Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Леворукий ребенок в праворуком мире
Педагогика
Автор: Рущицькая Надежда Сергеевна   
06.05.2025 07:12

Леворукий ребенок в праворуком миреЛеворукий ребенок в праворуком мире

Человечество издревле праворукое, но всегда в любом обществе находились люди с ведущей левой рукой. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, определяющая помимо ведущей руки ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Среднее число леворуких детей среди дошкольников и младших школьников составляют от 10 до 14%.

Предпочтение той или иной руки связано с асимметричной работой двух полушарий мозга. Правой половиной человеческого тела в основном управляет левое полушарие головного мозга, левой половиной – правое. Это происходит вследствие перекрещивания путей, связывающих мозг и мускулатуру рук, ног и других органов. Одно из полушарий, как правило, является доминирующим. Таким образом, у правшей главенствует левая часть мозга, у левшей – правая. Кроме того, есть люди, у которых полушария функционируют равнозначно, их называют амбидекстрами. Амбидекстры одинаково хорошо владеют обеими руками.

 

Левшество бывает генетическое (если один или оба родителя — левши), патологическое (правое полушарие берет на себя ведущую роль поврежденного во время беременности или тяжелых родов левого) и вынужденное (после серьезной травмы правой руки).

Как для родителей, так и для педагогов очень важно как можно раньше определить (и не ошибиться!), какая рука у ребенка ведущая, ведь с 2 до 4-5 лет руки у ребенка практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть движений совершается обеими руками. Необходимость определения ведущей руки остро встает в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, кисточку, учится писать, вырезать и очень важно, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, поскольку переучивание может негативно отразиться на развитии и психике ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья (замедление роста, нарушение сна и аппетита, страхи, невроз, «писчий спазм», энурез, заикание) и адаптационным трудностям в школьном обучении.

Существует множество способов определения ведущей руки, из которых наиболее популярны следующие:

  1. «Пальцы в замок» — переплетение пальцев рук. У левшей сверху ложится большой палец левой руки, у правшей – правой.
  2. «Поза Наполеона» — скрещивание согнутых рук перед грудью. У левшей сверху размещается кисть левой руки, а правая рука – под левым предплечьем. У правшей – наоборот.
  3. «Апплодирование» — хлопки в ладоши. У левшей левая рука находится сверху и ударяет по правой, а у правшей активнее правая рука.

Наиболее информативным является серия из 20 проб, когда определяется какой рукой ребенок ест, рисует, держит чашку, чистит зубы, нанизывает бусины и т.д. Если ребенок выполняет левой рукой 15 и более проб, то у него выраженная леворукость, от 11 до 15 – слабая леворукость, 10 левой и 10 правой – амбидекстрия.

В обыденной жизни «левшам» приходится труднее, чем «правшам», ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены под правую руку. Следовательно, леворукий ребенок вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в мире праворуких людей.

Особенности левшей. Левши имеют более высокие, чем правши, творческие способности и лучшие адаптационные возможности. Обычно это художественно, музыкально одаренные и очень эмоциональные дети. Многие из выдающихся дарований были «левшами», например, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикасо, композиторы Карл Бах, Бетховен, великие полководцы Александр Македонский, Наполеон, Юлий Цезарь, а также многие писатели (Лесков, Даль), ученые (Энштейн), президенты (Дж. Буш, Бил Клинтон).

Однако у левшей более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий. Леворукие дети испытывают особые трудности в школе при овладении навыками письма, чтения и счета. Причиной данных трудностей кроется внарушении развития у них зрительно-моторных координаций. Очень часто у леворуких детей отмечается:

  • несформированность зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • медленный темп чтения и письма;
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • стойкие затруднения при определении "лево", "право", иногда — "выше", "ниже", при запоминании направления хода часовых стрелок.

Особенно трудно леворуким детям дается обучение письму. Как ни странно, но именно с индивидуальными особенностями асиммертии мозга связывается то, как ребенок держит карандаш или ручку при письме. Считается, что если центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой, то нормальным для него будет письмо «крюком», т.е. когда тупой конец карандаша направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя». Бывает, что положение карандаша как бы промежуточное, когда конец карандаша смотрит в бок, параллельно строчке. Это, по мнению специалистов, указывает на недостаточную несформированность нервных путей между полушариями мозга, и с возрастом ребенок повернет карандаш и начнет писать либо обычно, либо «крюком».

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые можно облегчить жизнь таким детям:

1. Рабочее место левши должно быть организовано особым образом:

  • Сидеть леворукий ребенок за левой половиной стола, чтобы не сталкиваться при письме локтями с соседом. Парта должна находиться в крайнем правом ряду, чтобы доска оказалась слева от ребенка.
  • Свет от окна или лампы должен падать с правой стороны.
  • Тетрадь должна быть расположена так, чтобы правый нижний угол тетради направлен к середине груди. Левую сторону листа стоит промаркировать карандашом для лучшего ориентирования в плоскости листа.
  • Руки леворуких детей должны лежать во время письма так, чтобы локоть левой немного выступал за край стола, а сама рука свободно двигалась по столу, правая рука должна придерживать лист. Кисть левой руки должна находится над строкой. Этот способ хорош при списывании с образца и ведет к уменьшению количества ошибок, поскольку позволяет ребенку в процессе работы контролировать себя.

2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо, либо с наклоном влево. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

3. Для удобства необходимо обеспечить леворуких детей специальными предметами канцелярии:

  • ручкой с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и быстросохнущими чернилами — чтобы не стирать написанное рукавом;
  • линейкой, цифры на которой нанесены в обратном порядке;
  • ножницами, у которых лезвие расположено с другой стороны: чтобы была видна линия разреза;
  • точилкой с резьбой против часовой стрелки: человек, работающий правой рукой, затачивает карандаш по часовой стрелке, левше удобнее делать это с точностью наоборот;
  • специальными прописями без косых линеек.

Окружающим леворукого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что Вы считаете «леворукость» даже преимуществом.

Несколько советов, как нужно вести себя с леворуким ребенком:

  • учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, будьте очень чуткими и доброжелательными с ним
  • создайте благоприятный климат для него в семье, в саду, в школе
  • не воюйте с ним из-за частого упрямства, постарайтесь завуалировать его выходки какой-нибудь игрой
  • примите как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в «правшу», объясняя, что «леворуких» людей очень много
  • хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар, но не стремитесь сделать из него вундеркинда
  • не предъявляйте завышенные требования к нему и не противопоставляйте другим детям
  •  примите и любите его таким, какой он есть.

Каждый ребенок индивидуален, неповторим, и эту индивидуальность нужно уважать, тем более, что она основана на законах природы, законах работы мозга.

Итак, для обучения, воспитанияи развития способностей леворукого ребенка необходимо создать наиболее комфортные условия, а не подавлять его природную особенность. Не загоняйте леворукого ребенка в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 16 (378) выйдет
8 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год