| Новые тенденции в дошкольном образовании (из опыта работы) |
| Педагогика | |
| Автор: Галкина Татьяна Викторовна | |
| 04.12.2025 07:20 | |
|
В своей педагогической практике в детском саду мы реализуем такие важные и относительно новые направления обучения и воспитания детей, как патриотическое воспитание и формирование функциональной грамотности. Проводимая нами работа по патриотическому воспитанию включает в себя такие формы деятельности, как нравственно-этические беседы с детьми, организация сюжетно ролевых игр, проведение дидактических игр патриотической направленности, организация праздников и мероприятий по знакомству детей с традициями и культурой России. Приведем несколько примеров. Так, мы знакомим детей с традиционным праздником Пасхи. В преддверии этого православного праздника мы проводим с детьми беседы, дошкольники изготавливают тематические поделки из пластилина. Особое значение в патриотическом воспитании дошкольников, на наш взгляд, является знакомство детей с военной историей – событиями Великой Отечественной войны, родами войск современной армии. Так, например, ежегодно мы организуем участие детей в акции «Бессмертный полк» (дети демонстрируют портреты своих прадедов, принимавших участие в Великой Отечественной войне). В ходе данной акции дети узнают о Великой Победе, о трудностях народа в те времена, а также узнают о том, какой вклад внесли в победу их предки.
Важным для патриотического воспитания мы считаем формирование у детей гордости за Россию, не только за ее прошлое, но и за настоящее. Поэтому, в частности, организуем в детском саду праздник День флага России. В этот день мы знакомим детей с цветами и особенностями государственного флага нашей страны. В этот день на участке детского сада нами совместно с коллегами организовано большое праздничное мероприятие для детей. На этом празднике дети и воспитатели были одеты в цвета российского флага. Дети пели песни, участвовали в состязаниях. Одной из тенденций современного дошкольного образования является акцент на формировании у детей функциональной грамотности. Прежде всего, речь идет о функциональной читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности. Читательская грамотность предполагает наличие у детей интереса к книгам, умение анализировать поступки персонажей произведений, оценивать их действия, внимательно слушать чтение, замечать детали и др. Для формирования читательской грамотности у дошкольников мы проводим с детьми беседы после каждого прочитанного произведения. Задаем детям такие вопросы: «Как вы считаете, почему именно так поступил персонаж сказки?», «А как поступили бы вы на его месте?», «Как вы думаете, какие эмоции были у этого персонажа в момент совершения поступка, о чем он думал?» и т.д. Так у детей развивается логическое мышление, осуществляется нравственное воспитание. Формированию читательской грамотности также помогает театрализация произведений. Мы регулярно организуем для детей театрализацию сказок. Дети, вживаясь в роль персонажей, лучше понимают мотивы их поступков, учатся понимать себя и окружающих людей. Следует отметить, что функциональная читательская грамотность очень важна для последующего обучения детей в школе. Другой формой функциональной грамотности детей является естественно научная грамотность. Она включает в себя развитый познавательный интерес, кругозор детей, базовые знания о природном мире, физических явлениях, умение рассуждать. Для формирования естественнонаучной грамотности у детей, мы организуем опыты и эксперименты с водой, песком, другими природными материалами. Также мы знакомим детей с растениями и животными посредством дидактических игр и наблюдений. Так, например, организуем участие детей в кормлении птиц (дети наблюдают за особенностями поведения птиц, учатся проявлять заботу о птицах). На наш взгляд, одной из тенденций современного дошкольного образования также является формирование у детей функциональной финансовой грамотности. В данном направлении работы мы проводим с детьми дидактические и сюжетно-ролевые игры на тему финансов. В ходе таких игр дети узнают, что такое семейный бюджет, какие бывают виды денег, для чего они нужны, как ими правильно распоряжаться и т.д. Например, во время сюжетно-ролевой игры «Банк» дети узнают, что такое вклад, кредит, банковская карта и др. Дети в игре берут на себя роли сотрудников банка и посетителей. На занятиях по формированию финансовой грамотности нами применяется комплекс дидактических игр. Например, в ходе игры «Что можно и нельзя купить за деньги» дети узнают, что за деньги можно купить продукты питания, одежду, мебель, телефон и многие другие полезные вещи. Также узнают, что за деньги нельзя купить здоровье, счастье, дружбу, семью. Во время дидактической игры «Доходы и расходы семьи» дети знакомятся с тем, что среди доходов – заработная плата, пенсия, стипендия, доходы от вкладов. Среди ежемесячных расходов семьи – расходы на питание, коммунальные услуги, транспорт, мобильную связь, одежду и др. Мы обратили внимание, что эффективной формой работы для развития у детей финансовой грамотности является решение детьми проблемных ситуаций. Нами составлена картотека проблемных ситуаций, которые предлагаем детям для решения. Например, как поступить, если есть определенная сумма, но ее не хватает для задуманной покупки. Чтобы детям было интересно, участниками этих проблемных ситуаций мы сделали персонажей сказок и мультфильмов, а дети должны им помочь, дать свой совет. Таким образом, важным для подготовки детей к обучению в школе и становления их личности является учет тенденций дошкольного образования, патриотическое воспитание, формирование функциональной грамотности. Галкина Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №3 пос. Редкино Конаковского округа Тверской области
|



Новые тенденции в дошкольном образовании (из опыта работы)










