Формы взаимодействия с родителями в ходе реализации ФОП ДО (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Решетникова Ольга Владимировна | |||
31.12.2024 15:37 | |||
Формы взаимодействия с родителями в ходе реализации ФОП ДО (из опыта работы) Решетникова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 с. Алексеевка Корочанского района Белгородской области» Семья и дошкольная образовательная организация – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта и формирование личностных качеств ребенка. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, который определяет основные принципы и цели дошкольного образования. В рамках этой программы, взаимодействие с семьями воспитанников становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей.
Согласно ФОП ДО взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи строится на основе сотрудничества педагогов и родителей, т.е. предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Поэтому важным аспектом моей работы с родителями в рамках реализации ФОП ДО стало понимание того, что семья – это сложная, динамичная система, которая подвержена изменениям со временем, и каждая семья имеет свои уникальные особенности. При работе с семьями воспитанников мы постарались учесть этот контекст и работать с родителями, учитывая их собственные потребности, ценности и ожидания. При таком сотрудничестве родители начинают осознать, что они вместе, рядом с воспитателями делают одно дело: воспитывают своих детей. Поэтому для работы с родителями в рамках реализации ФОП ДО мы выбрали такие формы взаимодействия с родителями, которые предполагают практическое сотрудничество и устанавливают личные контакты между всеми субъектами взаимодействия. Все формы взаимодействия с родителями подразделялись на:
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Для того чтобы спланировать работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия, сначала надо их хорошо узнать. Поэтому свою работу мы начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В этом нам помогали анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и проведение общегрупповых родительских собраний. По результатам анкетирования и индивидуальных бесед был составлен социальный паспорт группы. Как и следовало ожидать, семьи, с которыми мы работаем в нашем учреждении, различаются как взглядами на воспитание своих детей, так и своими стремлениями в жизни. Индивидуальные беседы с родителями проводили ежедневно по мере возможности утром и вечером. В личных беседах с родителями мы обсуждали их вопросы и опасения, касающиеся развития их детей, обсуждали какие сложности в воспитании и развитии детей требуют внимания, и чем мы можем помочь каждому из детей. Родительские собрания имели просветительский характер по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы и календарном планировании образовательного процесса; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми. На родительском собрании в форме заседания творческих групп, также был составлен план взаимодействия с родителями, определены темы мероприятий, формы реализации и даты проведения в соответствии с календарным планом воспитательной работы. Также важной составляющей формой работы в современных условиях является взаимодействие с помощью социальных сетей. Данная форма позволяет оперативно обмениваться важной информацией, напоминать родителям о предстоящих мероприятиях (праздники, досуги, родительские собрания); общаться с родителями воспитанников в форме вопрос-ответ. Для того чтобы взаимодействие стало настоящим образовательным партнерством, родителям необходимо предоставить возможность участвовать в жизни детского сада. Организованная совместная творческая деятельность детей и их родителей, предполагает совместное участие в творческих конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях, музыкальных праздниках, которые способствуют появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и их родителями. В нашей группе стало традицией совместное изготовление осенних поделок из природного материала и новогодних творческих поделок. Также родители совместно с детьми принимают участие в оформлении группы к новогоднему празднику по зимней сказке и украшении окон в соответствии с сезонными изменениями и традиционными праздниками. Родители нашей группы стали активными участниками музыкальных и спортивных праздников в соответствии с календарным планом воспитательной работы детского сада. Они вместе с детьми активно готовятся к их проведению: готовят костюмы, стихи, разучивают диалоги к сценкам. А потом родители с умилением и радостью в сердце наблюдают как их родной ребенок танцует или поёт. Ещё одна форма взаимодействия с семьями воспитанников – это выставки семейных фотографий. Совместно с родителями были подготовлены фотоколлажи «Моё весёлое лето», «Папа может..», «Моя мама самая-самая...», «Новогодние ёлки из детства наших мам и пап» и др. Также родители приняли активное участие в фоточелленжде ко дню семьи, любви и верности. Одним из направлений образовательной работы детского сада является вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, участие в проведении социальных акций. Особая ценность акций заключается в том, что, участвуя в них, ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, становясь полноценным участником образовательного процесса. Семьи наших воспитанников стали активными участниками акций по сбору пластиковых зубных щёток «Щетка, сдавайся», корпусов от испорченных фломастеров, «Сдай макулатуру — спаси дерево», также приняли участие в социальных акциях «Георгиевская ленточка», «Семьей у вечного огня» и «Везу детей безопасно». Очень важным является привлечение к взаимодействию с детьми отцов, которые в силу социального положения меньше уделяют внимания своим детям, чем мамы. Наши папы изготовили чудесные кормушки для акции «Покормите птиц зимой». Также мы привлекаем наших пап к благоустройству игровой площадки. Семьями наших воспитанников была оборудована зона малой подвижности в виде настенных бизибордов для сенсорного развития детей. В своей работе мы также применяли такую форму взаимодействия с родителями как консультации. Консультационная деятельность планировалась на основании результатов анкетирования и наблюдения. Консультации носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Тематика консультаций была различной, в зависимости от потребностей детей и их родителей, и возникающих проблемных ситуаций. Консультирование было нацелено на помощь в развитии психических процессов, привития гигиенических навыков, ускорение процесса адаптации, информирование по технике безопасности и др. Отдельный вид консультирования — это стендовая информация, которая также активно применяется в нашей работе с семьями воспитанников. Мы старались подобрать интересные, яркие и лаконичные материалы, которые смогут заинтересовать и просветить родительскую аудиторию по соответствующей тематике (сведения о группе, материалы по безопасности, тематические папки -раскладушки). Очень важным моментом при взаимодействии с родителями является оценка совместной деятельности детей и их родителей с помощью грамот и благодарностей за участие в жизни группы и сада, что способствует повышению самооценки и развивает активной жизненной позиции. Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.
|