Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация развивающей предметно – пространственной среды в детском саду.
Педагогика
Автор: Фейсханова Сабина Ринатовна   
29.12.2024 16:24

Организация развивающей предметно – пространственной среды в детском саду.Организация развивающей предметно – пространственной среды в детском саду.

Существует мнение, что дошкольное образование является первым звеном в непрерывной системе образования человека. На качество дошкольного образования и образовательных услуг влияют многие факторы, в том числе и рациональное, отвечающее возрастным особенностям детей наполнение предметно-развивающей среды детского сада.

В основе развития предметно-пространственной среды лежит естественная комфортная обстановка, которая рационально организована в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Она является комплексом эстетических, психологических и педагогических условий, которые необходимы для осуществления педагогического процесса.

Подобная среда способствует тому, что ребенок-дошкольник активно включается в познавательно-творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, интеллектуальные и художественные способности, навыки общения и формируется личность.

Различные виды деятельности ребенка-дошкольника могут быть организованы в предметной среде детства, которая является основой для его самостоятельного развития.

 

Прежде всего, актуальность педагогической среды связана с необходимостью удовлетворения потребностей ребенка в соответствии с его возрастом и развитием. Кроме того, обогащенная предметная среда предоставляет ребенку возможность проявить свою пытливость и любознательность, позволяет ему исследовать окружающий мир без принуждения и стимулирует к творческому осмыслению полученных знаний.

Необходимо также учитывать, что организация и размеры данного пространства должны соответствовать особенностям развития ребенка. Развивающая среда, специально созданная для детей, целью которой является максимальное обеспечение возможностей для активной и разнообразной деятельности, эффективно поддерживает индивидуальность и общее развитие дошкольника, а также организует его повседневную жизнь. Воспитатель, ставящий своей целью помочь ребенку осознать и развить свои органические способности, должен выполнить следующие задачи:

  1. Создание и наполнение предметно-развивающей среды содержательным материалом.
  2. Обеспечение эффективного использования предметно-развивающей среды.

Пространство в детском саду, созданное специально для детей, должно оказывать положительное воздействие на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

  • Привлекательный внешний вид.
  • Естественность и естественный фон, отражающий жизнь ребенка.
  • Устранение утомляемости.
  • Положительное влияние на эмоциональное состояние.
  • Содействие индивидуальному освоению окружающего мира ребенком.
  • Создание возможности для самостоятельной деятельности дошкольника.

В данной среде развивающее обучение осуществляется через модель

взаимодействия между воспитателем и ребенком, ориентированную на

развитие личности. Главное правило – всегда быть рядом с детьми!

Если среда организована неправильно, она не способствует появлению новых

впечатлений и не создает условий для развития воображения, фантазии и

желания играть. В ней отсутствует элемент неожиданности: все знакомо с

первого дня и остается неизменным. Такая среда вызывает внутреннее

напряжение и ощущение постоянного присутствия большого количества

детей, не отвечая основным детским потребностям.

Показатели, по которым можно оценить развивающую среду, включают:

  • положительное эмоциональное состояние ребенка в группе
  • отсутствие конфликтов между детьми
  • наличие продуктов детской деятельности
  • динамичность развития ребенка
  • низкий уровень шума.

При создании предметно-пространственной развивающей среды в группе мы

придерживаемся следующих требований:

  • Гигиенические – обеспечение безопасности и комфорта пребывания детей в группе для создания положительного эмоционального состояния и личностного развития ребенка.
  • Психолого-педагогические – учет гендерного подхода; приоритетное внимание к интересам, склонностям, способностям; уровни развития детей и возрастные особенности; соответствие реализуемой программы и педагогических технологий.
  • Эстетические – использование детских работ для оформления интерьера в группе.

Характеристики предметно-развивающей среды в группе включают:

  • Завершенность и безопасность обстановки, достигаемые за счет схожести интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это помогает снять стрессовое воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

Предлагая разнообразный опыт». Мебель в местах общего пользования следует выбирать таким образом, чтобы подчеркивать разнообразие цветов, форм, материалов и гармонию окружающей среды, на которую влияют природные отходы и предметы домашнего обихода. Для обеспечения самостоятельной деятельности отдельных детей пространство насыщается разнообразными материалами, дающими им опыт общественной деятельности. Содействие исследованиям и обучению через возможности.

Познавая предмет, дошкольник строит эксперименты с детьми. В комнате будут присутствовать только те материалы, которые интересны детям и

которые могут способствовать их развитию, поскольку они предназначены для функционирования этого предмета. Для создания условий для развития

предметов в группе использовались следующие принципы: Уважение к потребностям ребенка является основополагающим принципом. Основные

потребности ребенка дошкольного возраста включают движение, коммуникативные навыки и познавательные способности. Создается

упорядоченная среда, позволяющая ребенку выбирать, с кем, как и где он будет играть». В зависимости от возраста детей подбираются группы по

оснащению и материалам. Концепция гибкого зонирования». Детям должно быть предоставлено такое пространство в группе, которое позволит им

заниматься различными видами деятельности, например двигательными, музыкальными или познавательными играми, не мешая при этом друг другу.

