Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование проектной деятельности в ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста через проект «Мир профессий»
Педагогика
Автор: Игнатович Юлия Александровна Моисеева Ольга Сергеевна   
16.11.2025 21:52

Использование проектной деятельности в ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста через проект «Мир профессий»Использование проектной деятельности в ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста через проект «Мир профессий»

Игнатович Юлия Александровна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного учреждения №13 г.Томска

Моисеева Ольга Сергеевна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного учреждения №13 г.Томска

Команда проекта: воспитатели дошкольных учреждений, дети, родители.

Основная идея проекта: проект направлен на создание условий, стимулирующих интерес у детей к миру профессий, их разнообразию и влиянию их деятельности на современный мир. Формирование предпосылок для дальнейшей профориентации детей среднего дошкольного возраста.

 

Целевая аудитория: дошкольники 4 – 5 лет.

Инновационность:

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений и первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях – это детский сад. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для профессионального самоопределения детей в будущем.

Ранее знакомство детей дошкольного возраста с разными специальностями направлено на то, чтобы в дальнейшем им облегчить самостоятельный выбор будущей профессии. Необходимо познакомить ребенка дошкольного возраста с максимальным количеством профессий начиная со специальностей родителей (законных представителей) и людей хорошо знакомых, для того, чтобы он осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни. Чем больше разных умений и навыков приобретает воспитанник в детстве наблюдая за профессиональной деятельностью родителей и ближайшего окружения, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Преимущества:

  • создание определенной среды, которая в дальнейшем станет базой для развития профессионального самосознания
  • в ходе реализации этого проекта будет и расширятся кругозор детей дошкольного возраста по теме проекта, и закладываться первоначальные «зерна» в выборе будущей профессии
  • развитие познавательных навыков дошкольников
  • формирования умений самостоятельно сделать выбор в центрах активности.

Продукт проекта: организация проектной деятельности в средней группе дошкольного учреждения по теме «Мир профессий»

Основные характеристики:

Метод проектной деятельности предполагает самостоятельную активность детейдошкольного возраста. Действуя самостоятельно, дошкольникиучатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, что способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Проект вовлекает детейдошкольного возраста в практическую и проектную деятельность и направлен на развитие личности самого воспитанника, а так же его познавательного интереса и творческих способностей. Выбранная тема «проецируется» во всех образовательных областях. Получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет дошкольнику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В связи с развитием инновационных технологий большое количество детей дошкольного возраста теряют возможность участвовать в сюжетно – ролевых играх и естественное общение заменяет общение с гаджетами. Общение взрослых и детей дошкольного возраста сводится к минимуму, поэтому сюжетно – ролевая игра имеет обыденный характер и скудный замысел. В ходе беседы дети дошкольного возраста испытывают затруднения в назывании различных видов профессий, с трудом ориентируются в назывании действий, которые выполняют люди той или иной специальности и называют только те профессии, которые встречаются в повседневной жизни.

С целью расширения кругозора дошкольников в возрасте 4 – 5 лет, был разработан педагогический проект «Мир профессий». Проект направлен на расширение знаний детей дошкольного возраста о многообразии профессий, куда был включен не только теоретический материал, но и сделан акцент на практическую деятельность — сюжетно – ролевую игру — как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В ходе реализации проекта словарный запас дошкольников расширяется, активизируется за счет введения в обиход новых названий профессий, действий, которые выполняют представители данных специальностей. Используя в ролевых играх предметов, и оборудования, которые необходимы для работы, дети дошкольного возраста делают выводы о полезности каждой профессии в современном мире. Дети дошкольного возраста 4 – 5 лет, используя разнообразный дидактический материал проявляют инициативность, творчество и самостоятельность в ходе всего проекта.

Область применения: дошкольное образование

Стадия развития: практическое применение в дошкольном учреждении

Условия для внедрения разработки:

  • Методы проекта: словесные, наглядные, игровые, практические, художественное слово.
  • Используемые приёмы: беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, слайдов, фотографий. Словесные игры, дидактические игры, чтение стихотворений, загадывание загадок, разучивание стихов о профессиях, продуктивная деятельность.
  • Ресурсы проекта: иллюстрации, фотографии различных видов профессий, предметов, необходимых для работы людям различных видов профессий, фотографии родителей «Моя работа», ноутбук.

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное».

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Расширятся представления детей дошкольного возраста о разнообразии профессий и возможностях выбора в будущем;
  • Развитие речи дошкольников, обогащение активного словарного запаса;
  • Знакомство с особенностями профессии своих родителей (законных представителей) (место работы, общественная значимость их труда);
  • Расширится сюжетно – ролевая игра, выбор предметов заместителей в игре.

