| Использование проектной деятельности в ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста через проект «Мир профессий» |
| Педагогика | |||
| Автор: Игнатович Юлия Александровна Моисеева Ольга Сергеевна | |||
| 16.11.2025 21:52 | |||
|
Игнатович Юлия Александровна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного учреждения №13 г.Томска Моисеева Ольга Сергеевна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного учреждения №13 г.Томска Команда проекта: воспитатели дошкольных учреждений, дети, родители. Основная идея проекта: проект направлен на создание условий, стимулирующих интерес у детей к миру профессий, их разнообразию и влиянию их деятельности на современный мир. Формирование предпосылок для дальнейшей профориентации детей среднего дошкольного возраста.
Целевая аудитория: дошкольники 4 – 5 лет. Инновационность: Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений и первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях – это детский сад. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для профессионального самоопределения детей в будущем. Ранее знакомство детей дошкольного возраста с разными специальностями направлено на то, чтобы в дальнейшем им облегчить самостоятельный выбор будущей профессии. Необходимо познакомить ребенка дошкольного возраста с максимальным количеством профессий начиная со специальностей родителей (законных представителей) и людей хорошо знакомых, для того, чтобы он осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни. Чем больше разных умений и навыков приобретает воспитанник в детстве наблюдая за профессиональной деятельностью родителей и ближайшего окружения, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Преимущества:
Продукт проекта: организация проектной деятельности в средней группе дошкольного учреждения по теме «Мир профессий» Основные характеристики: Метод проектной деятельности предполагает самостоятельную активность детейдошкольного возраста. Действуя самостоятельно, дошкольникиучатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, что способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Проект вовлекает детейдошкольного возраста в практическую и проектную деятельность и направлен на развитие личности самого воспитанника, а так же его познавательного интереса и творческих способностей. Выбранная тема «проецируется» во всех образовательных областях. Получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет дошкольнику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. В связи с развитием инновационных технологий большое количество детей дошкольного возраста теряют возможность участвовать в сюжетно – ролевых играх и естественное общение заменяет общение с гаджетами. Общение взрослых и детей дошкольного возраста сводится к минимуму, поэтому сюжетно – ролевая игра имеет обыденный характер и скудный замысел. В ходе беседы дети дошкольного возраста испытывают затруднения в назывании различных видов профессий, с трудом ориентируются в назывании действий, которые выполняют люди той или иной специальности и называют только те профессии, которые встречаются в повседневной жизни. С целью расширения кругозора дошкольников в возрасте 4 – 5 лет, был разработан педагогический проект «Мир профессий». Проект направлен на расширение знаний детей дошкольного возраста о многообразии профессий, куда был включен не только теоретический материал, но и сделан акцент на практическую деятельность — сюжетно – ролевую игру — как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В ходе реализации проекта словарный запас дошкольников расширяется, активизируется за счет введения в обиход новых названий профессий, действий, которые выполняют представители данных специальностей. Используя в ролевых играх предметов, и оборудования, которые необходимы для работы, дети дошкольного возраста делают выводы о полезности каждой профессии в современном мире. Дети дошкольного возраста 4 – 5 лет, используя разнообразный дидактический материал проявляют инициативность, творчество и самостоятельность в ходе всего проекта. Область применения: дошкольное образование Стадия развития: практическое применение в дошкольном учреждении Условия для внедрения разработки:
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное». Ожидаемые результаты по проекту:
Цель проекта: Расширять и систематизировать представления о профессиях людей, значимости результатов труда, воспитывать уважение к людям разных специальностей, способствовать в дальнейшем профориентации детей дошкольного возраста. Задачи проекта:
Тип проекта: информационный, творческий, коллективный Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, творческая, восприятие художественной литературы. Этапы проекта: 1 этап – Подготовительный. «Сбор сведений»: постановка целей и задач проекта, «Модель трех вопросов», «Детская паутинка», «Ресурсный лист». 1. 1 Программой нашего детского сада предполагается поддержка детской инициативы, где дошкольники сами выбирают тему проекта. После выбора темы, необходимо выяснить, что дети дошкольного возрастазнают об этом, с помощью модели трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?». Все идеи и высказывания записываются на специально подготовленном бланке. 1. 2 Подбор и изучение дополнительной методической литературы, разработка содержания проекта. 1. 3 Подбор художественной литературы для детейдошкольного возраста. 1. 4 Привлечение внимания родителей (законных представителей) к проектной деятельности. 1. 5 Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике. 1. 6 Разработка схем — реализации сюжетно-ролевых игр, а также организованной образовательной деятельности по тематике проекта. Вся планируемая деятельность в центрах активности по выбранной теме отражается в «Детской паутинке», которая в течение всего проекта «заполняется» дошкольниками самостоятельно. Дети дошкольного возраста сами реализовывают на листе бумаги свои мысли и действия для дальнейшей работы в центрах активности. 2 этап – Практический (основной). Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется в ходе режимных моментов, в процессе организации различных видов деятельности: НОД, игры, совместная деятельность. В центре игры:
В центре познания и коммуникации (природы):
В центре искусства:
В центре песка и воды:
В центре логики и математики: Дидактические игры: «Профессии», «Кому что нужно?», «Отгадай предмет», «Кто что делает?», «Что лишнее?». В центре конструирования:
В книжном уголке:
Центр театрализации и музицирования:
На утреннем сборе (беседы): «Что такое профессии?», «Кем работает твоя мама, мой папа». Службы «01», «02», «03» (пожарник, полицейский, медицинский работник», «Кто работает в кафе?», «Как появляются продукты в магазине» и т.д 3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта). Выступление детей дошкольного возраста о профессиях родителей (законных представителей) «Кем работает моя мама и мой папа» с использование ИКТ технологии. Создание альбома «Кем я хочу стать в будущем». Результат проекта: В ходе реализации проекта «Мир профессий» у детей дошкольного возраста расширились представления о разнообразии профессий, о возможностях выбора будущей специальности. Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей дошкольного возраста о труде взрослых, влияние их деятельности в современном мире, пополнилась предметно — развивающая среда в группе, за счет изготовления пособий, атрибутов, рисунков, фотографий. Сюжетно — ролевая игра стала разнообразнее, игры приобрели смысл и более глубокое содержание.
|



Использование проектной деятельности в ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста через проект «Мир профессий»








