| Вопросы развития связной речи в онтогенезе в психолого – педагогической литературе |
| Педагогика | |
| Автор: Калачева Олеся Сергеевна Шуртина Валентина Геннадьевна Иусова Мария Викторовна | |
| 13.11.2025 19:17 | |
|
Теоретическим фундаментом исследований в области развития связной речи являются исследования о закономерностях развития речи детей, которые были выдвинуты в трудах Эльконина Д.Б., Выготского Л. С., Леонтьева А. А., Сохина Ф.А. Изучение проблемы развития речи современности, которые были проведены под руководством Сохина Ф. А., позволяет теоретически сформулировать и обосновать две характерных особенности задач развития связной речи:
Все ученые доказали, что в основе развития связной речи лежит творческий, активный процесс овладения языком, формирование речевой деятельности. Исследования отечественных психологов, педагогов, лингвистов (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Гвоздев, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф. А. Сохин) создали основу для комплексного подхода к решению задач развития связной речи как таковой. Связная речь развивается постепенно последовательно, при одновременном развитии мышления, при усложнении детской деятельности и форм взаимодействия с окружающими людьми. Дорофеева А.М. изучает генетическое развитие связной речи, формирующейся на основе ситуативного общения и поэтапно от диалога переходит к видам монологической речи: повествованию, позднее к описанию и рассуждению. Наивысшей формой связной речи признает письменную речь[3, c. 78]. Лурия А.П. в своем исследовании «Язык и сознание» тоже рассматривает онтогенез речевых высказываний у ребенка: «... создание речевого высказывания идет по нескольким этапам — от появления изолированных слов, потом изолированных отдельных фраз, до очень сложного развернутого высказывания» [12, c. 359 ]. Следовательно, уже на доязыковой стадии развития речи лепет ребенка является наипростейшей формой коммуникации, которая основана на компонентах интонации и ясной практической ситуации. Подготовительный период развития речи характеризуется тем, что, на первом году жизни, при непосредственном эмоциональном общении со взрослыми идет заложение основ будущей связной речи. Уже основываясь на понимание, изначально очень примитивное, развивается активная речь ребенка. Дети подражают звукосочетаниям и звукам, произносимых взрослыми, тем самым привлекает внимание взрослых к себе, или к какому-нибудь определенному предмету. Здесь явно видно большое значение для развития речевого общения детей: возникает намеренность голосовых реакций, их направленность на другого, происходит формирование речевого слуха и произвольности произнесений [17, c. 244]. (Сохин Ф.А., Рубинштейн Л. А.). Примерно к третьему году жизни ребенка достаточно быстрыми темпами развивается и понимание речи, и активная речь. Почти резко увеличивается словарный запас, становится более сложной структура детских предложений. Ребенок пользуется наиболее простой, первоначальной и естественной формой речи — диалогической, именно она связана с практической деятельностью ребенка, он ее использует при налаживании сотрудничества в совместной предметной деятельности. Данная речь маленького ребенка ситуативная, т.к. грамматически мало оформлена, а ее смысл понятен лишь в связи с определенной ситуацией. У младших дошкольников происходит отделение речи от практического опыта. Основная особенность дошкольного возраста в целом – это появление планирующей функции речи. При ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, появляются новые виды речи: речь, которая инструктирует участников игры, речь — сообщение, которая повествует взрослым о впечатлениях, которые получены вне контакта с ними. При этом речь двух видов обретает форму контекстной и монологической. В исследованиях Леушиной А.М. указано на то, что ведущая линия развития связной речи заключена в том, что от частого господства ситуативной речи дети переходят к речи конкретной [14, c. 360]. При появлении конкретной речи возникают исвои задачи и характер общения ребенка с окружающими его людьми. Более сложная познавательная деятельность, изменения в образе жизни детей, появление новых отношений со взрослыми, освоение новых разнообразных видов деятельности — при всем этом требуется более развернутая речь, ведь средства данной речи не удовлетворяют полноту и ясность высказывания. Таким образом, возникает речь контекстная. По мнению Эльконина Д.Б., процесс перехода от ситуативной речи к контекстной происходит к 4 — 5 годам жизни ребенка. Но первоначальные элементы связной речи появляются и используются детьми уже в 2-3 года. При усложнении грамматической структуры речи высказывания делаются более связными и развернутыми [23]. Выводы Леушиной А.М. нашли подтверждение в исследованиях Лебедевой И.Н. и ее учеников. Исследователи выявили зависимость уровня речевого развития от уровня развития общения у детей [14, c. 89]. Вместе с монологической речью продолжает свое развитие и речь диалогическая. По мере развития две эти формы будут активно сосуществовать и использоваться в зависимости от ситуации общения. Специфика становления связной речи исследовалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими учеными в области психологии и методологии становления речи. Все ученые, изучающие аспекты становления связной речи, рассматривают характеристику, которую дает ей РубинштейнС. Л. Он замечал, что для разговаривающего всякая речь, передающая его идею либо стремление, считается связной речью (при отличии от отдельно взятого слова, которое извлечено из контекста речи). Фактически связность речи значит адекватность речевого представления мысли разговаривающего либо пишущего исходя из критерия ее понятности для слушателя либо читателя [17, c. 256]. По мнению Выготского Л.