| Обобщение опытом «Мультфильм, как средство воспитания и коррекции развития детей дошкольного возраста» |
| Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Автор: Кожбакова Марина Анатольевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 11.11.2025 21:12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 г. Александров Владимирской области Кожбакова Марина Анатольевна педагог-психолог 2025 г. «Мультипликация в силу свойственной ей ёмкости и лаконичности языка — это кратчайший путь не только к эмоциям, но и к сознанию зрителя» Андрей Хржановский Введение В настоящее время телевидение искусно используется для манипулирования человеческим сознанием. Наибольшемувлиянию современных технологий подвержены дети. Именно маленькие телезрители являются наиболее уязвимыми перед влиянием продуктов средств массовой информации. В отличие от взрослых, дети часто воспринимают информацию, полученную с экрана, за прописную истину и не осознают, какое влияние оказывает на них просмотр различных программ и мультфильмов. Носдругой стороны, мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от искусства и медиа-среды. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие ребенка, помогает воспитывать необходимые качестваи прививать правила и нормы поведения. Правильный подбор материала позволяет работать с различными детскими проблемами. Возникшее противоречие наталкивает на необходимостьанализа продуктов медиа-среды, в частности – мультфильмов, предназначенных для просмотра дошкольниками. Поэтомуцелью данной работы был анализ продукции мультиндустрии и создание технологии использования мультфильмов в коррекционно-педагогическом процессе. Задачи:
Основная психолого-педагогическая идеяиспользования мульт-терапии в коррекционно-педагогическом процессе заключается в том, что она, являясь синтезом педагогического подхода, психологических методик групповой работы. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с проблемами общения, детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов удетей формируются представления о добре и зле, правила хорошего и плохого поведения, умение распознавать чувства и эмоции. Дети сравнивают себя с персонажами, чьи переживания им близки, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление омоделях поведения и последствиях некоторых действий. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная технология позволяет оказывать помощь в воспитании детей дошкольного возраста с любым уровнем интеллектуального и личностного развития, являясь, прежде всего, хорошей опорой для родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений. Новизна: Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогическом процессе — это одна из новых и актуальных направлений в отечественной специальной педагогике и психологии. Использование мультфильмов при обучении и воспитании детей дошкольного возраста может стать одним из эффективных методов коррекционного и воспитательного воздействия, на ребенка. 1. Теоретический анализ проблемы воздействия мультфильмов на детей. 1. 1. Мультфильм, как продукт культурной среды Мультипликационныйфильм, мультфильм (отслияния лат. multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка) — это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах. Виды мультфильмов По способу создания:
По продолжительности:
1. 2. Качественные характеристики различных типов мультфильмов Статистические данные гласят, что 79% мультфильмов, идущих на телевизионных каналах – это мультфильмы зарубежного производства и всего 20% — мультфильмы российской киноиндустрии. В советское время мультипликационные фильмы не выпускались массово, являясь своего рода штучным товаром, что положительно сказывалось на их качестве. Каждый герой, каждая сцена продумывалась до мелочей, поэтому не удивительно, что такие творения отечественной кинематографии оставляли в сознании подрастающего поколения исключительно позитивную информацию. Все мультипликационные фильмы начинали транслироваться только после прохождения жесточайшего контроля. Существовала строгая проверка каждого кадра, касательно его воздействия на детскую психику. Ведь наверно никто не решится отрицать, что такие мультики как "Летучий корабль" и "Цветик-семицветик", "В стране невыученных уроков" и "Мама для мамонтенка", "Ивашка из Дворца Пионеров" и "Вовка в тридевятом царстве", а также многие другие учат детей доброму и прекрасному, оставаясь при этом комфортными для детской психики. Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом литературном языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях. В диссертацииЛалетиной А.Ф проведена оценка воспитательного потенциала по направлениям воспитания и основным задачам. Информация представлена в таблице.
