Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы. |
Педагогика | |||
Автор: Силантьева Наталья Сергеевна | |||
29.12.2024 16:11 | |||
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы. Воспитатель: Силантьева Наталья Сергеевна, МАДОУ№48 Аннотация: В статье представлена технология «Детский совет», которая позволяет сорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел, поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям, создает условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых в образовательном процессе. Ключевые слова: технология «Детский совет», детская инициатива, совместная деятельность, оценка своих успехов. С введением ФОБ ДО проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается одной из наиболее актуальных. Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, раскрывать в себе способность к принятию и воплощению различных замыслов, ведь ему свойственно быть любопытным, любознательным, интересующимся всем, что происходит вокруг него. Поиск и исследование — детские потребности. Дети обладают большим потенциалом, чем это предполагают взрослые. А чтобы извлечь из этого пользу, необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети, при соответствующей поддержке, смогли осознанно и целенаправленно прийти к новым знаниям, принимать участие в определении деятельности в течении дня, стали постоянными исследователями, приобретали умения и навыки, которые помогут им рассказать о том, что им нравится или не нравится, дать оценку своим идеям, делам и действия и эти навыки им пригодятся на протяжении всей жизни. Организовать, собрать всех в единое целое, дать свободу выбора в разных видах деятельности, заинтересовать детей – вот цель моей работы.
Пересмотрев многие инновационные технологии, меня заинтересовала технология «Детский совет», которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, что позволяет детям быть инициаторами и активными участниками образовательного процесса. Цель данной технологии — создание условий для межличностного и познавательно — делового общения детей и взрослых, в эмоциональной, доброжелательной обстановке. Технологию «Детский совет» можно использовать как элемент режимного момента, так как они занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду, и провести форме утреннего и вечернего круга. Это часть ежедневного распорядка дня, проводимая в определенное время, когда дети и взрослые могут обсуждать новое образовательное событие, обмениваться информацией о «мировых» и «научных» проблемах (развивающий диалог), планировать индивидуальную и совместную деятельность, что даст больше возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей и саморегуляции детей Создание эмоционального настроя на весь день-“задать тон”. День будет интересным и т.д. Задачи «Детского совета»:
«Детский совет» — это технология, которая дает возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, предполагает активное участие в обсуждении проблем и принятия решений, быть активными в выборе содержания своей деятельности, что позволяет на практике реализовать основные принципы ФГОС ДО. Каждый ребенок может учиться участию, а участвуя, он становится значимым, когда выражает свое мнение по поводу происходящего, делится своими планами о том, что придумал сам, и это оказалось интересным и важным для других. Четкой и закрепленной структуры «Детского совета» нет, но есть некоторые смысловые части, которые целесообразно использовать и можно варьировать. 1. Структура моего «детского совета» (утреннего и вечернего круга) такова: Ритуал. Введение ритуала позволяет детям организованно собраться на совместную деятельность. Сигнал для сбора может быть разным: звон колокольчика, музыкальное сопровождение, речёвка и др. Дети охотно реагируют на такие сигналы. 2. Организация «Детского совета» (беседы на свободную тему, обмен новостями). Дети вместе с взрослым в течение всего утреннего круга сидят на именных подушках, ленточках – лучиках общего солнышка, на стульчиках, что способствует открытости детей, вниманию друг друга, дает чувство взаимопомощи, коллективизма. Утренний круг дает детям возможность высказать свои эмоции, чувства, обменяться информацией. Эта часть самая насыщенная, поэтому взрослому важно внимательно выслушивать, понимать информационный посыл детей и правильно на него реагировать. В выборе информации дети свободны, поэтому разговор становиться открытым и искренним, что стимулирует детей на проявлении инициативы, самостоятельности в предложенном виде деятельности. Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом. Технология «Детский совет» дает детям возможность учесть их интересы, но, чтобы их учесть их нужно озвучить, а еще лучше записать или зафиксировать: рисунками, символами, схемами и ответы распределить по центрам активности. В этом случае, технология «Детский совет», имеет цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, выборе действий, что позволяет самореализовываться всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным). 4. Выявление инициативы и образовательных запросов детей. Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать? Согласно такой организованной деятельности в центрах активности детям предоставляется возможность выбора, то, что ребенок делал сегодня по инициативе других детей и совместно с взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно или проявить инициативу к другим детям. Задача взрослого, с одной стороны нужно идти за детьми, чтобы реализовать их интересы, а с другой стороны, нужно организовать деятельность так, чтобы дети проявили инициативу и продвигались в развитии. Использование технологии «Детский совет» позволяет провести вечерний круг: обсуждение с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, желание детей поделится своими достижениями, научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Таким образом, технология «Детский совет» — это один из способов развития детского общения и проявления детской инициативы к разным видам деятельности, что дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, осуществить образовательную деятельность в соответствии с ФОБ ДО и гарантирует достижения дошкольника мотивационных образовательных результатов. Роль педагога создать условия для проявления детьми инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности, способствовать проявлению активной жизненной позиции, умению творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Список литературы
|