Условия проектирования образовательной среды в качестве третьего воспитателя в дошкольном образовании |
Педагогика | |||
Автор: Акимова Анна Михайловна | |||
23.11.2024 21:11 | |||
Условия проектирования образовательной среды в качестве третьего воспитателя в дошкольном образовании Аннотация. В данной статье раскрываются основные подходы к проектированию образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении в качестве третьего воспитателя, определены основные требования к развивающей образовательной среде. Ключевые слова: проектирование, образовательная среда, дошкольное образовательное учреждение, образование и воспитание, третий воспитатель. Conditions for designing the educational environment as a third educator in preschool education Annotation. This article describes the main approaches to the design of the educational environment in a preschool educational institution as a third educator. Keywords: design, educational environment, preschool educational institution, education and upbringing, design of educational environment. Проектирование образовательной среды критически важно для качества и эффективности образования. Она определяется как совокупность условий, способствующих развитию личности, и включает социокультурное пространство для взаимодействия участников образовательного процесса. В дошкольном образовании образовательная среда становится "третьим учителем", поддерживающим школьное обучение[2]. Программное содержание и развивающая среда определяют методики и формы обучения. ФГОС ДО подчеркивает значимость социокультурной развивающей среды, соответствующей индивидуальным особенностям детей, что включает взаимодействия между детьми и взрослыми, а также предметно-пространственное окружение [3].
Образовательная программа по ФГОС ДО включает интеграцию образовательных областей и способствует созданию развивающей среды, где каждый ребёнок может проявлять индивидуальность. Важные компоненты образовательной среды: пространственно-семантическая, содержательно-методическая и коммуникативно-организационная [1]. Педагог играет ключевую роль, создавая условия для самовыражения детей. Важно использовать разнообразные формы работы, соответствующие возрасту, и развивать интересы и потребности ребёнка. Эстетически оформленная среда должна стимулировать личностное развитие и культурные потребности детей [6]. Главные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях включают соответствие образовательным стандартам, возрастным особенностям детей, комфортность и эстетичность среды, а также её открытость для изменений. При проектировании следует учитывать психофизиологические, психологические, физиологические и антропометрические факторы, включая слуховые, зрительные ощущения и тактильные материалы [5]. Среда должна стимулировать интерес ребенка и развивать его самостоятельную игровую деятельность. Воспитатели должны не только создавать такую среду, но и обучать детей взаимодействию с ней, что является ключевым для их развития и положительных эмоций. Образовательная среда должна быть насыщенной, вариативной и безопасной, чтобы эффективно выполнять функции третьего воспитателя [6]. Кроме того, важно, чтобы образовательная среда стимулировала любознательность и мотивацию детей к обучению. Разнообразие игровых и учебных материалов, гармоничное сочетание различных зон (для тихой и активной деятельности) способствует созданию комфортной атмосферы, где каждый ребёнок ощущает себя защищённым и уверенным. Педагоги, взаимодействуя с детьми в этой среде, становятся не только проводниками знаний, но и партнёрами в совместной познавательной деятельности, что усиливает вовлечённость детей в образовательный процесс [4]. Список литературы
|