Для этого я использовал ряд пространственных индикаторов, таких как ширмы, вывески, стенды с цветами, передвижные перегородки и многое

другое. Это принцип прислушиваться к тому, что говорят дети. Среда развития группы комфортна, привлекательна, содержательна, оборудование

продумано, учитываются склонности и способности ребенка. Обсудите с ребенком, чем он или она любит заниматься, и принесите игрушки и другие

вещи, которые сделают его счастливым и веселым. Понятие перспективной личности. Наш выбор материалов был основан на возрастной группе наших

целевых детей.

Модель устойчивости-динамизма. Еще будучи ребенком, он, остающийся верным себе, продолжает меняться. Конечно, его окружение не может быть

застойным и требует корректировок». Среда разработки еще не готова, и текущая ситуация не будет стимулировать ее до следующего дня, что впоследствии будет препятствовать прогрессу». Изменения в дизайне среды были направлены на достижение этой цели. Важно отметить, что ребенок не остается в одной и той же среде, а развивается в ней, постоянно меняясь и развиваясь каждую минуту. Принцип дистанции, локации при взаимодействии. Чтобы установить личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, необходимо в первую очередь инициировать с ними контакт. «Глаза в глаза» — это пространственный принцип, управляющий интимными, доверительными разговорами между взрослыми и детьми. Принцип участия детей, самоуправления, воображения.

1. Для развития познавательной деятельности детей необходимо иметь независимые от окружающей среды стимулы, позволяющие им познавать познавательные способности, развивать понимание природы и других существ, а также познакомьтесь с музыкой, движением, цветами, пантомимой или поэзией.

Понятие личного эмоционального благополучия и комфорта как ребенка, так и взрослого. Вещь, привлекательная, забавная или интригующая окружающих, яркая, выразительная, стимулирующая и легко узнаваемая. Его завораживает память ребенка». Крайне важно, чтобы график дошкольника был интересным во время его пребывания с детьми. Философия открытого дизайна. Развивающаяся предметная среда должна претерпевать изменения и развиваться, а значит, она должна не только развиваться, но и эволюционировать. Есть. Открытость к культуре проявляется через знакомство с изобразительным искусством, предметами декоративно- прикладного искусства, фольклором, национальной и региональной культурой, воспитание патриотизма и гордости за родные места, а также идеи малой Родины.

Создавая свой собственный внутренний мир и делясь им с другими, можно воспитать толерантную личность, которая воспитывает эту черту. Принцип устранения гендерных и возрастных различий у детей». Мальчики и девочки демонстрируют явные различия в глазах, ушах, манере речи и эмоциях. Как

эти различия влияют друг на друга. Приобретать обязаны как девочки, так и мальчики. Прогресс и исследование посредством инновационных практик.

Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, а также способность подойти к каждому центру со свободной точки зрения способствуют

эмоциональному и интеллектуальному росту как мальчиков, так и девочек.

Создание развивающей предметной пространственной среды с учетом психологических особенностей детей 5 и 6 лет. Идеальная пространственная

среда для каждого дошкольного субъекта определяется: Учебная программа в раннем детстве. Нормативные документы должны соответствовать

определенным критериям. Решающее значение имеют как материальные, так и архитектурные пространственные условия, включая их наличие, площадь

помещения и конструктивные особенности. Детские предпочтения, субкультура и уровень развития. Общие рекомендации по построению

пространственной среды деятельности включают гибкое зонирование, статичность, смешение знакомых и незнакомых элементов, личный комфорт

и эмоциональное благополучие детей и взрослых, инновационное образовательное содержание, учитывающее гендерные и возрастные

различия, учет интересов ребенка. и потребности взрослых. Шестилетний возраст имеет решающее значение для детского организма, поскольку

знаменует собой начало интенсивного роста и развития. Основные движения детей претерпевают качественные изменения, которые весьма заметны.

Существенное значение имеют установление разумного режима передвижения, создание условий для организации различных подвижных

игр, игровых заданий, музыкально-ритмических занятий. Почему. Использование эмоций в двигательных навыках является источником

психологического комфорта для детей, отличающихся высоким уровнем возбуждения. Это может улучшить их физическое развитие.

Первым шагом в проектировании детского сада является определение расположения центров в группе. При этом необходимо учесть взаимосвязь и

взаимодополняемость различных видов деятельности. Обычно создают несколько центров: центр игры, центр искусства и творчества, центр

грамотности, включающий книжный уголок и игры для развития речи и подготовки к чтению и письму, центр науки (познания), где располагается

уголок природы и место для детских экспериментов с соответствующим оборудованием, центр строительных игр, центр математики (игротека) и

физкультурно-оздоровительный центр. В зависимости от возраста детей и программы обучения, также организуют центры кулинарии и ручного труда,

манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели центров могут различаться в зависимости от возможностей детей

дошкольного возраста и требований образовательных программ. Важно, чтобы эти центры создавались с учетом интеграции содержания и видов

деятельности. Желательно предусмотреть возможность изменения расположения мебели в центрах с помощью раздвижных перегородок,

переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера и пространствообразующих материалов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год