Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Педагогика
Автор: Веселова Елена Сергеевна Андреева Наталья Олеговна   
22.11.2024 05:18

ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Введение: Ранее детство — один из самых важных периодов психического становления ребёнка, именно в это время активно развиваются все психические процессы, закладываются некоторые личностные особенности, появляются новые формы деятельности.

Деятельность можно понимать как вид активности, направленный на изменение окружающего мира вокруг себя. В ней человек развивается, познаёт себя и окружающих, создает предметы материальной и духовной культуры.

Любая деятельность ребёнка тесно связана с его дальнейшим развитием (как в физическом плане, так и в психическом), поэтому нам стоит понимать всю важность сего процесса, однако у многих, возможно, возникнет вопрос: «А так ли важен процесс деятельности для человека (а в особенности ребёнка). Мы ответим заранее, конечно, да! Мы сразу должны понять, что без деятельности не будет человека, не как живой оболочки, а как активно развивающегося существа. С помощью нее мы порождаем, что-то новое и неизведанное, а значит, не стоим на месте.

Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

 

Ведущая деятельность ребёнка — это такая деятельность, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

На каждом возрастном этапе выделяется в качестве ведущей тот вид деятельности, который соотносится с социальной ситуацией развития и позволяет к окончанию этого этапа сформировать психологические новообразования.

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметно — манипулятивная или орудийно-предметная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.

Орудийно-предметные действия — это действия с предметом — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причёсываться расчёской, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведёрко. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребёнку нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

Особенности развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка раннего возраста.

Для начала разберём, что же такое предметная деятельность. Само понятие происходит из двух других определений, это «предмет» и «деятельность».

Деятельность-это специфическая активность человека, подконтрольная сознанию и направленная на внешний мир.

Предметность деятельности очень часто понимается непосредственно, как ее овеществление, как поглощение процесса деятельности вещью. Однако предметность деятельности, затрагивающая саму суть понятия, предполагает ее социальность, поскольку субъект открывает ее социальному миру, другому человеку. [2]

Предметная деятельность — это деятельность, направленная на обучение использованию различных предметов, например, инструментов,

игрушек, одежды, мебели и т.д.. Ссылаясь на концепцию ведущей деятельности, можно сказать, что активность субъекта является таковой в раннем возрасте (но об этом мы поговорим позже). Как и другие различные виды активности, предметная деятельность развивается в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, который вкладывает в ребенка образцы эксплуатации различных объектов. Большое значение имеет и оценка взрослым усилий ребенка по выполнению действия: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. [1]

Взаимодействие с предметами создает благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: ребенок учится обращать внимание на предметы, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); действия с предметами развивают практическое (наглядно-действенное) мышление ребенка; он учится называть различные свойства предметов и их функции; обогащается его словарный запас; ребенок запоминает свои впечатления от предметов, делится ими с родителями и сверстниками; развивается его речь.

Предметная деятельность ребенка, возникающая при переходе от младенчества к раннему детству, заключается в приобретении и выполнении предметных действий. Она имеет огромное значение для развития ребенка на втором и третьем годах жизни. В процессе овладения субъективными действиями ребенок также усваивает умственные действия и необходимые для них свойства.

Разница между действиями с объектами и простым манипулированием объектами заключается в том, что действия с объектами подразумевают использование объектов по назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, сделаны людьми и созданы для определенной цели: есть вилкой, пить из стакана, играть с формочкой, надевать шарфик на шею и варежки на руки. Вот распространенные способы их использования. Использование предметов на них не указано. Ребенок не может "открыть" его самостоятельно. Это происходит только под руководством и на примере взрослых. [3]

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают самой «техникой» его употребления.

Можно сделать вывод, что когда ребенок учится действиям по использованию бытовых предметов, он также учится правилам поведения в обществе, связанным с этими предметами. В связи с овладением предметной деятельностью меняется характер ориентации ребенка на новые ситуации, на встречи с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то в дальнейшем его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет используется, и как его можно использовать.

  1. Валлон, А. Психическое развитие ребенка /А. Валлон. — М.: Просвещение, 2007. – 303, 449 с.
  2. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) /А. Н. Леонтьев// Вопросы психологии. — 2006. — No1. c. 84
  3. Михайленко, Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте [Текст]/Н. Михайленко, Н.Короткова // Дошкольное воспитание. -1989. — No5. -175 c/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год