Цель проекта: Расширять и систематизировать представления о профессиях людей, значимости результатов труда, воспитывать уважение к людям разных специальностей, способствовать в дальнейшем профориентации детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Развитие познавательной активности, внимания, памяти, воображения, речевых навыков, творческих способностей через различные виды деятельности;
  • Формирование уважения к труду взрослых разных профессий;
  • Развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной и игровой деятельности;
  • Формирование умения и готовности детей дошкольного возраста к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
  • Воспитывать уважение к людям разных профессий;

Тип проекта: информационный, творческий, коллективный

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, творческая, восприятие художественной литературы.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный.

«Сбор сведений»: постановка целей и задач проекта, «Модель трех вопросов», «Детская паутинка», «Ресурсный лист».

1. 1 Программой нашего детского сада предполагается поддержка детской инициативы, где дошкольники сами выбирают тему проекта. После выбора темы, необходимо выяснить, что дети дошкольного возрастазнают об этом, с помощью модели трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?». Все идеи и высказывания записываются на специально подготовленном бланке.

1. 2 Подбор и изучение дополнительной методической литературы, разработка содержания проекта.

1. 3 Подбор художественной литературы для детейдошкольного возраста.

1. 4 Привлечение внимания родителей (законных представителей) к проектной деятельности.

1. 5 Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике.

1. 6 Разработка схем — реализации сюжетно-ролевых игр, а также организованной образовательной деятельности по тематике проекта.

Вся планируемая деятельность в центрах активности по выбранной теме отражается в «Детской паутинке», которая в течение всего проекта «заполняется» дошкольниками самостоятельно. Дети дошкольного возраста сами реализовывают на листе бумаги свои мысли и действия для дальнейшей работы в центрах активности.

2 этап – Практический (основной).

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется в ходе режимных моментов, в процессе организации различных видов деятельности: НОД, игры, совместная деятельность.

В центре игры:

  • «Почтальон» (роли: почтальон, получатели писем);
  • «Кафе» (роли: посетители, официант, повар);
  • «Магазин» (роли: продавец, покупатели);
  • «Полицейский» (роли: полицейский ДПС, водитель автобуса, пассажиры, пешеходы);
  • «Визажист и парикмахер» (роли: посетитель, визажист, парикмахер);
  • «Военный врач»;
  • «Ветеринар»;
  • «Электрик».

В центре познания и коммуникации (природы):

  • Аппликация из ниток «Мы парикмахеры»;
  • Сортировка мусора (экологи);
  • ДИ «Найди семена» (соотношение картинки и семян и плодов) – Агрономы;
  • «Археологи» (собери кости динозавров);

В центре искусства:

  • Аппликации: «Кукурузное поле» (из салфеток);
  • Лепка из пластилина «Строим стену»;
  • Нетрадиционное рисование «отпечатками», «мыльными пузырями», рисование губкой.

В центре песка и воды:

  • «Стирка белья»;
  • «Садовник» (высаживаем веточки);
  • Экспериментальная работа по очистке воды (профессия экологи и лаборанты);
  • Игра с водой «Ледокол».

В центре логики и математики:

Дидактические игры: «Профессии», «Кому что нужно?», «Отгадай предмет», «Кто что делает?», «Что лишнее?».

В центре конструирования:

  • Оригами «Письмо»;
  • Конструирование из бумаги «Дом»;
  • Конструирование из конструктора «Лего», липучки «Банчемс».

В книжном уголке:

  • Художественная литература: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А, что, у вас?», «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов;
  • Разучивание стихотворений;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.

Центр театрализации и музицирования:

  • Прослушивание песен о профессиях;
  • Игра с музыкальными инструментами «Оркестр»;
  • Инсценировка отрывка сказки «Кошкин дом».

На утреннем сборе (беседы):

«Что такое профессии?», «Кем работает твоя мама, мой папа». Службы «01», «02», «03» (пожарник, полицейский, медицинский работник», «Кто работает в кафе?», «Как появляются продукты в магазине» и т.д

3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта).

Выступление детей дошкольного возраста о профессиях родителей (законных представителей) «Кем работает моя мама и мой папа» с использование ИКТ технологии.

Создание альбома «Кем я хочу стать в будущем».

Результат проекта:

В ходе реализации проекта «Мир профессий» у детей дошкольного возраста расширились представления о разнообразии профессий, о возможностях выбора будущей специальности. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей дошкольного возраста о труде взрослых, влияние их деятельности в современном мире, пополнилась предметно — развивающая среда в группе, за счет изготовления пособий, атрибутов, рисунков, фотографий. Сюжетно — ролевая игра стала разнообразнее, игры приобрели смысл и более глубокое содержание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год