С., при овладении речью, дошкольник следует от части к целому: от слова к соединению двух–трех слов, дальше – к незатейливый фразе, еще позднее – к сложным предложениям. Окончательным шагом считается связная речь, которая состоит из ряда развернутых предложений [15, c. 123]. Закономерности развития связной речи дошкольников с начала ее возникновения раскрываются в работах А. М. Леушиной. Она аргументировала: собственно развитие связной речи следует от научения ситуативной речи к овладению контекстной речи, потом процесс развития этих форм проходит вместе. Становление связной речи, улучшение ее функций зависит отформ общения ребенка с окружающими, содержания, находится в зависимости от показателей его интеллектуального развития [14, c. 361]. Широко исследуются кроме того способы и приемы развития связной речи детей. В центре внимания данных изысканий – поиск критериев оценки связности речи. В своихисследованиях авторы старались обнаружить более точные критерии связности речи, чем просто ее последовательность и логичность. В качестве главных признаков связности было принято умение младшего дошкольника структурно правильно строить текст, при использовании необходимых средств взаимосвязи между предложениями и фразами. Целенаправленное формирование связной речи важноначинать как можно ранее: в раннем и младшем дошкольном возрасте. В работах Е.А. Смирновой, О.С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной, Г.М. Юртайкиной подтверждено: собственно путь, в соответствии с которым необходимо руководить развитием речи дошкольников в целях формирования у них возможности создавать связное и развернутоевыражение (текст), ведет от диалога взрослого с ребенкомк развернутой монологической речи младшего дошкольника [20, c. 213]. В большей части педагогических исследований раскрыты задачи развития связной речи старших дошкольников. Последующего исследования настоятельно требуют аспекты развития связной речи в возрасте 3 — 4 лет. Данный возрастной период характеризуется повышением речевой активности и интенсификацией развитияразличных сторон речи (М. М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконина). Исследователями выделяются разные количества этапов в становлении речи дошкольников, указываются их разные возрастные границы. Выделены особенности развития речидетей в младшем дошкольном возрасте в соответствии с подходом А.Н. Гвоздева: развитие речи не толькосвязано непосредственно с общением со взрослым, нои включено в разные виды детской деятельности; формируется активная речь, становящаяся средствомобщения со сверстниками и взрослыми людьми; складываетсяне только обобщающая и коммуникативная, и регулирующая функции речи; сохраняется ситуативная речь, которая понятнаиз контекста ситуации, в нее включенысобеседники; возникает повествовательная и описательная речь; речь начинает отражать опыт взаимодействия ребенка сокружающими, называя не только лица и предметы, а так же переживания, действия, требования, желания, предложения; происходит развитие слушания и понимания литературныхпроизведений, рассказов взрослого, это обогащает опыт и знания дошкольника и помогает усваивать социальный опыт[3, с. 125]. Исследованием формирования связной речи уже у школьников подробно занимаются такие ученые, какЛ. П. Федоренко, Л.А. Пеньевской, Т.А. Ладыженской и др. Эти ученые указывают на то, что простые элементы связной речи начинают появляться в высказываниях ребенка в возрасте 2-3 лет. А именно с 5-6 лет дети начинают активно овладевать монологической речью, по причине того, что происходит завершение процессафонематического развития речи. Ребенок уже хорошо усваивает грамматический, морфологический и синтаксический строй своего языка (ФомичеваГ. А., ГвоздевА. Н., ЛотаревВ. Н., Ушакова О.С.). Период старшего дошкольного возраста можно характеризовать заметным снижением ситуативности речи. Ведь с 4 лет ребенку становится доступным иные виды монологической речи: описание (простое описание предмета) и повествование, а в 7 лет — небольшие рассуждения. Важными условиями успешного овладения связной монологической речью относится формированиепотребности в употреблении монологических высказываний, специальных мотивов, сформированность разных видов контроля и самоконтроля. (ГолованьН. А., Лаврик М.С., ФедоренкоЛ. П., Зимняя И.А.). Научные исследования связной речи старшего дошкольного возраста, показали, что ребенок способен овладеть навыками планирования связного монологического высказывания (ГолубеваЛ. Р., ОрлановаН. А., Слита И.Б.). Становление связной речи у дошкольников и аспекты ее развития изучались Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной. Наподходы к исследованию связной речи дошкольниковоказали влияния работы, которые выполнены под руководствомСохина А.Ф. и Ушаковой О.С. Расширяют и дополняют технологию развития связной монологической речи работы В.А. Самсоновой оразвитии структуры связного выражения у дошкольников, работы Э.П. Коротковой о специфике овладения дошкольниками разными типами высказываний [18, с. 174]. Таким образом, можно придти к выводу, что вопросы развития связной речи в онтогенеза в отечественной психолого – педагогической литературе рассмотрены достаточно подробно и глубоко. Большинство ученых приходит к единой точке зрения по следующим вопросам: ребенок начинает владеть связной речью еще в возрасте 2-3 года, появляются первые элементы; связная речь развивается активней и быстрее при активном общении ребенка с окружающими; появление связной речи происходит при наличииграмматического строя речи и определенного уровня сформированного словарного запаса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|



Вопросы развития связной речи в онтогенезе в психолого – педагогической литературе








