Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы взаимодействия с родителями в ходе реализации ФОП ДО (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Решетникова Ольга Владимировна   
31.12.2024 15:37

Формы взаимодействия с родителями в ходе реализации ФОП ДО (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями в ходе реализации ФОП ДО (из опыта работы)

Решетникова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 с. Алексеевка Корочанского района Белгородской области»

Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта и формирование личностных качеств ребенка.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, который определяет основные принципы и цели дошкольного образования. В рамках этой программы, взаимодействие с семьями воспитанников становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.

 

Согласно ФОП ДО взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи строится на основе сотрудничества педагогов и родителей, т.е. предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи.

Поэтому важным аспектом моей работы с родителями в рамках реализации ФОП ДО стало понимание того, что семья – это сложная, динамичная система, которая подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. При работе с семьями воспитанников мы постарались учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания.

При таком сотрудничестве родители начинают осознать, что они вместе, рядом с воспитателями делают одно дело: воспитывают своих детей. Поэтому для работы с родителями в рамках реализации ФОП ДО мы выбрали такие формы взаимодействия с родителями, которые предполагают практическое сотрудничество и устанавливают личные контакты между всеми субъектами взаимодействия.

Все формы взаимодействия с родителями подразделялись на:

  • коллективные (массовые);
  • индивидуальные;
  • наглядно-информационные.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия, сначала надо их хорошо узнать. Поэтому свою работу мы начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В этом нам помогали анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и проведение общегрупповых родительских собраний.

По результатам анкетирования и индивидуальных бесед был составлен социальный паспорт группы. Как и следовало ожидать, семьи, с которыми мы работаем в нашем учреждении, различаются как взглядами на воспитание своих детей, так и своими стремлениями в жизни.

Индивидуальные беседы с родителями проводили ежедневно по мере возможности утром и вечером. В личных беседах с родителями мы обсуждали их вопросы и опасения, касающиеся развития их детей, обсуждали какие сложности в воспитании и развитии детей требуют внимания, и чем мы можем помочь каждому из детей.

Родительские собрания имели просветительский характер по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы и календарном планировании образовательного процесса; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми. На родительском собрании в форме заседания творческих групп, также был составлен план взаимодействия с родителями, определены темы мероприятий, формы реализации и даты проведения в соответствии с календарным планом воспитательной работы.

Также важной составляющей формой работы в современных условиях является взаимодействие с помощью социальных сетей. Данная форма позволяет оперативно обмениваться важной информацией, напоминать родителям о предстоящих мероприятиях (праздники, досуги, родительские собрания); общаться с родителями воспитанников в форме вопрос-ответ.

Для того чтобы взаимодействие стало настоящим образовательным партнерством, родителям необходимо предоставить возможность участвовать в жизни детского сада. Организованная совместная творческая деятельность детей и их родителей, предполагает совместное участие в творческих конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях, музыкальных праздниках, которые способствуют появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и их родителями.

В нашей группе стало традицией совместное изготовление осенних поделок из природного материала и новогодних творческих поделок. Также родители совместно с детьми принимают участие в оформлении группы к новогоднему празднику по зимней сказке и украшении окон в соответствии с сезонными изменениями и традиционными праздниками.

Родители нашей группы стали активными участниками музыкальных и спортивных праздников в соответствии с календарным планом воспитательной работы детского сада. Они вместе с детьми активно готовятся к их проведению: готовят костюмы, стихи, разучивают диалоги к сценкам. А потом родители с умилением и радостью в сердце наблюдают как их родной ребенок танцует или поёт.

Ещё одна форма взаимодействия с семьями воспитанников – это выставки семейных фотографий. Совместно с родителями были подготовлены фотоколлажи «Моё весёлое лето», «Папа может..», «Моя мама самая-самая...», «Новогодние ёлки из детства наших мам и пап» и др. Также родители приняли активное участие в фоточелленжде ко дню семьи, любви и верности.

Одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, участие в проведении социальных акций. Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса. Семьи наших воспитанников стали активными участниками акций по сбору пластиковых зубных щёток «Щетка, сдавайся», корпусов от испорченных фломастеров, «Сдай макулатуру — спаси дерево», также приняли участие в социальных акциях «Георгиевская ленточка», «Семьей у вечного огня» и «Везу детей безопасно».

Очень важным является привлечение к взаимодействию с детьми отцов, которые в силу социального положения меньше уделяют внимания своим детям, чем мамы. Наши папы изготовили чудесные кормушки для акции «Покормите птиц зимой». Также мы привлекаем наших пап к благоустройству игровой площадки. Семьями наших воспитанников была оборудована зона малой подвижности в виде настенных бизибордов для сенсорного развития детей.

В своей работе мы также применяли такую форму взаимодействия с родителями как консультации. Консультационная деятельность планировалась на основании результатов анкетирования и наблюдения. Консультации носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Тематика консультаций была различной, в зависимости от потребностей детей и их родителей, и возникающих проблемных ситуаций. Консультирование было нацелено на помощь в развитии психических процессов, привития гигиенических навыков, ускорение процесса адаптации, информирование по технике безопасности и др.

Отдельный вид консультирования — это стендовая информация, которая также активно применяется в нашей работе с семьями воспитанников. Мы старались подобрать интересные, яркие и лаконичные материалы, которые смогут заинтересовать и просветить родительскую аудиторию по соответствующей тематике (сведения о группе, материалы по безопасности, тематические папки -раскладушки).

Очень важным моментом при взаимодействии с родителями является оценка совместной деятельности детей и их родителей с помощью грамот и благодарностей за участие в жизни группы и сада, что способствует повышению самооценки и развивает активной жизненной позиции.

Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год