Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Условия проектирования образовательной среды в качестве третьего воспитателя в дошкольном образовании
Педагогика
Автор: Акимова Анна Михайловна   
23.11.2024 21:11

Условия проектирования образовательной среды в качестве третьего воспитателя в дошкольном образованииУсловия проектирования образовательной среды в качестве третьего воспитателя в дошкольном образовании

Аннотация. В данной статье раскрываются основные подходы к проектированию образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении в качестве третьего воспитателя, определены основные требования к развивающей образовательной среде.

Ключевые слова: проектирование, образовательная среда, дошкольное образовательное учреждение, образование и воспитание, третий воспитатель.

Conditions for designing the educational environment as a third educator in preschool education

Annotation. This article describes the main approaches to the design of the educational environment in a preschool educational institution as a third educator.

Keywords: design, educational environment, preschool educational institution, education and upbringing, design of educational environment.

Проектирование образовательной среды критически важно для качества и эффективности образования. Она определяется как совокупность условий, способствующих развитию личности, и включает социокультурное пространство для взаимодействия участников образовательного процесса. В дошкольном образовании образовательная среда становится "третьим учителем", поддерживающим школьное обучение[2]. Программное содержание и развивающая среда определяют методики и формы обучения. ФГОС ДО подчеркивает значимость социокультурной развивающей среды, соответствующей индивидуальным особенностям детей, что включает взаимодействия между детьми и взрослыми, а также предметно-пространственное окружение [3].

 

Образовательная программа по ФГОС ДО включает интеграцию образовательных областей и способствует созданию развивающей среды, где каждый ребёнок может проявлять индивидуальность. Важные компоненты образовательной среды: пространственно-семантическая, содержательно-методическая и коммуникативно-организационная [1]. Педагог играет ключевую роль, создавая условия для самовыражения детей. Важно использовать разнообразные формы работы, соответствующие возрасту, и развивать интересы и потребности ребёнка. Эстетически оформленная среда должна стимулировать личностное развитие и культурные потребности детей [6].

Главные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях включают соответствие образовательным стандартам, возрастным особенностям детей, комфортность и эстетичность среды, а также её открытость для изменений. При проектировании следует учитывать психофизиологические, психологические, физиологические и антропометрические факторы, включая слуховые, зрительные ощущения и тактильные материалы [5]. Среда должна стимулировать интерес ребенка и развивать его самостоятельную игровую деятельность. Воспитатели должны не только создавать такую среду, но и обучать детей взаимодействию с ней, что является ключевым для их развития и положительных эмоций. Образовательная среда должна быть насыщенной, вариативной и безопасной, чтобы эффективно выполнять функции третьего воспитателя [6].

Кроме того, важно, чтобы образовательная среда стимулировала любознательность и мотивацию детей к обучению. Разнообразие игровых и учебных материалов, гармоничное сочетание различных зон (для тихой и активной деятельности) способствует созданию комфортной атмосферы, где каждый ребёнок ощущает себя защищённым и уверенным. Педагоги, взаимодействуя с детьми в этой среде, становятся не только проводниками знаний, но и партнёрами в совместной познавательной деятельности, что усиливает вовлечённость детей в образовательный процесс [4].

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 (ред. от 21. 01. 2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – № 265.
  2. Абрамовских Т. А., Коптелов А. В., Ларюшкин С. А. О некоторых подходах к проектированию образовательной среды в образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2020. №4 (53). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/o-nekotoryh-podhodah-k-proektirovaniyu-obrazovatelnoy-sredy-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 03. 02. 2021).
  3. Аверина В. А., Герасименко О. А., Панферова Е. В. Условия образовательной среды доо, создающие и обеспечивающие безопасность воспитанников// Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития, 2020
  4. Космачева, Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников / Т. А. Космачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 461-464. — URL: https: //moluch. ru/archive/135/37856/ (дата обращения: 03. 02. 2021).
  5. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн проектирования образовательной среды // Вестник РМАТ. 2020. №3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-proektirovaniya-obrazovatelnoy-sredyrassmatrivayutsya (дата обращения: 03. 02. 2021).
  6. Ясвин В. А.Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. №1 (6). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-sredovogo-proektirovaniya-v-obrazovanii (дата обращения: 03. 02. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год