Сценарий практикума «Обучаемся через игру» |
Педагогика | |||
Автор: Василенко Наталья Евгеньевна Минжулова Светлана Анатольевна | |||
10.06.2025 21:27 | |||
Авторы: специалисты Консультативной службы ранней помощи МАДОУ детский сад комбинированного вида №8 МО г. Новороссийск
Участники: учитель-логопед, учитель-дефектолог, родители Оборудование: интерактивная доска, презентация, мягкие модули, дидактических материалов (куклы, игрушечные собачки, ведра, кубики, элементы костюмирования (очки, шляпки, клоунские носы), разрезные картинки). Средства: демонстрация игровых приемов и упражнений, беседа. Предварительная работа: разработан сценарий практикума, продуманы вопросы, игры для родителей, организовано игровое пространство.
Цель – просвещение, обучение родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ОВЗ, практическим приемам стимуляции познавательной активности и коммуникативных навыков через формирование целенаправленной деятельности. Задачи:
Содержание: 1. Вводная часть (Беседа специалистов с родителями. Просвещение по вопросам мотивации к обучению) Многие родители обращаются за помощью к специалистам, говоря о том, что у детей снижена мотивация к обучению, дети не стремятся к получению результата, возникают проблемы в целенаправленной деятельности, коммуникации. Эти проблемы трудно исправить, легче предупредить и уже с раннего возраста необходимо правильно выстраивать взаимодействие взрослого с ребенком с учетом компонентов целенаправленной деятельности (см. схему) 2. Практическая часть (Специалисты продолжают объяснения с опорой на слайд (см. рис. 1)) Рисунок 1. Компоненты целенаправленной деятельности 2. 1. Мотивация. - Как вы думаете, что такое мотивация? - С помощью каких средств и приемов можно сформировать мотивацию? - Мы предлагаем поиграть в игры, которые помогают малышам получать удовольствие от игры с мамой и послужат основой для мотивации к последующей деятельности, так как мотивация формируется через взаимодействие и общение со взрослым. Ребенок получает удовольствие, реагирует на совместную игру улыбкой, движением тела, жестом. Игры: «Самолетики» — мамы держат детей на вытянутых руках и кружатся с ними. «Бревнышко» — мама лежит на спине, обнимая лежащего на ней ребенка, удерживая его в таком положении, перекатывается с ним по дорожке. «По кочкам» — мама сидит на полу, ноги вперед, ребенок на бедрах у мамы. «По кочкам, по кочкам, по золотым лужочкам мама ритмично Ехали мы ехали – 2-3 р покачивает ребенка на ногах В ямку бух ребенок «падает в ямку» Из ямки уххх» мама обнимает ребенка. «Паровозики» — сидя, ноги вперед, ребенок сидит у мамы между ног, лицом вперед. Вместе передвигаются вперед, а потом назад. 2. 2. Целеполагание. - Зрительный контакт — неотьемлемая часть целенаправленной деятельности. Через зрительный контакт формируется и закрепляется «диалог», очередность, подражание взрослому. - Как можно привлечь внимание ребенка к лицу взрослого? - Давайте поиграем! Выберите из предложенных элементов костюмирования то, что вам понравится, наденьте на себя и посмотрите друг на друга. Взрослые наряжаются в предложенные аксессуары, обыгрываем. - Вам хочется повнимательнее рассмотреть лицо? - Вы улыбнулись? - Внимание к лицу вы привлекли, теперь важно, чтобы малыш вас услышал, понял и выполнил просьбу. - У нас есть две «мамы» и два «ребенка». Задача «мамы» – дать ребенку инструкцию так, чтобы он ее выполнил. Задача «ребенка» — «не слышать» и отвлекаться. Выполнение задания «мамами» и «детьми». - Как чувствовали себя «мамы», когда ребенок убегал, отказывался от выполнения задания? - Как чувствовали себя «дети», если они не могут или не хотят (по разным причинам) выполнить инструкцию? - Давайте подведем итог! Какая должна быть инструкция? Она должна быть короткая, четкая, в повелительном наклонении ( «Возьми», «Покажи»), обязательно доведена до конца. 2. 3. Содержательный компонент - Как ребенок будет выполнять инструкцию, важна роль взрослого и мера его помощи (что ребенок может сделать сам, что с небольшой помощью взрослого, с чем без помощи взрослого не справится). Предлагаем задание — собрать картинки «Разрезные квадраты». По ходу выполнения задания идет комментарий специалиста о том, как заинтересовать и организовать ребенка. Ответы на вопросы родителей по содержанию. 2. 4. Подведение итога. Отмечаем, какой получили результат, что узнали. 2. 5. Похвала. - Как можно похвалить ребенка? Искренне, эмоционально! 3. Заключительная часть. Рефлексия. - С какими эмоциями вы завершаете встречу? - Как вы себя чувствуете? - Что «возьмете» с собой?
|