Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Тарасова Кристина Евгеньевна   
12.11.2025 12:25

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК: 37. 025

Тарасова К. Е. педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «ЦРР – Академия Крохи», п.Зональная Станция, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию процесса становления субъектности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются понятия субъектности, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, условия, способствующие развитию способности детей самостоятельно планировать деятельность и осознавать свою роль в социуме. Так же представлены результаты эмпирического исследования, которое проводилось среди дошкольников и включало диагностику уровня сформированности ключевых компонентов субъектности.

 Скачать конспект

Ключевые слова: субъектность, дети старшего дошкольного возраста, психологические особенности, диагностика.

Субъектность является важнейшим компонентом личностного развития человека, определяющим способность человека активно действовать, принимать решения и осознавать себя как субъекта деятельности. Формирование субъектности начинается уже в раннем детстве и достигает значительных успехов в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осваивать социальные роли и приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

В психологической литературе «субъектность» рассматривается как содержательная составляющая индивида, выражающаяся в его способности изменять окружающую среду и самому адаптироваться под неё [2].

В современной науке понятие «субъект» интерпретируется, как носитель активности. «Субъектность», в свою очередь, характеризуется проявлением личностного отношения к явлениям. В научных трудах А. Н. Леонтьева «субъект» определяется, как активное, преобразующее начало [1].

Старший дошкольный возраст характеризует временной отрезок от 5 до 7 лет, в течение которого происходит интенсивное физическое и психологическое развитие ребенка. В этот период активно развиваются познавательные процессы: внимание, мышление, воображение, память и восприятие [3].

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте активно проявляются такие качества, как открытость в общении, появление интереса к продуктивной деятельности, развитие рефлексивного мышления, формирование морального оценивания и элементов учебной деятельности [4].

Ряд психологов, таких как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и другие, утверждают, что нравственные качества личности ребенка не являются врожденными, а развиваются в зависимости от условий жизни и воспитания. При благоприятных условиях к 7-ми годам достаточно легко отследить направленность личности, как показатель субъектности. Своими исследованиями, Н. В. Талызина доказывает, что чувство долга появляется у детей именно в старшем дошкольном возрасте. И задачей взрослых, как педагогов детских учреждений, так и родителей, является создать условия для проявления субъектных позиций ребенка. Особое внимание необходимо уделить не только взаимодействию детей друг с другом, но и отношению взрослого к детям. Взрослые являются образцами для подражания в развитии субъектной позиции ребенка.

Для развития субъектности детей необходимо обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

  • формирование творческой активности, самостоятельности и способностей;
  • оказание методической и практической помощи педагогам и родителям в реализации условий для развития субъектности детей [1].

Для определения особенностей сформированности основных компонентов субъектности было проведено психолого-педагогическое исследование детей старшего дошкольного возраста в количестве 70-ти человек.

В качестве диагностических методик использовались:

  1. Методика «Дезадаптация» И. А. Бурлаковой. Опросник направлен на выявление особенностей поведения детей, свидетельствующих о нарушениях поведения или успешной адаптации.
  2. Опросник для педагогов «Интегративные качества» Е. К. Ягловской, И. А. Бурлаковой. Позволяет оценить уровень развития основных важных качеств и характеристик детей дошкольного возраста.
  3. Методика «Картина мира» И. А. Бурлаковой. Направлена на изучение значимости различных аспектов жизни ребенка: благополучия, социального окружения, материальных благ, деятельности, удовлетворенности детством.
  4. «Образ Я» (модификация тест М. Куна – Т. Макпартленда «Кто Я?») С. Е. Беловой, Е. Е. Клопотовой, позволяющая выявить характеристики, с помощью которых ребенок описывает себя.
  5. «Рукавички» Г. А. Цукермана для выявления уровня сформированности действия по согласованию в процессе совместной деятельности детей.
  6. «Самостоятельность» Е. Е. Клопотовой для выявления оценки взрослыми уровня самостоятельности ребенка.

Исследование детей старшего дошкольного возраста показало следующие результаты:

 

Таблица – 1. Результаты психолого-педагогического исследования

«Рукавички»

«Самостоятельность»

 

Уровень коммуникативных действий

Сфера жизнедеятельности

 

Низкий

Средний

Высокий

Бытовая сфера

Деятельность

Общение

Свободное время

 

15%

16%

32%

37%

 

13%

35%

52%

 

«Образ Я»

«Картина мира»

 

Уровень становления

Важность факторов

 

Низкий

Средний

Высокий

Благополучие

Соц.

окружение

Матер.

блага

Дет.

д-ть

Удовлет-ть детством

 

47%

39%

14%

38%

70%

20%

56%

74%

 

«Дезадаптация»

«Интегративные качества»

 

Уровень адаптации

Уровень развития

 

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

 

5%

18%

77%

3%

45%

52%

 
                               

Полученные данные позволили определить уровень коммуникативных умений детей и умение работать в команде, уровень адаптации и становления «Образа Я», а так же степень самостоятельности и формирования интегративных качеств. Анализируя результаты психолого-педагогического исследования, можно сделать вывод о том, что изученные характеристики имеют большое значение в формировании личностного портрета дошкольника, в том числе в развитии субъектности детей.

Важную роль в формировании субъектности детей дошкольного возраста играет педагогическое воздействие. Для этого, важно уделять особое внимание созданию благоприятных условий для развития самостоятельности, творческих способностей, детской инициативы через организацию игры и исследовательской деятельности. Это позволит обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка в будущем, облегчая последующую социализацию в период школы.

Список литературы

1. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребёнка, как важное условие становления личности / Концепт. 2015. Т. 26. С. 386 – 390.

2. Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. – 342 с.

4. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. – 194 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год