43

Конспект круглого стола с родителями старшей группы «Права детей с ОВЗ, обязанности родителей».Конспект круглого стола с родителями старшей группы «Права детей с ОВЗ, обязанности родителей».

Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы, воспитатель.

Продолжительность: 1–1, 5 часа.

Оборудование и материалы:

  • столы, стулья
  • мультимедийный проектор и экран для презентации
  • презентация «Права детей с ОВЗ: что нужно знать родителям»
  • памятки для родителей с основной информацией
  • раздаточный материал: карточки с ситуациями для обсуждения, листы бумаги, ручки
  • мольберт с маркерами.

Цель мероприятия: повышение правовой грамотности родителей в вопросах защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и формирования ответственного подхода к выполнению родительских обязанностей.

 

Задачи мероприятия:

  1. Просветительские: познакомить родителей с основными законодательными актами, гарантирующими права детей с ОВЗ (Конвенция о правах ребёнка, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).
  2. Воспитательные: способствовать формированию у родителей понимания их роли как главных защитников прав и интересов своего ребёнка.
  3. Коммуникативные: создать атмосферу доверия и открытого диалога, предоставить возможность родителям поделиться опытом и задать вопросы специалистам.

Ход мероприятия

I. Вводная часть (10–15 минут)

Звучит спокойная фоновая музыка.

1. Приветствие и вступление

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашей встрече. Тема нашего круглого стола- «Права детей с ОВЗ, обязанности родителей». Сегодня мы хотим поговорить, обсудить волнующие вас вопросы и вместе найти на них ответы.

2. Упражнение разминка «Цветок ожиданий»

У каждого из нас есть свои ожидания от этой встречи. Предлагаю вам мысленно представить цветок. На его лепестках напишите то, что вы хотели бы узнать или получить сегодня. Например: «узнать о льготах, понять, как общаться с педагогами, получить поддержку».

Родителям раздают бумажные лепестки. Они пишут свои ожидания и приклеивают их на общий центр, создавая «Цветок ожиданий».

Спасибо! Посмотрим, смогут ли наши лепестки ожидания раскрыться к концу нашей встречи.

3. Обозначение цели и регламента

Сегодня мы с вами поговорим о правовых основах, которые помогут вам стать уверенными проводниками для вашего ребёнка в мире образования и социальной защиты. Мы обсудим, какие шаги необходимо предпринять, чтобы права вашего ребёнка были реализованы в полной мере. Наше общение будет строиться на принципах уважения, конфиденциальности и равенства.

II. Основная часть (40–50 минут)

1. Информационный блок «Что говорит Закон?» (с презентацией)

Слайд 1. Ключевые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка
  • Конституция РФ (ст. 43- право на образование)
  • Федеральный закон № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 79)

- Федеральный закон № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Слайд 2. «Что говорит Закон?»

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах участниках. Включает 54 статьи, каждая из которых описывает определённое правило. Рассмотрим некоторые положения Конвенции.

Слайд 3. Вопрос: «Ребёнком является каждый человек до достижения какого возраста?»

Ответ (Часть I, статья 1): «Для целей настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Вывод: ребёнком считается тот, кто не достиг 18 лет.

Слайд 4. Вопрос: статья 5 — «Кто несёт основную долю ответственности за воспитание своих детей?»

Ответ: «Государства участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребёнка, должным образом управлять и руководить ребёнком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребёнка».

Вывод: основную ответственность за воспитание детей несут родители.

Слайд 5. Вопрос: статья 31 — «Имеет ли ребёнок право на игры, отдых и досуг?»

Ответ: «Государства участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».

«Государства участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха».

Вывод: ребёнок имеет право на отдых, игры и участие в культурной жизни.

Слайд 6. Основные принципы Конвенции:

  • признание ребёнка полноценной и полноправной личностью
  • приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи
  • право на развитие, защиту и активное участие в жизни общества
  • права на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг
  • ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми

- запрет на применение смертной казни и пожизненного тюремного заключения без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет.

Конвенция служит ориентиром для национальных законодательств и политик в отношении детей, а также основой для деятельности ЮНИСЕФ и других организаций, работающих в сфере защиты прав детей.

Слайд 7. Важнейший инструмент: психолого медико педагогическая комиссия (ПМПК) выдаёт официальное заключение с рекомендациями по созданию специальных образовательных условий, которое является обязательным для исполнения образовательной организацией.

Слайд 8. Основные права ребёнка с ОВЗ:

  • право на доступное и качественное образование
  • право на создание специальных образовательных условий (адаптированная программа, помощь специалистов: дефектолога, логопеда, психолога)
  • право на психолого педагогическое сопровождение
  • право на участие в коррекционно развивающих занятиях

- право на уважение человеческого достоинства.

2. Работа в микрогруппах «Обязанности родителей: мифы и реальность»

А теперь давайте поговорим о второй части нашей темы — об обязанностях родителей. Часто эта тема окружена мифами и страхами. Предлагаем вам разделиться на 2 группы.

Задание для 1 й группы: составить список «Мифы об обязанностях родителей ребёнка с ОВЗ» (например: Я должен сам всему учить ребёнка, Детский сад всё должен сделать за меня, Мне обязаны предоставить всё, даже без моего заявления).

Задание для 2 й группы: составить список «Реальные обязанности родителей» (например: своевременно предоставить заключение ПМПК в ДОУ, активно сотрудничать с педагогами, соблюдать режим дня, заниматься с ребёнком дома по рекомендациям специалистов, быть его «адвокатом»).

Время на работу — 10 минут. Затем представители от групп озвучивают результаты, которые фиксируются на доске мольберте.

3. Практикум «Разбор кейс

Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций. Проанализируем их с точки зрения прав ребёнка и обязанностей родителей.

Кейс 1: «Ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи рекомендованы занятия с логопедом. Родители написали отказ, считая, что «сам выговорится». Правы ли они?

Кейс 2: «Воспитатель жалуется на поведение ребёнка с СДВГ и предлагает родителям „посидеть с ним дома“. Как должны поступить родители, зная свои права и обязанности?»

Кейс 3: «ПМПК выдала заключение, но в детском саду говорят, что у них нет ставки тьютора, который рекомендован ребёнку. Каковы ваши действия?»

Обсуждение проходит по кругу, воспитатель комментируют, направляет дискуссию.

III. Заключительная часть (15–20 минут)

1. «Свободный микрофон»: вопросы — ответы

Уважаемые родители, теперь у вас есть возможность задать любые вопросы, которые у вас возникли в ходе нашей встречи,

2. Рефлексия «Возвращение к цветку».

Давайте вернемся к нашему «Цветку ожиданий». Удалось ли нам раскрыть все лепестки? Что из запланированного получилось? Что нового и важного вы унесете с собой сегодня? (Краткие высказывания родителей по желанию)

3. Подведение итогов и вручение памяток.

Сегодня мы с вами сделали важный шаг – мы говорили о правах ваших детей как о реальном инструменте, который вы можете и должны использовать. Помните, что вы – главный союзник и защитник своего ребенка. Ваша активная позиция, знание законов и готовность к диалогу – залог его успешного развития и адаптации.

Спасибо вам за активность, откровенность и доверие! Наша встреча подошла к концу. Мы подготовили для вас небольшие памятки с основными тезисами и контактами нужных организаций (ТПМПК, органы соцзащиты). Помните, что мы всегда готовы к диалогу с вами индивидуально».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год