| ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
| Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Автор: Тарасова Кристина Евгеньевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 12.11.2025 12:25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
УДК: 37. 025 Тарасова К. Е. педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «ЦРР – Академия Крохи», п.Зональная Станция, Россия Аннотация: Данная статья посвящена исследованию процесса становления субъектности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются понятия субъектности, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, условия, способствующие развитию способности детей самостоятельно планировать деятельность и осознавать свою роль в социуме. Так же представлены результаты эмпирического исследования, которое проводилось среди дошкольников и включало диагностику уровня сформированности ключевых компонентов субъектности. Ключевые слова: субъектность, дети старшего дошкольного возраста, психологические особенности, диагностика. Субъектность является важнейшим компонентом личностного развития человека, определяющим способность человека активно действовать, принимать решения и осознавать себя как субъекта деятельности. Формирование субъектности начинается уже в раннем детстве и достигает значительных успехов в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осваивать социальные роли и приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром. В психологической литературе «субъектность» рассматривается как содержательная составляющая индивида, выражающаяся в его способности изменять окружающую среду и самому адаптироваться под неё [2]. В современной науке понятие «субъект» интерпретируется, как носитель активности. «Субъектность», в свою очередь, характеризуется проявлением личностного отношения к явлениям. В научных трудах А. Н. Леонтьева «субъект» определяется, как активное, преобразующее начало [1]. Старший дошкольный возраст характеризует временной отрезок от 5 до 7 лет, в течение которого происходит интенсивное физическое и психологическое развитие ребенка. В этот период активно развиваются познавательные процессы: внимание, мышление, воображение, память и восприятие [3]. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте активно проявляются такие качества, как открытость в общении, появление интереса к продуктивной деятельности, развитие рефлексивного мышления, формирование морального оценивания и элементов учебной деятельности [4]. Ряд психологов, таких как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и другие, утверждают, что нравственные качества личности ребенка не являются врожденными, а развиваются в зависимости от условий жизни и воспитания. При благоприятных условиях к 7-ми годам достаточно легко отследить направленность личности, как показатель субъектности. Своими исследованиями, Н. В. Талызина доказывает, что чувство долга появляется у детей именно в старшем дошкольном возрасте. И задачей взрослых, как педагогов детских учреждений, так и родителей, является создать условия для проявления субъектных позиций ребенка. Особое внимание необходимо уделить не только взаимодействию детей друг с другом, но и отношению взрослого к детям. Взрослые являются образцами для подражания в развитии субъектной позиции ребенка. Для развития субъектности детей необходимо обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
Для определения особенностей сформированности основных компонентов субъектности было проведено психолого-педагогическое исследование детей старшего дошкольного возраста в количестве 70-ти человек. В качестве диагностических методик использовались:
Исследование детей старшего дошкольного возраста показало следующие результаты:
Таблица – 1. Результаты психолого-педагогического исследования
Полученные данные позволили определить уровень коммуникативных умений детей и умение работать в команде, уровень адаптации и становления «Образа Я», а так же степень самостоятельности и формирования интегративных качеств. Анализируя результаты психолого-педагогического исследования, можно сделать вывод о том, что изученные характеристики имеют большое значение в формировании личностного портрета дошкольника, в том числе в развитии субъектности детей. Важную роль в формировании субъектности детей дошкольного возраста играет педагогическое воздействие. Для этого, важно уделять особое внимание созданию благоприятных условий для развития самостоятельности, творческих способностей, детской инициативы через организацию игры и исследовательской деятельности. Это позволит обеспечить оптимальные условия для гармоничного развития личности ребенка в будущем, облегчая последующую социализацию в период школы. Список литературы 1. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребёнка, как важное условие становления личности / Концепт. 2015. Т. 26. С. 386 – 390. 2. Рубинштейн Л. С. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. – 512 с. 3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. – 342 с. 4. Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. – 194 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||



ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА








