| Коммуникация дошкольников с ОВЗ как условие социализации детей в рамках региональной инновационной площадки «Детский агропарк» |
| Педагогика | |
| Автор: Сыромятникова Ольга Николаевна | |
| 20.11.2025 19:56 | |
|
МАДОУ № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинск учитель-логопед Сыромятникова О.Н. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации – становление связей ребенка с окружающим миром (миром людей, природы, предметным миром); усвоение им культурных, социальных и нормативных стандартов общества. Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка.
Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой, папой и близкими родственниками, затем с другими детьми – в детском саду и продолжается в школе. Социальное развитие – это рост и зрелость личности под влиянием воспитательной, развивающей и учебной деятельности, формирующийся в общении с другими людьми. Общение подразумевает обмен информацией и взаимодействие, основанные на восприятии и понимании друг друга. Обучение общению дошкольников должно начинаться как можно раньше, чтобы впоследствии ребенок не испытывал робости при общении со взрослыми и со сверстниками, ведь освоение окружающего мира и усвоение общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с окружающими людьми. Общение – важный показатель психического развития ребенка. Малообщительный человек, слабо владеющий коммуникативными навыками, наверняка будет испытывать трудности в различных сферах деятельности. Благодаря общению мы становимся полноценными членами общества, гармонично развиваясь и взаимодействуя с окружающим миром. Коммуникация и общение – эти два понятия взаимосвязаны и играют важную роль в нашей жизни. Коммуникация – важнейшее условие успешного социального развития ребенка. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие, потому что оно осуществляется непосредственно между участниками. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Умение общаться – это владение такими коммуникативными качествами личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. Как правило, включение детей с ОВЗ в социальную жизнь происходит не всегда легко. Психологи, медики, педагоги, изучающие детей с ОВЗ, отмечают, что у таких детей значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. Ребенок с ОВЗ с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия (чаще всего такой ребенок отстраняется от детского коллектива, больше пребывает в одиночестве), длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. Дети с ОВЗ – достаточно разнообразная группа дошкольников, имеющая специфические коммуникативные особенности. К сожалению, у многих дошкольников недостаточно сформирована коммуникативная функция речи. Дошкольники с ОВЗ, проявляющие слабые навыки коммуникации или их отсутствие, не всегда могут вести диалог с друзьями, часто вступают в конфликт и затрудняются разрешить его мирным путем и в вежливой форме. Характерным для таких детей является снижение потребности и желания в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; наблюдаются неустойчивое внимание, слабая память, недостаточное развитие познавательной деятельности, наличие речевых недостатков, а именно низкий уровень развития словаря, нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя, трудности построения связного высказывания, мешающих правильному выражению мыслей. Отмечаются трудности в понимании обращенной речи и в употреблении невербальных средств общения (отсутствие выразительных движений, мимики, жестов); незрелая эмоционально-волевая сфера. Перечисленные нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка, рождают у него неуверенность в своих силах, замкнутость, скованность, раздражительность, обидчивость, усиливают негативизм. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ОВЗ, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, вследствие чего возникают проблемы в развитии и обучении. В связи с этим проблема социализации личности через развитие коммуникативных навыков становится действительно актуальной. Вся работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ОВЗ нацелена на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, на адаптацию к жизни в обществе. Целью педагогического процесса становится создание условий для формирования и развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Для решения заданных задач нужны новые педагогические технологии, основанные на том, что ребенок должен стать активным, творческим, развивающимся субъектом учебного процесса. С этой целью в ДОУ № 11 «Ромашка» г. Южно-Сахалинска разработан проект «Детский агропарк». Система воспитательной работы по социально-коммуникативному развитию детейв рамках проекта реализуется через ряд направлений, которые находят свое отражение в проводимых мероприятиях. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми. Этому способствуют игровая деятельность, знакомство с художественной литературой, художественно-прикладное искусство, трудовая деятельность. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она также является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников, одновременно выполняющая познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Коммуникативные навыки и умение общаться развиваются в повседневной деятельности детей, и, конечно, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных играх. Воспитательные возможности игровой деятельности неоспоримы и стимулируют развитие у ребят следующих коммуникативных способностей:
