| «Развивающая игра как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОВЗ» |
| Педагогика | |||
| Автор: Колкотина Евгения Юрьевна | |||
| 10.11.2025 19:32 | |||
|
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), я обратила внимание на то, что среди разнообразных проявлений речевой патологии одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Особенностью этих нарушений является их стойкость. Оно может сохраняться у детей довольно долго, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Такие искажения отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического восприятия у ребёнка и в дальнейшем на овладение им письменной речью. Поэтому коррекция нарушений слоговой структуры слова является актуальной и значимой проблемой. Это побудило меня обратиться к теме: «Развивающая игра как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОВЗ». Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка. Я использовала классификацию А.К. Марковой, которая выделяет четырнадцать типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
Свою работу по формированию слоговой структуры слова построила, используя рекомендации таких авторов, как З.Е. Агронович, Т.А. Ткаченко, С.Е. Большаковой и др. Данные педагоги рекомендуют работу с детьми разделить на два этапа:
На подготовительном этапе работаю сначала на вербальном, а затем на невербальном уровне, по следующим направлениям:
- формирование чувства ритма. На коррекционном этапе – на вербальном уровне с привлечением слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Так как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, то в своей коррекционной работе я использую различные виды игр. Так мною были подобраны и изготовлены развивающие игры. «Дождик» Цель: учить четко проговаривать слова слоговой структуры 1 (2, 3) -го типа; развивать умение делить слова на слоги; развиватьслуховое внимание. Ход. В игре ребенку предъявляются слова и предлагается разделить их на слоги: сколько слогов – столько капелек. Проговариваем слова, считаем слоги и нанизываем капельки на ниточку на тучке. «Слоговые тучки» Цель: продолжать учить четко проговаривать слова слоговой структуры 1 (2, 3) -го типа; развивать умение делить слова на слоги, слуховое внимание. Ход. В игре ребенку предлагается проговорить слова (картинки на капельках), посчитать количество слогов и определить из какой тучки капает капелька (на тучках цифры, соответствуют количество слогов). «Пирамидка» Цель: учить четко произносить слова слоговой структуры 1 (2, 3, 14) -го типа; закреплять умение делить слова на слоги; развивать слуховое внимание, память. Ход. В игре ребенку предлагается расположить картинки в заданной последовательности (по количеству слогов): сначала слова (картинки) состоящие из четырёх слогов, затем из трёх слогов, из двух слогов и из одного слога. Вот и собрали пирамидку! Работа по формированию слоговой структуры слова идет по принципу от простого к сложному. Игры я подбираю с учётом уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста. Сначала использую игры на сохранных звуках, а в дальнейшем на уже поставленных. Также данные игры служат для автоматизации звуков, направлены на развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий. Развивающие игры использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Дети с ОВЗ быстро устают, они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют, поэтому характерной особенностью игр является частая повторяемость на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и по форме. И хотя развивающие игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. А занимательность предложенных мною игр способствует эмоциональному восприятию усвоения слоговой структуры слова. Игры вызывают у детей интерес, любопытство, а значит, процесс обучения носит творческий, а не механический характер. В результате такой целенаправленной логопедической работы к концу обучения, у всех детей, отмечаю положительную динамику. Таким образом, в моей логопедической работе развивающая игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Колкотина Евгения Юрьевна – учитель-логопед МБДОУ №36 «Малышок» г. Канск Красноярский край
|



«Развивающая игра как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»








