Педагогика | |||
Автор: Столетова Наталья Анатольевна | |||
08.06.2025 20:59 | |||
«Наши дети-это наша старость. Правильное воспитание–это наша счастливая старость, плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко. С первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. В своей практике в рамках ОПДОУ реализую парциальную программу социально-эмоционального развития дошкольников О.Л. Князевой «Я-ТЫ-МЫ» на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Целью деятельности является создание условий для формирования у детей представления о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях людей, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения. Начиная с младшей группы, одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развиваться по данной программе.
В план работы с детьми подготовительной группы я включаю методику Мячиной Л.К. «Маленьким детям — большие права», а так же учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка. Таким образом, мы формируем у детей первоначальные знания о правовой культуре. Из чего же состоит программа? Из трех разделов. 1. раздел- «Уверенность в себе» -направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек. Для реализации раздела использую игровые средства и материалы. В группе оформлен Центр уединения и уголок моего «Я», альбомы «Это книжка про меня». Семейные фотографии. Дети используют д/и «Фоторобот», и/у «Я зову тебя, ау!», и/п «Капелька улыбается и грустит»; изготовлены подиумы для индивидуальных выставок творческих работ детей. Появилась традиция оформлять персональные выставки творческих работ детей. 2. — «Чувства, желания, взгляды» -направлен на то, чтобы научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей. Для этого оформила пособие «Светофор эмоций», где дети в течение дня могут отмечать свое настроение, если заметила изменения, то уточняю причины перемены в настроении ребенка. Очень актуален театральный уголок, там дети могут перевоплотиться, в разных героев, используя атрибуты, маски, костюмы для ряженья. Дети испытывают положительные и отрицательные эмоции в игре, тем самым они раскрепощаются, снимают эмоциональное напряжение. Д/и, по эмоциям, помогают распознавать эмоциональное состояние других детей. При помощи эмоциональных тренингов, дети могут выплеснуть негативные эмоции, где разрешается покричать, порычать, потопать. Провожу тренинги для родителей «В мире детских эмоций». 3 раздел- «Социальные навыки» — направлен на обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого в группе организованы центры сюжетно-ролевых игр. Играя в сюжетно ролевые игры, дети могут «примерить» на себя любую социальную роль, формируя коммуникативные навыки. В игровых уголках имеется игровой и дидактический материал в достаточном количестве. Родители оказывают помощь в организации игрового пространства: изготовлены пособия и атрибуты, шьют костюмы, готовят декорации, помогают в организации игрового пространства на прогулке. С целью вовлечения родителей в воспитательный процесс использую рубрику «Наши будни», где родители узнают о жизни детей в детском саду. Родители принимают активное участие в жизни группы, проявляя заинтересованность, тем самым показывая положительный пример своим детям. Реализовывая программу, дети освоили правила пользования книгой, игры в уголках, сохранение дружеских отношений, умение примеряться друг с другом и помогать в этом другим детям. Мне как педагогу удалось создать эмоционально-положительный климат в группе. Столетова Наталья Анатольевна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ № 36 г. Канска Красноярского края
|