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. В рамках проекта в группе созданы игровые зоны, привлекающие детей к сюжетным играм. Ребята могут самостоятельно или с педагогом разыгрывать ролевые игры, обогащающие социальный опыт детей. Одним из направлений проекта «Детский агропарк» является работа по ознакомлению дошкольников с профессиями сельского хозяйства. Использование дидактических игр в данном аспекте не только знакомит детей с профессиями взрослых, расширяет познавательный мир детей, но и делает обучение эмоциональным, действенным. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, тестов, вопросов. Например, дидактические игры «Что растет на рядке», «Кому что надо для работы», «От семечка до урожая» формируют умственную активность, вызывают у дошкольников живой интерес к процессу познания, позволяют детям решать умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Знакомство дошкольников с художественной литературой полезно начинать с прослушивания сказок, рассказов из детских книг и обсуждения их содержания. Такие произведения, как «Колосок» С. Трутнева, «Кем быть?» В. Маяковский, «И мы трудиться будем» В. Лифшиц, «Рожь поспевает» С. Жупанин, «Пойдем на работу» М. Познанская, «В огороде» О. Полякова, «На посадке» Ф. Троицкий, «Посевная» В. Нестеренко – способствуют развитию мышления и воображения детей, формирует речь, воспитывают чуткое отношение к художественному слову, прививают любовь к природе, родному краю, обогащают воспитанников позитивными эмоциями. Беседуя по материалам прочитанного, можно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в повседневной жизни. Важно научить ребят высказать свое отношение к событиям и конфликтам литературных героев. Это способствует формированию у детей умений связно выражать свои мысли, слушать других собеседников, уважать их мнение. Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность детей (лепка, рисование, конструирование). По программе проекта, реализуемого в ДОУ, воспитанники вместе с педагогами на занятиях ручного труда делали гусеничку из грецких орехов, муравья из желудей, поделку «Ёж» с использованием семян подсолнечника, а также создавали аппликацию «Зеленые огурчики» с помощью пузырчатой пленки. Замечательные получились «Цветы» методом пластилинографии с применением крупы и семян. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка – становление таких качеств как самоопределение, самоорганизация, самореализация. У малыша появляется желание свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Огромную пользу в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывает работа детей парами. Одна из главных задач при построении равноправных партнерских взаимоотношений – это развитие дружеских связей детей, склонность действовать совместно, где главными направлениями общения должны стать содружество, сотворчество, сотрудничество, сострадание, сопереживание. Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. В дошкольном возрасте активно развивается интерес к трудовой деятельности, в которой также можно наиболее четко отследить проявления показателей социально-коммуникативного развития детей. Чем старше ребенок, тем охотнее он выполняет поручения взрослых. Малыш испытывает удовольствие от процесса самостоятельно выполненных трудовых действий, он способен выполнять просьбы и доводить начатое дело до конца, а в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику. Реализуя программу проекта «Детский агропарк», старшие дошкольники принимают активное участие в трудовой деятельности по выращиванию овощей в огороде на территории образовательного учреждения. Одним из наиболее продуктивных способов, который способствует формированию социальной компетентности у детей дошкольного возраста и их сотрудничества, является групповая или подгрупповая форма взаимоотношений. Это форма организации деятельности дошкольников, при которой создаются небольшие подгруппы детей для выполнения совместной работы. Групповая работа происходит не тогда, когда каждый из членов группы выполняет свою индивидуальную работу, а когда идет работа группы, как единого целого. Такая форма организации детей в большей степени способствует формированию навыков детского сотрудничества. Очень важно работу по развитию социально-коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. С родителями можно использовать различные формы работы: анкетирование, мастер-классы, консультации, совместные мероприятия, родительские собрания. Родителей необходимо привлекать к участию в проводимых в дошкольной организации праздниках, соревнования, субботниках, в ходе которых у родителей и детей обязательно возникнут чувства семейной сплоченности, желание общаться с близкими. Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя – продолжение работы в данном направлении: работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. С этой целью наше образовательное учреждение вступило в сетевое взаимодействие с социальными партнерами города. Наши ребята совершали экскурсии в Сахалинскую областную детскую библиотеку, посещали магазины «Овощи» и «Семена»; нами запланированы поездки в Сахалинский филиал Ботанического сада-института ДВО РАН и на Фермерское хозяйство ЛПХ «Сахалиночка». Сетевое социальное партнерство образовательного учреждения с другими организациями города и области – эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, администраторов, представителей других организаций. Умение общаться – это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики и в современных условиях его актуальность все более возрастает. Процесс социализации личности ребенка с ОВЗ будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Список литературы:
|



Коммуникация дошкольников с ОВЗ как условие социализации детей в рамках региональной инновационной площадки «Детский агропарк»