К сожалению, в наши дни ситуация в корне изменилась. В девяностые годы прошлого века отечественная мультипликационная индустрия переживала далеко не самые лучшие времена, российские мультики практически перестали выпускаться, и их место на рынке заняли творения американских и японских мультипликаторов, вокруг качества которых и по сей день ведутся серьезные дискуссии. Рассчитаны иностранные мультфильмы на совсем иную аудиторию, на представителей другой культуры, но так как их смотрят наши дети, то и ценности, в таких творениях пропагандируемые, прививаются и им. Вот и получается, что вследствие длительного просмотра таких мультиков у наших деток формируются далекие от идеала качества характера. По мнению детского психолога И. Я. Медведевой, основное различие между советскими и зарубежными мультфильмами заключаются в различиях картины мира. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому,что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям с нарушениями развития, ослабленным какой-то душевной травмой, для детей с проблемами общения и т.д. Если анализировать современные мультфильмы, то необходимо отметить, что их сюжеты часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики,шантаж, драки, убийство, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки и т.д. 1.3 Воздействие мультфильмов на детей дошкольного возраста Мультфильм – это, прежде всего, какая-то история, которая рассказывается ребенку, в которой сюжет развивается очень динамично, что для ребенка важно. История короткая, как правило, поэтому ребенок способен удержать на ней внимание. Мультфильм похож на сказку, там вымысел и реальность сплетены между собой. И еще он похож на игру. Мультфильмы сродни чем-то игре для ребенка. Плюс, присутствуют главные герои, с которыми ребенок может себя отождествить. Чаще в мультфильмах присутствует 2 вида героев: хороший и плохой. И ребенок может себя отождествить с добрым героем, и таким образом получить порцию позитива и принять этот тип поведения для себя. Т.е. для него это еще и знакомство с миром (как он устроен). Ребенок, смотря мультфильмы (то, что ему предлагают, если он просто смотрит мультфильмы), может формировать некое представление о том, как в этом мире все происходит. И таким образом его собственное поведение в одну или в другую сторону как-то будет определяться. Собственно говоря, познавательная для него история начинается. Исходя из изложенного, можно с уверенностью сказать, что мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
словами, явлениями, ситуациями;
поскольку дети учатся, подражая;
понимание причинно-следственных связей;
Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить ещё и совместный с ребёнком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Ребёнку полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, красочно оформлены, в них герои говорят друг с другом, что несомненно, полезно для развития ребёнка. Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса заключается в том, какиемультфильмы смотрит ребенок, какие усваивает модели поведения и способы действий, какие особенности личности главных героев ему импонируют, кто из главных героев становится идеалом. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому очень важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики. То есть мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать.
Мульт-терапия является синтезомпедагогического подхода, психологических методик групповой работы. Это эффективный реабилитационный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно. В детском возрасте ведущий вид деятельности - игра. Это прекрасно показано и обосновано в трудах выдающихся психологов (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др.). Анимация, как никакой другой вид искусства, близка к игре. Любовь детей к анимации безгранична. Это объясняется предметностью, образностью, символичностью, метафоричностью этого вида киноискусства, где имеют место связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность, занимательность. Какизвестно, правое полушариепредназначено, прежде всего, для творческой обработки образно-символической информации - в рисунке, музыке, танце и др. Приоритетным для левого полушария является слово и логическая мысль в целом. Анимация, в которой образ, символ, слово спаяны воедино, способствует укреплению и образно-символического, и вербально-логического компонентов психики. В мульт-терапии можно выделить 2 направления: активное (создание мультфильмов) и пассивное (только их просмотр). Оба направления прекрасно подходят для работы с самыми разными категориями детей. Но для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов. С более взрослыми ребятами можно создавать мультфильмы по актуальным проблемам). Практический опыт использования мульт-терапии в коррекционно-педагогическом процессе. 2.1. Мультфильмы и их воспитательные возможности Взяв мульт-терапию на вооружение, как одно из направлений в работе, важно правильно подбирать материал для занятий. Для этого необходимо четко представлять проблему, с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить. Лучшим материалом для работы психолога являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала Ивашка с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но привычка делать добрые дела осталась, так что время проказ больше нет. Реализуя задачи психолога коррекционного ДОУя выбрала следующие проблемы, для решения которых целесообразно использовать мульт-терапию, как один из коррекционных методов. Старшая группа
Подготовительная группа
По данным проблемам были подобраны соответствующие мультфильмы. Информация представлена в таблице.
В следующей таблице отражены специфические проблемы и соответствующие мультфильмы к ним.
Следует отметить, что, подбирая мультфильмы для занятий очень важно учитывать длительность мультфильма. Рекомендуемое время просмотра мультфильма – 10 минут. Можно использовать отрывки, если они имеют законченный смысл.
|



Обобщение опытом «Мультфильм, как средство воспитания и коррекции развития детей дошкольного возраста»








